Поиск

как помочь ребенку сделать выбор?


Сыну почти 17 лет, и ему сейчас надо сделать выбор, а он говорит, что *я не знаю, что выбрать, чтобы не сожалеть потом об этом*.

Какие есть методики или способы для 17 летнего подростка, чтобы он смог отрефлексировать и понять, что ему хочется? И как его научить не сожалеть о сделанном выборе?

<lj-cut text=»подробности ниже«>Мы живем в Америке, и старший сын учится в 10 классе американской школы, всего 12 классов обучения. Его школа сотрудничает с колледжем, который дает  возможность параллельно со школой получить спецкурсы на уровне колледжа (это экономит время и деньги) по разным направлениям. Их несколько, но я знаю только про 2, на которые сын подал заявки и, соответственно, проходил интервью, это ИТ (информационные технологии)  и медицина. Количество мест ограничено, а желающих много, например, в ИТ на 4 места было подано 90 заявок. Сыну нравятся оба направления (ИТ и медицина), и зная про большую конкуренцию он уже решил для себя, что если его берут только в одну программу, то он идет туда, если его не берут ни в одну из программ, то он в 12 классе сможет в местном колледже взять несколько классов, а какие именно, он будет решать потом. Заранее скажу, что сын уже проходил профориентирование в школе, и результаты теста выдали, что у него есть склонности к ИТ и медицине.
Вчера сыну пришло приглашение на обе программы, надо выбрать до 28 февраля. И у него ступор и страх, он не знает, что ему сейчас выбрать, как он сам сказал *я не знаю, что выбрать, чтобы не сожалеть потом об этом* (он высказался чуть грубее, но смысл именно такой).
Мы ему сказали, да, это сложно, и бывает, что  люди теряются перед необходимостью выбора и часто выбирают ничего не делать. Грубо говоря, у тебя сейчас 3 возможности —
1. выбрать ИТ программу
2. выбрать медицинскую программу
3. ничего не выбрать
Сын сказал, что ничего не выбирать глупо, так что #3 отпадает сразу, но он не знает, что выбрать  #1 или #2. Мы с мужем ему пытались донести мысль, что даже если он сейчас делает какой-то выбор, а потом через год поймет, что это не его, то ничего страшного. Он сможет закончить школу, пойти в колледж и взять там классы по другой программе, но у него уже будет опыт и реальное понимание того, что, допустим, ИТ ему не подходит. И даже если он посвятит этому направлению 20 лет, а потом решит сменить специальность, то это тоже не проблема, многие люди в Америке переучиваются после 30 и 40 лет. Мы предложили ему абстрактно подумать, что ему нравится больше, и кем он себя хочет видеть через 10 лет, после слов *Не знаю* он сказал, что *хочет ничего не делать, но чтобы у него были деньги*. На что мы сказали, есть вариант  выиграть джекпот или подумать, какая работа дает больше оплаты при меньших трудозатратах — здесь это возможно и в медицине, и в ИТ. Обговорили с сыном различие условий труда в ИТ и в медицине, по его словам, ему подходит и то, и другое.
И я в сомнении, то ли мы выбираем неправильные слова, чтобы донести свою мысль, или направить его, чтобы он сам для себя определил, что ему важнее всего, то ли в 17 лет это в принципе невозможно. Он мечется и не знает, что выбрать, и от этого он весь в напряжении. Как можно помочь 17 летнему подростку — предложить ему думать более абстрактно о выборе или обратить внимание на конкретику?

ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий