Поиск

Железнодорожная линия [Выборг] – Лазаревка – Мичуринское – [Сосново]. Часть четвертая


Железнодорожная линия [Выборг/Viipuri] – Лазаревка/Liimatta – Мичуринское/Valkjärvi – [Сосново/Rautu]

103. Станция Kyläpaakkola, вид в сторону станции Äyräpää [4]

От Kyläpaakkola до следующей станции Kaukila по насыпи бывшей железной дороги проходит грунтовка. В нашей экспедиции ни на одну из этих двух станций мы не заезжали, но карты говорят, что посетить эти места возможно.

Станция Kaukila/Каукила располагалась в одноименном населенном пункте. На станции имелась платформа для разгрузки военных грузов, а также высокая пассажирская платформа. Здание вокзала было построено в 1927 году. [5]

В настоящее время сохранился фундамент бывшего станционного здания. Фотографии станции времён её эксплуатации обнаружить не удалось.

104. Станция Kaukila на финской карте 1939 года [3]

На перегоне Kaukila – Ristseppälä/Житково располагался однопролетный мост через реку Hiijoki/Кузьминка. Неисправность этого моста можно считать одной из главных причин, по которой железнодорожная линия из Выборга в послевоенное время эксплуатировалась только до станции Житково, а дальше не восстанавливалась.

Станция Ristseppälä/Житково располагалась у переезда с автомобильной дорогой Выборг – Сосново. Первое станционное здание было построено при строительстве линии. Новое, вместо сгоревшего старого, было возведено в 1942 году [5]. Именно этот вокзал 1942 года постройки сохранялся до окончания эксплуатации станции. Вокзал такой же конструкции имелся и на станции Pilppula/Осиновка.

105. Станция Ristseppälä на финской карте 1939 года [3]

Как и на многих других станциях этой линии, в Житково в направлении главного пути располагалась основная часть станции, а чуть сбоку располагалась длинная грузовая платформа.

106. Грузовая платформа на станции Житково

107. Интересен тот факт, железнодорожный путь отделял грузовую платформу от автодороги и для заезда на платформу необходимо было пересечь этот путь

108. Грузовая платформа имеет косой поперечный профиль

109. Основная часть станции прилично заросла. И только следы деятельности металлоискателей отчетливо выдают расположение станционной площадки

110. А вот и шпалы станционных путей. Сложно поверить, что еще 20 лет назад здесь находилась железнодорожная станция

111. Остатки участка высокой платформы и станционного здания

112. А это фото сделано на бывшей низкой платформе

Последние пригородные поезда из Выборга до Житково значились в графике 1998 года. В это время станция уже работала в виде тупикового остановочного пункта – в работе оставался один путь и не было линейных работников. После завершения пассажирского движения на станции были отставлены несколько вагонов дизель-поездов Д1, которые в течении нескольких лет были здесь успешно утилизированы.

113. Остатки высокой пассажирской платформы

114. Фундамент станционного здания

115. Искатели металла работают на станции Житково по сей день…

Рельсы на перегоне Житково – Вещево были демонтированы силами МПС в 2001 году [12]

В довоенное время на перегоне Ristseppälä/Житково – Heinjoki/Вещево располагался остановочный пункт Koisilta/Койсилта, на карте 1939 года он уже не значился, поезда проезжали его без остановки.

Станция Heinjoki/Вещево

Станционное здание здесь было построено в 1927. Станция располагалась на малонаселенной территории, ближайшая деревня находилась в пяти километрах. Станция имела важную роль во время Зимней и Великой Отечественной Войны, для этого на ней была построена длинная грузовая платформа. [5]

116. Станция Heinjoki на финской карте 1939 года [3]

117. Станция Heinjoki в финское время [9]

Первое станционное здание сгорело, а второе, построенное на его месте, в 1944 году было перевезено на станцию Вуокатти железных дорог Финляндии, где и находится в настоящее время. [5] Вообще, финны довольно активно занимались перевозкой своих вокзалов со станции, расположенных на Карельском перешейке. К примеру, бывший вокзал со станции Молодёжное Большой Приморки долгие годы затем эксплуатировался на станции Пасила в черте города Хельсинки. Бывшее деревянное здание вокзала находится там и в настоящее время, но с 80-х годов используется уже для других целей.

118. Вокзал станции Вуокатти, который до 1944 году располагался на станции Heinjoki/Вещево. Фото 2015 г.

119. Разрушенная горловина станции Heinjoki со стороны Выборга, 24 августа 1941 года [4]

120. «Выборгская» горловина станции в апреле 2020 года

В советское время в Вещево было построено двухэтажное кирпичное станционное здание, которое находится в исправном состоянии и сейчас.

121. Пассажирская платформа на станции Вещево. За деревьями виднеется станционное здание

122. Лестничный спуск от станционного здания на пассажирскую платформу

123. Площадка бывшей станции вовсю зарастает деревьями

124. В горловине со стороны бывшей станции Житково всё еще стоят остовы двух светофоров, при этом в сторону Выборга ни одного светофора на станции не сохранилось

125. Еще год назад здесь лежали рельсы

126. Единственное место на линии Лазаревка – Вещево, где в настоящий момент сохранились рельсы – это восточная горловина станции Вещево

127. Здесь остались даже детали стрелочного перевода!

128. Бывший тупик в Вещево в сторону станции Житково. Яндекс-карты рисуют здесь грунтовку по насыпи бывшего перегона, но на обычном автомобиле проехать здесь вряд ли возможно…

Пассажирское движение от Выборга до Вещево осуществлялось до 1-го апреля 2009 года, далее линия использовалась для немногочисленных грузовых перевозок. По информации от известного Петербургского транспортного статиста Михаила Жукова, последний грузовой поезд проехал из Вещево в Выборг 18 декабря 2009 года. Поезд состоял из тепловоза М62 и одной грузовой платформы. Весьма снежной зимой 2009/2010 года путь от Лазаревки до Вещево не очищался от снега, а уже весной 2010 года проехать по линии было невозможно – часть рельсов были разобраны местными жителями. К 2012 году рельсы были уже демонтированы практически на всём протяжении линии, кроме станции Вещево. Хотя, по официальным документам перегон Лазаревка – Вещево не закрыт для движения вплоть до настоящего времени.

На этом наша экспедиция, начавшаяся со станции Сосново, подошла к концу, и мы отправились обратно в сторону Петербурга.

Но читателям блога я всё равно предлагаю отправиться дальше вдоль железнодорожной линии по направлению к Выборгу!

Станция Pilppula располагалась на малонаселённой территории. Оригинальное здание вокзала было уничтожено огнём в 1942 году и было заменено новым [5]. На станции имелось два пути. В Советско-Российское время здесь располагался остановочный пункт Осиновка. В настоящее время от бывшего раздельного пункта сохранились фундаменты станционного здания.

129. Станция Pilppula на финской карте 1939 года [3]

130. Разрушенный железнодорожный путь в районе станции Pilppula в августе 1941 года [4]

Остановочный пункт Rainio находился в эксплуатации в финские годы этой линии.

131. Остановочный пункт Rainio на финской карте 1939 года [3]

Станция Pero/Перово располагалось в районе поселения Suur-Pero, вблизи завода по производству гвоздей. Станционное здание было построено в 1927 году по проекту архитектора Thure Hellström’а, как и многие другие здания вокзалов на этой линии. От станции была построена узкоколейка к заводу по производству гвоздей. Оригинальное станционное здание сгорело во время войны. Вместо него в 1941 года было построено временное здание, которое в 1942 году было заменено на постоянное. [5]

132. Станция Pero на финской карте 1939 года [3]

В финские годы здесь располагалась трехпутная станция, а начиная с Советского времени – остановочный пункт. Станционное здание сохранилось и используется как жилой дом. [1]

Фотографии остановочного пункта моно увидеть, например, здесь.

Станция Karhusuo/Кархусуо

Небольшая станция, от которой шел подъездной путь к цементному заводу. Станционное здание было построено в 1927 году архитектором Thure Hellström’ом и являлось точной копией вокзала соседней станции Liimatta/Лазаревка. В 1942 году здание станции сгорело. Вместо него построили новое, но в последствии разобрали и его. [5]

133. Станция Karhusuo на финской карте 1939 года [3]

Ну а на следующей станции — Liimatta/Лазаревка, располагающейся на магистрали Pietari – Viipuru, железнодорожная линия до Valkjärvi и начиналась…

Станция была открыта 16 января 1925 года в момент открытия линии на Приморск [1]. Действует станция и сейчас, но уже в составе крупной станции Выборг.

134. Станция Liimatta на финской карте 1939 года [3]

Красным цветом показана линия на Valkjärvi, по диагонали проходил линия Выборг – Петербург, а налево уходит линия к Приморску

На этом серия постов про железную дорогу Выборг — Валкъярви завершена.

Благодарю Вас за внимание!

————————————————————

Список источников:

2. Материалы и комментарии с интерактивной карты https://wikimapia.org;
4. Фотоматериалы Архива министерства обороны Финляндии http://sa-kuva.fi/;

5. Книга «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat», Jussi Iltanen, 2010 г.;

6. Книга «Valtionrautatiet 1937 – 1962», 1962 г.;

14. Расписания движения поездов из коллекции Григория Егорова.

————————————————————

Выражаю благодарность Алексею Огневу и Владимиру Яшину без которых бы эта публикация не состоялась!

krisha0703.livejournal.com

Добавить комментарий