Поиск

Лётчик Денисов: спившийся Дважды Герой Советского Союза


Биография Сергея Прокофьевича Денисова (1909 — 1971) — хорошая иллюстрация того, что не каждый блестящий боец может стать столь же хорошим «командиром над бойцами».
Во время войны в Испании Денисов отличился как лётчик-истребитель и в 1937 году получил звание Героя Советского Союза. После этого он резко пошёл на повышение — боевой опыт есть, армия быстро численно увеличивается; репрессии 1937-38 годов открыли много новых ваканcий. Взлёт просто головокружительный:
1937 год — командир истребительного авиационного полка.
1938 год — командир авиабригады.
1939 год — командующий 2-й [воздушной] Армией особого назначения (АОН-2).
1940 год — командующий ВВС 7-й армии. В этой должности участвовал в Советско-финской войне. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1940 года за умелое руководство боевыми действиями при прорыве линии Маннергейма комдив Денисов Сергей Прокофьевич награждён второй медалью «Золотая Звезда».
В апреле 1940 года С. П. Денисов назначен командующим ВВС Закавказского военного округа (в 31 год!)
Казалось бы — передл нами будущий «авиационный Наполеон», не меньше.
Однако дальше:

Освобождён от должности 20 июня 1941 года «за низкую боевую подготовку частей и неудовлетворительное состояние материальной части».
Во время Великой Отечественной войны с августа 1941 года он — начальник Качинской военно-авиационной школы пилотов имени А. Ф. Мясникова. Приказом командующего ВВС Красной Армии А. А. Новикова от 20 ноября 1942 года был освобождён от должности начальника авиашколы, как не справившийся. Кроме того, ему в вину были поставлены неумение устранять недочёты в работе, отсутствие авторитета у подчинённых и злоупотребление алкоголем. Три месяца находился в резерве командующего ВВС.
С февраля 1943 года — командир 283-й истребительной авиационной дивизии 16-й воздушной армии. Во главе дивизии хорошо проявил себя во время Курской битвы и битвы за Днепр. Но Героя опять подвело злоупотребление алкоголем, за что он сначала получил строгий выговор по партийной линии, а 14 декабря 1943 года был снят с должности командира дивизии. С февраля 1944 года — старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии. С октября 1946 года по ноябрь 1947 года учился в Высшей военной академии имени К. Е. Ворошилова. С 1947 года в отставке по болезни.

«с февраля 1944 года — старший помощник начальника 4-го отдела по тактической подготовке Управления формирования и военной подготовки ВВС Красной Армии.» — генерал-лейтенант на должности «помощника начальника отдела Управления» это нонсенс; слишком низкая должность. Человека явно пытались «пожалеть и дать второй шанс», но из этого ничего не вышло:
В 1945 году начальник Управления формирования и боевой подготовки ВВС РККА Генерал — майор авиации Волков в аттестации отметил:

«Генерал — лейтенант авиации С. П. Денисов в Управлении работал мало и без желания, самостоятельно разрабатывать документы не умеет и желания учиться этому делу не проявил. Периодически в среднем раз в месяц запивал на срок от 3 до 5 дней»

Подводя краткий итог деятельности С. П. Денисова после Испании, О. С. Смыслов пишет в своей книге «Асы против асов»:

«Судьба известного лётчика, Генерала С. П. Денисова, чьи неоднократные записки о недостатках наших истребителей 2 года не доходили до Сталина, сложилась несколько иначе, чем многих его коллег «испанцев», уничтоженных в начале Великой Отечественной войны. Но и он себя не нашёл в военачальниках. Ведь не всегда отличный лётчик может быть отличным командиром. К сожалению, такое противоречие действует и теперь.

Сергей Прокофьевич авиашколу окончил в 1931 году. Прошёл должности младшего, старшего летчика и командира звена. Потом Испания и звание Героя Советского Союза. С 1937 года за 4 месяца Денисов вырос в званиях от Старшего лейтенанта до Полковника ( Капитаном — 2,5 месяца, Майором — 1 месяц ), а в должностях — от командира отряда до командира авиабригады ( через эскадрилью и полк ).

В 1938-м комбригом он командовал 2-й авиационной армией особого назначения на Халхин — Голе, а потом в звании комдива ВВС — 7-й армией в Советско — Финляндской войне, где стал дважды Героем Советского Союза.

С Апреля 1940 года — командующий ВВС Закавказского военного округа, но в Августе его назначают начальником Качинской авиационной школы. Кто знает, если бы он не написал тогда свои записки по качественному улучшению истребителей, где бы он был вместо Качи ?.. Сталин не забыл этого поступка, потому и прощал ему многое. А прощать было что. Ведь именно там этот 33-летний Генерал в 1942 году «показал себя недостаточно твёрдым и волевым командиром». По мнению проверяющих, он «в отдельных случаях проявлял малодушие и неумение решительно устранять недочёты в работе… Авторитетом как начальник школы пользовался мало. Лично летал редко и преимущественно на учебных самолётах старого типа. Злоупотребляет спиртными напитками, в силу чего по 2 — 3 дня не бывает на службе…» И это в суровые годы войны !

В Ноябре 1942 года Денисова освобождают от должности и держат в распоряжении Управления кадров ВВС, а в Феврале 1943 года назначают командиром истребительной авиадивизии. Ею он командует год, но продолжает пить и не проявляет желания осваивать современные истребители. Значит, снова не справился…

Теперь его назначают с понижением — старшим помощником начальника 4-го отдела по тактической подготовке в Управление формирования и боевой подготовки ВВС. Но и там ничего не вышло. Его начальник писал: «При отсутствии у Денисова достаточной силы воли и при его слабохарактерности, столь большое возвышение вскружило ему голову, он начал пьянствовать, несерьёзно относиться к своим служебным обязанностям и личному усовершенствованию». Даже в тылу, в тепле и уюте молодой Генерал — лейтенант и дважды Герой Советского Союза не хотел работать, не умея и не желая разрабатывать текущие документы. Периодически и в среднем раз в месяц он и там уходил в запои, продолжавшиеся от 3 до 5 дней.

В 1946 году ему дали ещё одну попытку покомандовать дивизией уже в мирном небе, но назначение не состоялось. Как итог — авиационное отделение Академии Генерального штаба, а через полгода ( в Ноябре 1947 года, в возрасте 38 лет ) — увольнение из армии по болезни в запас. В общем, с командира звена так ничего и не вышло, как и не вышло из некоторых его коллег, отличных и бесстрашных лётчиков в Монголии, в Испании, и в Китае…

А всё потому, что они не смогли подняться выше своего уровня — уровня командира звена и эскадрильи. В современной войне такие «военачальники», как и те, кто отличился в Гражданской, оказались ненужными. Но при этом никто из них не отказался от высоких должностей».
picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий