Поиск

Железнодорожная линия [Выборг] – Лазаревка – Мичуринское – [Сосново]. Часть третья


Железнодорожная линия [Выборг/Viipuri] – Лазаревка/Liimatta – Мичуринское/Valkjärvi – [Сосново/Rautu]

63. Позади станция Valkjärvi, слева – депо, прямо – перегон к соседней станции

64. Бывший перегон на перекрестке с грунтовкой к садоводствам «Карелия» и «Труд» вблизи озера Журавлевское

65. Насыпь среди леса и болот

66. Пересечение с газопроводом на Приозерск, который долгие годы не могут ввести в эксплуатацию

67. Конец грунтовки по насыпи железной дороги – впереди разрушенное водопропускное сооружение через ручей. Практически сразу за ручьем располагалась станция Korpioja. Миновать ручей можно было по параллельной дороге, но навигатор нас повел в другую сторону.

68. Здесь располагалась водопропускная труба

69. Вид в сторону юго-восточной горловины бывшей станции Korpioja

Станция Korpioja/Корпиоя

Двухпутный Разъезд Korpioja располагался на малозаселённой территории, рядом располагались только несколько частных землевладений. В 1929 году на разъезде было построено здание, такое же, как на станциях Punnus и Pölläkkälä. Разъезд имел военное значение – на нём имелась длинная платформа для разгрузки. Станционное здание сгорело во время Советско-Финской войны, в 1942 году на том же фундаменте было построено новое здание, которое также не сохранилось. Разъезд эксплуатировался с 1930 по 1944 годы. На советских послевоенных картах в этом месте отмечен о.п. с названием «Красноозёрное». [5; 1]

70. Korpioja – станционное здание [11]

71. Путейцы на строительстве разъезда Korpioja [11]

В настоящее время на территории станции прослеживается выемка под станционные пути, а также фундаменты станционного здания. Другие фотографии бывшей станции, а также её нынешнее состояние, можно посмотреть, например, здесь.

По всей длине перегона Korpioja – Punnus также проходит грунтовая дорога. В настоящее время перегон пересекает, даже частично по нему проходит, автомобильная дорога 41К-029.

72. Грунтовая дорога по насыпи бывшего перегона Korpioja – Punnus. Вид с середины перегона в сторону станции Korpioja

73. Насыпь бывшего перегона Korpioja – Punnus. Вид с середины перегона в сторону станции Punnus. Слева проходит автомобильная дорога 41К-029

Станция Punnus/Пуннус располагалась параллельно нынешней автодороге 41К-029 вблизи её пересечения с дорогой 41К-151.

Двухпутный разъезд Punnus, как и соседний разъезд Korpioja, располагался на малозаселенной территории. Станционное здание было построено в 1929 по тому же проекту, как на соседних станциях Korpioja и Pölläkkälä. Во время Советско-Финской (Зимней) войны здание вокзала сгорело, станционные пути были разрушены и как разъезд он больше не восстанавливался. [5]

Фотографий станции в годы её работы я не нашел, имеется лишь фото финских военных, занимающихся рекогносцировкой вблизи этой станции.

74. Финские военные вблизи станции Punnus, фото 30.08.1941 [4]

На перегоне Punnus – Pölläkkälä располагался самый крупный на этой линии железнодорожный мост – через реку Salmenkaitajoki (ныне река Булатная). В мае 1938 года на перегоне был открыт остановочный пункт Salo-Mälkölä (примерно в километре от реки по ходу в сторону станции Pölläkkälä). Грунтовая дорога проходит практически по всей длине бывшего перегона за исключением небольшого участка у моста через реку Булатную.

75. Вид с автомобильной дороги 41К-151 в сторону бывшей станции Punnus

Двухпролетный мост через реку Salmenkaitajoki разрушался дважды – в 1940 и в 1944 годах. В первый раз он был восстановлен по временной схеме, а во второй раз мост был разрушен окончательно.

76. Насыпь бывшей железной дороги на подходе к реке Булатной

77. Вид с насыпи сквозь деревья на реку и сохранившуюся центральную опору моста

78. Восстановление моста через реку Salmenkaitajoki, 12 октября 1941 г. [4]

79. Там же, но с другого ракурса [4]

80. Сохранившаяся центральная опора моста

Территориально мост (его остатки) располагается в деревне Четверяково. Подъезд к деревне «с асфальта» осуществляется по бывшей трассе железной дороги.

81. Камено-бетонные конструкции вблизи бывшего моста

82. На другом берегу реки насыпь продолжается

83. А со стороны деревни Четверяково на подходах к мосту сохранились даже деревянные шпалы!

84. Вид от бывшего моста в сторону станции Punnus. На дальнем плане – грунтовка для подъезда от деревни к асфальтовой магистрали 41К-151

Несмотря на то, что в паре километров от железнодорожного моста раньше располагался и автодорожный через эту же реку, коротким путем в сторону следующей станции Pölläkkälä не проехать – мост также разрушен.

85. Вид от станции Pölläkkälä на перегон в сторону станции Punnus

Станция Pölläkkälä/ Пёлляккяля

Уже в конце 19-го века из населенного пункта Pölläkkälä вырос значительный по местным меркам индустриальный центр – после строительства здесь двух лесопильных предприятий. В 1927 году из прилегающих к лесопилкам территории сделали населенный пункт, в котором проживало около 2500 человек по состоянию на 30-е годы. Станция Pölläkkälä была весьма пассажиронапряженной, при том, что грузовой работой, связанной с лесопильными предприятиями, занималась, в основном, соседняя станция — Äyräpää-Itäinen. [5]

86. Pölläkkälä, станционное здание [10]

Железную дорогу до станции Pölläkkälä открыли 1 ноября 1928 года, но пассажирские поезда здесь пошли здесь лишь с 1 января 1930 года – в момент продления линии до Valkjärvi. Пассажирское здание на станции было построено в конце 1929 года [5]. Путевое развитие станции состояло из двух путей нормальной длины и ещё одного – укороченного, куда ставились под выгрузку вагоны, пришедшие в адрес местных предприятий и организаций. [1]

87. Пассажирский поезд на станции Pölläkkälä [9]

88. Вид на бывшую платформу станции Pölläkkälä, которая расположена на территории нынешнего посёлка Барышево

Станция Äyräpää-Itäinen/Яюряпяя-Итяйнен располагалась в километре от станции Pölläkkälä в северо-западном направлении. Станция состояла из трёх путей и предназначалась для грузовой работы. На восток от станции отходил подъездной путь к лесопильному заводу «Альстрём», а на северо-запад пролегал подъездной путь к пристани на берегу реки Вуоксы. От пристани шел еще один путь в сторону станции Äyräpää, так что на перегоне Äyräpää-Itäinen – Äyräpää находился полноценный разворотный треугольник. [1; 5]

89. Железнодорожные линии в районе станции Äyräpää на финской карте 1939 года. Ныне это территория посёлка Барышево [3]

Весной 1938 года на перегоне Äyräpää-Itäinen – Äyräpää был открыт остановочный пункт Lammasniemi/Ламмасниеми предназначенный для прихожан крупной церкви, располагавшейся неподалёку. [1]

90. Подъездной путь от станции Äyräpää-Itäinen в районе лесопильного предприятия «Альстрём» [9]

91. Перешеек между озером Вуокса и одноимённой рекой в юго-восточной части нынешнего поселка Барышево. Примерно до этого места ранее доходил подъездной путь от станции Äyräpää-Itäinen

92. Берег реки Вуоксы в районе расположения пристани вблизи станции Äyräpää

93. Примерно в этом створе действовала паромная переправа через реку Вуоксу

Станция Äyräpää/Яюряпяя

Станционное здание построено в 1927 году по такому же проекту, как на станции Вуокатти железных дорог Финляндии. Станция была одной из самых важных и грузонапряженных на линии. Главным образом, станция использовалась военными, на ней имелась длинная погрузо-разгрузочная платформа. До 1930 года станция была конечной для пассажирских поездов. Станционное здание сгорело в 1942 году и больше не восстанавливалось. Документального подтверждения движения поездов до этой станции после 1944 года не имеется, в конце 40-х годов станция и прилегающие перегоны были разобраны. [5]

94. Вуокатти, станционное здание. Такое же здание вокзала было построено и на станции Äyräpää. Фото 2015 года

Несмотря на то, что станция Äyräpää была самой крупной на линии, её фотографий практически не сохранилось.

95. Грузовая платформа станции Äyräpää в сентябре 1942 года [4]

96. Там же…  [4]

97. Остатки грузовой платформы

98. Грузовая платформа станции Äyräpää

99. Фундаменты здания к северу от грузовой платформы станции. Имело ли это здание отношение к железной дороге, мне не известно

Хорошо замаскированные остатки бывшего станционного здания нам найти не удалось. В его предполагаемом месте мы увидели множество поваленных деревьев и несколько каменно-бетонных элементов.

100. Предполагаемое местонахождение станционного здания

Следует отменить, что с 1917 по 1929 годы название Äyräpää носила совершенно другая станция – нынешняя Лейпясуо, расположенная на участке Зеленогорск Выборг. После образования в 1925 – 1926 годах волости Яюряпяя в новых границах, название было перенесено на новую станцию, расположенную как раз в центре волости. Так что если Вы встречаете где-либо фотографию с подписью «Яюряпяя», при этом на станционной табличке читается «Голицыно» — то это бывшая станция Лейпясуо, которая к Мичуринской линии отношения не имеет. [12]

101. Юго-восточная горловина станции Äyräpää

Осмотрев самую крупную станцию на линии, пора отправляться дальше…

Продолжение следует!

————————————————————

Список источников:

2. Материалы и комментарии с интерактивной карты https://wikimapia.org;
4. Фотоматериалы Архива министерства обороны Финляндии http://sa-kuva.fi/;

5. Книга «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat», Jussi Iltanen, 2010 г.;

6. Книга «Valtionrautatiet 1937 – 1962», 1962 г.;

14. Расписания движения поездов из коллекции Григория Егорова.

————————————————————

krisha0703.livejournal.com

Добавить комментарий