Поиск

Железнодорожная линия [Выборг] – Лазаревка – Мичуринское – [Сосново]. Часть первая


Поэтому начну рассказ с перечисления источников, которые использовались при написании этого поста:

2. Материалы и комментарии с интерактивной карты https://wikimapia.org;
4. Фотоматериалы Архива министерства обороны Финляндии http://sa-kuva.fi/;

5. Книга «Radan varrella. Suomen rautatieliikennepaikat», Jussi Iltanen, 2010 г.;

6. Книга «Valtionrautatiet 1937 – 1962», 1962 г.;

14. Расписания движения поездов из коллекции Григория Егорова.

Изображения и схемы в посте кликабельны.

После окончания гражданской войны и обретения Финляндией независимости стала активно развиваться территория этой страны, находящаяся на Карельском перешейке. В частности, развивалось промышленное производство в волости Äyräpää/Яюряпяя, которая в своих новых границах находилась в районе берега реки Вуоксы.

Развитие местной промышленности невозможно было представить без железнодорожного транспорта, поэтому в 1919 году начал обсуждаться вопрос строительства новой железнодорожной линии в этом районе. Обсуждалось несколько трассировок новой линии. По первоначальному плану, от станции Liimatta/Лазаревка железная дорога должна была пройти до деревни Пааккола, расположенной на берегу реки Вуоксы (ныне это район шлюза Гремучий), далее пересечь Вуоксу и продолжится до станции Myllypelto/Мюллюпельто, расположенной на участке Hiitola/Хийтола – Rautu/Сосново. По другим планам, после пересечения Вуоксы железная дорога должна была протянуться до берега Ладожского озера – к деревне Сортанлахти (ныне — Владимировка). [1]

В 1925 году Сеймом Финляндии было принято окончательное решение о строительстве новой железной дороги – она должна была соединить станцию Liimatta/Лазаревка, расположенную на окраине города Viipuri/Выборг с активно развивающимся центром волости Äyräpää/Яюряпяя – населенным пунктом Pölläkkälä/Пёлляккяля. Для дальнейшей возможности строительства линии в Мюллюпельто, первоначальное направление трассы сохранялось прежним – от станции Liimatta/Лазаревка линия была запроектирована до станции Kyläpaakkola/Кюляпааккола, располагавшейся вблизи реки Вуоксы. Там линия делала поворот на 90 градусов и вдоль берега Вуоксы продолжалась до Pölläkkälä/Пёлляккяля. [1]

01. Железнодорожная линия Лазаревка – Мичуринское. Ситуационный план на современной основе

Зеленый цвет – существующие железнодорожные линии на момент начала строительства линии в Валкъярви/Valkjärvi;

Красный цвет – новая железнодорожная линия Лазаревка/Liimatta – Мичуринское/Valkjärvi;

Фиолетовый цвет – нереализованные проекты: Кюляпааккола/Kyläpaakkola — Мюллюпельто/Myllypelto и Валкъярви/Valkjärvi – Сосново/Rautu.

Инженерные изыскания по трассе новой линии проводились с февраля 1926 года, а уже в сентябре того же года начались и строительные работы. К концу 1926 года от Лазаревки до Житково успели расчистить участок от леса, а на участке длиной в 3,5 км, от Лазаревки до Кархусуо, даже уложили рельсы. В 1927 году работы велись уже на участке до станции Kyläpaakkola, располагавшейся вблизи от реки Вуокса, а к концу года работы велись и на участке в сторону станции Äyräpää. В сентябре 1927 года было принято решение о необходимости строительства участка пути протяженностью 1,5 км от станции Äyräpää до пароходной пристани не берегу реки Вуоксы. К середине 1928 года рабочие поезда ездили уже на всем протяжении линии от станции Liimatta до Pölläkkälä, а 1 ноября 1928 года линия была принята в постоянную эксплуатацию. [1]

02. Рабочие на строительстве железнодорожной линии [9]

В 1928 году было принято решение о продлении строящейся железнодорожной линии до станции Valkjärvi, в том же году было отсыпана значительная часть земляного полотна этого участка. К августу 1929 года на всем протяжении участка Pölläkkälä – Valkjärvi были уложены рельсы, построен двухпролетный мост через реку Salmenkaitajoki, которая сейчас именуется как река Булатная. А уже 1-го января 1930 года участок линии до станции Valkjärvi открылся для движения поездов. [1]

03. Прибытие первого поезда на станцию Valkjärvi, 01.01.1930 [11]

Железнодорожная линия была построена однопутной, со станциями и разъездами. Общая протяженность линии составила 69 километров. На линии имелось три больших металлических моста – двухпролетный через реку Salmenkaitajoki на перегоне Pölläkkälä – Punnus и однопролетные через реки Perojoki и Hiijoki. Минимальный радиус кривых на линии составил 480 метров максимальный уклон – 12 тысячных. На станции Valkjärvi было устроено депо на два стойла и поворотный круг. На станции Äyräpää имелась возможность разворота паровоза на треугольнике. [1]

04. Строительство железнодорожного моста через реку Salmenkaitajoki, 1929 г. [9]
05. Строительство железнодорожного моста через реку Salmenkaitajoki, 1929 г. [9]

К концу 1939 года на линии имелись следующие станции, разъезды и остановочные пункты:

Ниже приведено два расписания движения пассажирских поездов по линии Viipuri – Valkjärvi, которые действовали в начале 1938 г. и в конце 1939 г.

06. Расписание движения поездов и согласованных автобусов в период с 01.01.1938 по 14.05.1938

07. Расписание движения поездов и согласованных автобусов в период с 01.10.1939 по 31.12.1939 [14]

Как видно из расписания, все поезда на линии были сквозными – от Выборга до Валкъярви. Имелось 4 -5 пар поездов в день. Одна из пар поездов (297/298) обслуживалась «вагоном-тепловозом» или, как говорят сейчас, рельсовым автобусом. Поезда 291/292, 293/294, 295/296 состояли из сидячих вагонов второго и третьего классов. Поезд 299/300, курсировавший в 1939 году, состоял только из сидячих вагонов третьего класса.

По станции Valkjärvi осуществлялась пересадка на согласованные автобусы, которые курсировали по двум направлениям:

— Valkjärvi – Sakkola/Громово – Taipale/Соловьёво;

— Valkjärvi – Rautu/Сосново – Hatakkala [за нынешним пос. Запорожское].

Движение по первой автобусной линии началось с 01.05.1933 и продолжалось до 30.11.1939. По второй линии автобусы курсировали с 01.05.1934 по 01.12.1939. Помимо этого, до Metsäpirtti, ныне поселок Запорожское, с 10.12.1936 по 01.11.1939 осуществлялись грузовые перевозки автопоездами, принадлежащими Финским железным дорогам (VR). [6]

08. Конечные пункты согласованного с поездами автобусного сообщения (отмечены оранжевой пиктограммой)

Во второй половине 30-х годов рассматривался вопрос продления железнодорожной линии от станции Valkjärvi до станции Rautu/Сосново, но экономические расчеты показали нецелесообразность данной стройки. [5]

Мирный период работы железнодорожной линии продолжался около 10 лет – до декабря 1939 года. Далее, до конца 1944 года здесь трижды находился полигон боевых действий.

В 1940 и до середины лета 1941 года годах железнодорожная линия эксплуатировалась Советским союзом. В это время советские железнодорожные войска успели построить подъездной путь длиной около 5 км от станции Rautu/Сосново к орудийным позициям в районе нынешнего посёлка Раздолье. Вероятно, у СССР были планы соединить железной дорогой Станции Rautu и Valkjärvi – по крайней мере в «Схеме железных дорог и водных путей сообщения СССР», увидевшей свет в 1943 году, эта линия фигурирует. В реальности, железная дорога на этом участке так и не была построена, хоть и значилась в разных картах и атласах вплоть до середины 50-х годов. [1]

Со второй половины лета 1941 года и до начала лета 1944 года рассматриваемая железная дорога вновь находилась на территории Финляндии. В 1942 году финнами даже был построен подъездной путь протяженностью 3,6 км от станции Valkjärvi до склада (так называемых «овальных погребов») в районе деревни Hampaala, насыпь которого до сих пор проходит практически через весь посёлок Мичуринское. [5]

После возвращения части Карельского перешейка в состав Финляндии, как минимум до четвертого квартала 1942 года по линии курсировали всего 2 поезда, предназначенные для использования военнослужащими. Как видно, для этих поездов в расписании указано только их время отправления и прибытия на станцию Выборг. Были ли эти поезда в ходу фактически – мне неизвестно. Но интересен тот, факт, что поезда 1/2 и 3/4 были согласованы по станции Выборг с поездами сообщением Хельсинки – Рощино (на участке Выборг – Рощино эти поезда значились также только для военного сообщения).

09. Расписание движения поездов в период с 01.04.1942 по 31.05.1942 [14]

10. Расписание движения поездов в период с 01.06.1942 по 30.09.1942 [14]

В расписаниях 1943 и 1944 годов поезда Выборг – Валкъярви продолжают курсировать с пометкой «для военного сообщения». Помимо транзитных поездов по всей линии, появляются поезда сообщением до станций Rainio, Pilppula и Heinjoki/Вещево. Полный маршрут обслуживается поездами, состоящими из паровоза и вагонов 2-го и 3-го классов, на сокращенные маршруты выходят «рельсовые автобусы».

11. Расписание движения поездов в период с 01.10.1943 по 31.12.1943 [14]

12. Расписание движения поездов в период с 01.04.1944 по 31.05.1944 [14]

После повторного возвращения Советского Союза на эту территорию сведений об эксплуатации линии далее станции Житково не имеется. Наиболее вероятно, что далее станции Житково линию не восстанавливали по причине разрушения мостов через реки Salmenkaitajoki и Hiijoki. [1]

Расписания движения поездов по линии Выборг – Вещево в Советское время являются, как оказалось, тайной за семью печатями. С конца 60-х годов и до 1991 года в книжках расписаний пригородных поездов Финляндского направления они не найдены, при том, что и на Каменногорск, и на Высоцк графики движения найти несколько проще. Вероятно, такое положение дел связано с нахождением в те годы вблизи станции Вещево крупного военного аэродрома.

Первое расписание движения поездов, где фигурирует линия Выборг – Житково, мною было обнаружено лишь к книжке 1992 года. В ходу были три пары поездов по будням и четыре по выходным.

13. Расписание движения пригородных поездов на лето 1992 года [14]

По состоянию на лето 1996 года на линии Выборг – Житково в ходу были три пары пригородных поездов:

— туда: 5:10 — 6:13, 15:05 — 16:08, 18:20 — 19:24;

— обратно 6:31 — 7:36, 16:17 — 17:20, 19:36 — 20:42. [7]

14. Служебное расписание движения поездов на лето 1998 года – последний год эксплуатации перегона Вещево – Житково [13]

Движение поездов по перегону Вещево – Житково было прекращено не позднее декабря 1998 года. Скорость движения поездов по этому перегону в последние годы работы не превышала 15 км/ч по причине неудовлетворительного состояния пути [1].

В 1999 году линии Выборг – Вещево использовалась только для незначительного грузового движения. В 2000 году движение пригородных поездов до Вещево было возобновлено, а рельсы на перегоне Вещево – Житково разобраны. [7]

Начиная с 2001 года расписание движения поездов от Выборга до Вещево начинает публиковаться в «книжках расписаний», при этом время проследования промежуточных остановочных пунктов в них первоначально не значится. С 2000 и до начала 2002 года по линии курсируют две ежедневные пары пригородных поездов

15. Расписание движения пригородных поездов на лето 2001 г. [14]

16. Расписание движения пригородных поездов на зиму 2001-2002 гг. [14]

17. Расписание движения пригородных поездов на зиму 2001-2002 гг., ускоренное для электричек от Петербурга до Выборга[14]

Начиная с летнего графика 2002 года в ежедневном обращении остается одна пара поездов, вторая пара курсирует только по будним дням

18. Расписание движения пригородных поездов на лето 2002 г. [14]

19. Расписание движения пригородных поездов на лето 2003 г. [14]

20. Расписание движения пригородных поездов на лето 2004 г. [14]

С осени 2004 года по выходным движение по линии не осуществляется, поезда курсируют только по будним дням.

21. Расписание движения пригородных поездов на зиму 2004-2005 гг. [14]

22. Расписание движения пригородных поездов на лето 2005 г. [14]

23. Расписание движения пригородных поездов на лето 2006 г. [14]

Начиная с летнего графика 2007 года утренний поезд из Выборга в Вещево следует загонкой, то есть без официальной посадки пассажиров.

24. Расписание движения пригородных поездов на лето 2007 г. [14]

25. Расписание движения пригородных поездов на зиму 2007-2008 гг. [14]

С летнего графика 2008 года в ходу остается одна пара поездов по будням. Утренний рейс Выборг – Вещево и вечерний из Вещево в Выборг осуществляются без перевозки пассажиров.

26. Расписание движения пригородных поездов на лето 2008 г. [14]

27. Расписание движения пригородных поездов на зиму 2008-2009 гг. [14]

С 1-го апреля 2009 года движение поездов с пассажирами по линии Выборг – Вещево закрыто. По состоянию на 2012 год на значительной части перегона Выборг – Вещево рельсы демонтированы [1]. На самой станции Вещево по состоянию на середину 2019 г рельсы сохранялись, а в апреле 2020 года уже отсутствовали…

В следующей части мы с Вами рассмотрим раздельные пункты этой железнодорожной линии…

Продолжение следует!

krisha0703.livejournal.com

Добавить комментарий