Поиск

Без колыбельных


P2110102

 — Как вы видите перестройку в сельской школе?

— Надо научиться преподавать опираясь на жизненный  опыт ученика. Пока учитель психологически не готов к диалогу с классом. хотя знает массу нужных и ненужных вещей из области педагогики и психологии. А ведь они по природе своей должны быть единым целым. Школа десятилетиями управлялась как бюрократическая контора. И разрушенные отношения содружества учителя и ученика пока не возродились. Базисный уровень учебных программ должен быть единый но с региональными «ветвями». Чем ближе к школе, тем «ветвистей».

Даем, положим, первые представления о биологических процессах. А примеры, «фактура» — из жизни местной флоры и фауны, вплоть до собственного хозяйства. Сельский школьник — реальный или потенциальный — совладелец подворья. В отличие от горожанина он уже включен в хозяйственную жизнь.

— Старый — деревенский культурный уклад разрушен, во многих местах — начисто, невозвратно. А оказалось заменить ого нечем. Можно ли возродить эту утраченную духовность? Как? Это главные вопросы.

— Тот уклад держался церковью, школой и деревенским «миром». Крушение трех этих столпов стало и его крушением. Не уверена, что повсеместное восстановление религиозного сознания — непременное и скорое дело, как и возрождение традиций крестьянской общины. Думаю, духовное возрождение деревни пойдет не через церковь, а через школу.  Она же, как известно, до недавнего времени не ставила своей целью воспитание духовности — только «формирование  материалистической картины мира».

Правда, нравственный идеал пытались «вложить» в курс русской литературы, и в дальнейшем литературе должна стать одной из составляющих воспитания духовности. Но преподаваться она должна, видимо, иначе.  Я спрашивала многих ребят в школах, пели ли им матери в раннем детстве колыбельные песни. Оказывается, не пели. А ведь начало семейного воспитания, воспитания близости родителей и детей именно в колыбельных и заложено.

Вообще в народных стихах, песнях, плачах воплощены все типы нравственных отношений между людьми: любовь, дружба, жалость, тоска по ушедшему. Потом перейти к изучению древней литературы. Затем уже — классика.  С другой стороны, воспитанию духовности поможет и Библия. «Не убий», «не укради», «не солги», понятия о грехе и раскаянии…  Думаю, что священники могли бы читать в классах историю религий, вести беседы с учениками.  Школа должна стать сердцем села, преемником и хранителем всей веками накопленной культуры.

Интервью взял Григорий Юнин.

Возможно из журнала "Крестьянка" foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий