Поиск

«Культурные» кубанские УАЗики в Омске


Сегодня, 25 марта, отмечается День работника культуры России, так что мои поздравления всем труженикам культурных фронтов! А в качестве тематического наполнения будет небольшая подборка специальных автомобилей на базе УАЗ, работавших в различных культурных учреждениях Омска. В СССР специальную автотехнику для работников культуры выпускало несколько заводов, но, пожалуй, самым известным из них был Краснодарский механический завод. Самой известной его продукцией были автобусы "Кубань", про которые я как-то уже писал, но кроме них, завод выпускал ещё и другую технику, в частности, микроавтобусы оригинальной конструкции на шасси УАЗ. Дело в том, что в советские времена родные УАЗовские микроавтобусы модели 452В/2206 (как и фургоны УАЗ-452/3741) выпускались в достаточно малом количестве, по сравнению с бортовыми УАЗ-452Д/3303, и всем желающим их не хватало, поэтому многие ведомственные заводы монтировали на шасси УАЗ-452Д/3303 пассажирские и специальные кузова собственной разработки. На Краснодарском мехзаводе ещё с 1967 года стали выпускать на шасси УАЗ-452Д микроавтобус "Кубанец", в модификациях У1А (автобус) и У1К (автоклуб), эти машины можно легко отличить от других подобных "уазоидов" по боковым наклонным рёбрам жёсткости кузова. Выпускались "Кубанцы" до 1992 года и до сих пор их можно встретить на дорогах. В Омске один такой микроавтобус, принадлежавший Омскому музыкальному театру, проработал как минимум до середины 2010-х.

На машине даже сохранялись советские белые номера 9641 ОММ. Сразу видно, что у автомобиля был заботливый водитель — несмотря на свой возраст, "Кубанец" выглядел достаточно бодро.

А вот его ровесника, работавшего в Омском государственном цирке, я застал в 2007 году уже отставленным от работы, в достаточно уставшем виде.

Многие "Кубанцы", отработав много лет на ниве культуры, попадали потом в руки частных владельцев, как этот микроавтобус, работавший когда-то в Омской филармонии.

С 1986 года в дополнение к "Кубанцу" Краснодарский завод стал выпускать ещё одну модель "культурного микроавтобуса" на базе УАЗа — автоклуб Т12.02. Она отличалась тем, что имела отдельный пассажирский модуль. В зависимости от модификации, в нём могло быть от 4 до 7 мест (не считая мест в кабине водителя). Одна такая машина долгое время работала в Омской филармонии.

Салон пассажирского модуля был значительно просторнее, чем у "Кубанца" или обычных УАЗиков.

Аналогичный автомобиль был и в гараже Омского музыкального театра.

На стекле салона — тот же логотип, что и на дверцах кабины у предыдущей машины. На крыше пассажирского модуля имелся большой люк, такой же был и на "Кубанцах", он служил как для вентиляции, так и в качестве аварийного выхода в случае опрокидывания автомобиля.

Ещё один экземпляр Т12.02 трудился в омском хозяйственно-эксплуатационном центре "Творчество". Эта организация занималась обеспечением различных культурных мероприятий: монтажом временных сцен и трибун для уличных концертов, обеспечением звукового и светового сопровождения, декоративным оформлением улиц города к праздникам и прочими подобными вещами.

В отличие от двух предыдущих машин, на задней стенке кузова имеется дополнительная дверь, это один из вариантов заводского исполнения.

И в завершение подборки — ещё одна такая же машина, которая работала в Доме культуры райцентра Павлоградка Омской области. Установленный на ней громкоговоритель указывает на то, что автомобиль оборудован звукоусилительной установкой, кроме неё, автоклуб с завода комплектовался кинопроектором, киносъёмочным аппаратом и фотоаппаратом (были различные варианты комплектации).

Как и у машины из "Творчества", кузов автоклуба из Павлоградки оборудован задней дверью кузова, что облегчает погрузку-разгрузку, при перевозке каких-нибудь декораций, например. Бежевый кузов с широкой синей полосой — один из вариантов заводской окраски.

На этом пока всё, подборки по «бурбухайкам» на базе УАЗиков ещё будут, следите за обновлениями!

mib55.livejournal.com

Добавить комментарий