Поиск

Катерина Мурашова


Добрый день, уважаемые сообщники.
У меня возникла идея новой рубрики.
Сначала я хотела обозначить её как "педагогический клуб" или "педагогический четверг" (по аналогии с "соционическими средами" и "кино-литературными понедельниками"), но потом поняла, что человек, о котором я хочу написать, гораздо больше интересен мне своей личностью и мировоззрением, чем педагогическими взглядами.

Так что ближе всего к содержанию этой рубрики подошло бы название типа "Психологи и их теории/книги/идеи" (предлагайте свои варианты). Предыдущий пост на эту тему был посвящён книге Андрея Курпатова «Красная таблетка. Посмотри правде в глаза!», а в следующем запланировано рассмотреть две книги юнгианского аналитика Джин Шинода Болен "Боги в каждом мужчине: архетипы, управляющие жизнью мужчин" и "Богини в каждой женщине".

А пока вернёмся к нашей сегодняшней героине:

Катерина Мурашова почти 30 лет работает в детской районной поликлинике на окраине Санкт-Петербурга, к ней на приём приходят уже поколениями — выросшие дети приводят своих детей.

Она пишет книги и называет себя рассказчиком историй: по её убеждению, психологические знания, идеи, модели лучше всего воспринимаются, усваиваются и запоминаются в форме историй.


По первому образованию Мурашова биолог, что наложило яркий отпечаток на её воззрения. По её словам, она работает в естественнонаучной парадигме.
В последнее время Катерина Мурашова очень много выступает публично, в сети легко найти записи её лекций и интервью.

Для знакомства, на мой взгляд, подойдут два ролика на тему мифов о воспитании.
В первом видеоролике тема изложена коротко и сжато:

Во втором (только аудиозапись) она рассказывает о том же гораздо более развёрнуто и увлекательно:

Ниже я в тезисах изложу, о чём она чаще всего говорит в своих выступлениях.

Не существует одного правильного метода воспитания.

Работа психолога заключается в том, чтобы показать клиенту ещё несколько граней ситуации помимо тех, что он видит.

Маленькие дети — это маленькие зверюшки. Их поведением в основном руководят биологические программы. Процесс очеловечивания продолжается всю жизнь, и, если повезёт, то умираем мы людьми )

Из трёх всем известных кризисов — "кризис трёх лет", подростковый кризис и экзистенциальный кризис, больше известный как кризис среднего возраста — существует только один: экзистенциальный. "Кризиса трёх лет" не существует — это невроз, вызванный тем, что родители не проставили твёрдые границы; подростковый кризис создаётся искусственно.

Распространённая ошибка родителей заключается в том, что они начинают действовать раньше, чем они сами решили, что им лично удобней. Столкнувшись с проблемой, родителю нужно сначала понять, чего он на самом деле хочет, и принять решение. Затем сообщить об этом ребёнку и дальше делать ровно то, что сказал.

Верные способы невротизировать ребёнка:
Худший из них — назначить ребёнка "смыслом и целью жизни". Это невыносимая ноша для ребёнка.
К ребёнку нужно относиться как к равной мне, родителю, личности.
Сюда же идеи о том, что с ребёнком нужно "дружить" и с ним нужно "договариваться". Это создаёт у ребёнка иллюзии, которые неизбежно будут разрушены. Дружить и договариваться можно только из равных позиций.

Менее (но всё ещё) невротизирующие подходы:
Детям нужно уделять много времени: постоянно чем-то занимать, развивать, на худой конец развлекать.
Детям нужно всё объяснять.

Младенцы рождаются с огромным потенциалом адаптации к тем условиям, в которых им предстоит жить. Главный принцип «правильного родительства» — встроить ребёнка в свою жизнь, а не выстраивать жизнь вокруг ребёнка. Подстраивается ребёнок, а не родители.

Дети приходят в мир, не зная ничего о том, как он устроен. Обязанность родителей — объяснить ребёнку, в какой мир он попал: какие тут существуют правила, границы, возможности и запреты. Правила могут быть какими угодно, но они должны быть твёрдыми и постоянными внутри семьи. Демократические игры родителей происходят на нервной системе ребёнка.

Наконец, на последней лекции Мурашова представила интересную концепцию кризиса воспитания как части глобального кризиса мировоззрения человека «европейской цивилизации», связанного с перестройкой иерархии ценностей.
На протяжении многих веков развития цивилизации место отдельного человека в этой иерархии находилось в самом низу.

Язычество:

Наверху иерархии — ГРУППА
Под ней — духи, прародители, боги
Ниже — семья, род
И в самом низу — особь

Монотеистическое общество:

БОГ
Король
Община, семья
особь

Эпоха Просвещения:

НАУКА, ИСКУССТВО, ЗНАНИЕ, СЛУЖЕНИЕ НАРОДУ
семья или группа
человек

Советское общество:

ИДЕЯ (можно выбирать)
партия и правительство
трудящийся человек
семья

Гуманистическое общество:

ЛИЧНОСТЬ
семья
всё остальное

В современном гуманистическом обществе человек наконец в полной мере осознал себя «венцом творения», «высшей ценностью», стал «мерой всех вещей».
Но очутившись на вершине иерархии, он оказался замкнут на самом себе и лишился смысла жизни. Идея служения чему-то большему, чем собственное Я, исчезнув, оставила на своём месте зияющую дыру, которую пока непонятно чем заполнить.
И воспитание неизбежно оказывается перед той же проблемой: поставив в центр «развитие личности ребёнка», мы лишаем это развитие цели, мотивации и в конечном итоге смысла.

Как выбираться из этого кризиса, пока непонятно. ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий