Поиск

Рестораны Советского кино.


При слове "ресторан" я вспоминаю сцену из детства. Мы с папой — в полупустом зале. Портьеры приглушают свет, блестят хрустальными подвесками большие люстры. Сверкают столовые приборы, топорщатся накрахмаленные салфетки.

Официантка стреляет глазками в отца, пока тот ищет в меню что-то для ребёнка. Мама в командировке, и мы обедаем здесь. Днём здесь почти пусто, но обслуживают нас невыносимо медленно. Я ною, что не хочу есть куриную лапшу, но отец неумолим: пирожное только тому, кто съест суп! Детали стёрлись, ощущение осталось: непривычная, смущающая роскошь — и чувство неловкости перед строгим метрдотелем и официантками.

Поесть в ресторане всегда было дороже, чем дома. И в далёкие 60-е, и сейчас.

Ресторан "Одуванчик" из фильма "Дайте жалобную книгу" напомнил мне тот, из детства. Только портьеры плюшевые, а не бархатные. И официанты стараются угодить клиенту — чего стоит беседа девушки в кружевной наколке с героем Г. Вицина!

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Правда, под стойкой непонятно что доливают в бутылку водки — да, это, к сожалению, практиковалось, слова из песни не выкинешь. А интерьер, хоть его и критикуют, мне симпатичен — абажуры над столами, удобные стулья, скатерти, салфетки — всё, как в учебнике по ресторанному делу. Полная сервировка — и бокалы, и приборы.

В фильме "Кавказская пленница" интерьер почти современный. Обилие воздуха и света, яркие чистые тона, чёткие линии мебели.
Жаль, что ресторан "Солнечный" не существовал — он был построен в павильонах "Мосфильма". В потолке тёплого розового цвета — световое окно, в которое "прорастает" декоративное дерево, размещённое посреди зала. Плавно изогнутая перегородка, отсутствие тяжёлых занавесей, светлые стены, радостные витражи на окнах — всё динамично и стильно.

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Мягкие невысокие кресла обиты тканью цвета фуксии и глубокого сине-фиолетового цвета.
В ресторане полно народу — едят, беседуют, танцуют. Как раз после разговора о похищении Нины герой Фрунзика Мкртчяна лихо отплясывает твист, демонстрируя галифе с кожаной вставкой сзади!
Сервировка классическая — белоснежные скатерти с заглаженными складками, прозрачное стекло и синие узоры на белом фарфоре.
Официанты в белых куртках и чёрных галстуках-бабочках снуют по залу, выполняя заказы. Возможно, таких ресторанов было мало или не было вовсе в 1966 году. Но мы ходим в кино за впечатлениями, а не за досконально запечатлённой действительностью, не так ли?

Ресторан "Плакучая ива". Знакомое название. Сразу вспоминаются Семён Семёныч Горбунков и Гена Козодоев за столиком, под ветвями ивы. 1968 год. На экраны выходит "Бриллиантовая рука" и моментально завоёвывает всенародную любовь.

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Попытки создать такой интерьер я видел не раз после выхода фильма. Это было новаторством: отделка помещения диким камнем, рифлёный потолок с лампами дневного света.
В центре помещения — бассейн, куда свалились оба героя после исполнения песни про зайцев. И живые лебеди в воде, — интересно, было ли такое где-нибудь?
Тут же, немного поодаль, расположился с компанией таинственный Шеф. Рядом с ним — интересная деталь: у стены сложены дрова для камина и над ними — вытяжка-колпак из чёрного металла. Наверное, такой камин играл декоративную роль. Светильник в таком же стиле, повторяющий форму вытяжки, висит над столом, где празднует находку "клада" Шеф (актёр Николай Романов).

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

У меня впечатление, что "Плакучая ива", несмотря на оригинальный дизайн, ресторан средней руки. Достаточно посмотреть на стулья с металлическим трубчатым каркасом — у меня пара таких осталась. Общее впечатление — сюда приходят "гульнуть", а не провести время в приятной обстановке. Вероятно, так и задумывалось создателями фильма.
Интерьер выстроен в павильонах "Мосфильма". А жаль, я обязательно посетил бы это замечательное место. На лебедей бы посмотрел.

1975 год. Сантехник Афоня с другом в ресторане. Фильм великолепный, а впечатление от сцены гнетущее. И интерьер ресторана здесь сыграл не последнюю роль.

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Помещение пытались облагородить — под потолком красивые люстры, кресла изысканной формы. Стена, отделанная квадратными поблёскивающими вставками, паркет ёлочкой — и ощущение неправильности, неуюта. Диссонансом к ресторанной обстановке — группа усталых дам на эстраде, которые даже не пытаются немного рассеять мертвящую скуку. Данелия гениально выстроил сцену — скучная обстановка и убогий интерьер подчёркивают ненавязчивый сервис.

1983 год. Вокзальный ресторан, двое ужинают. "Скажи, чтоб коньяк не разбавляли, это для меня!" Узнали? Конечно, "Вокзал для двоих".

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Ресторанчик невелик. Пусть сервировка не блещет богатством и изысканностью, а на танцполе не повернуться — зато кованые ажурные детали удачно оформляют бар, эстрада украшена бюстом с лихими усами и в шляпе, и всё помещение залито тёплым золотистым светом. Главное, конечно, не антураж, а переживания героев. Но атмосфера вокзального ресторана передана мастерски. В разъездах я бывал в таких местах и могу сказать — всё правда, так и было. И отсутствие униформы у девушек, и еда сомнительного качества, за исключением выпечки — в таких местах она была превосходна.

Фильм "Будьте моим мужем" снимали в Сочи, в Лоо. Южное солнце пронизывает всю картину. Где мог быть ресторан в таком городе? Конечно, на улице!

5ea2ab999380008eaf3818e7-1

Это колоритный ресторанчик под открытым небом, где мебель грубая, брутальная, из настоящего дерев а птицы поют прямо над головой. Бедность сервировки компенсирует великолепие южной кухни. Разноцветные гирлянды перца, горы винограда, зелени — лучшее украшение такого ресторана. Кованые панно и светильники гармонично сочетаются с мебелью и грубым камнем. На удивление уютная, греющая душу обстановка.

Времена меняются, рестораны остаются. А у вас есть любимый ресторан из фильма?

источник

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий