Поиск

И снова — обзоры на кино про хулиганов СССР!


А вот внезапно и привет, дорогие читатели нашего блога, и я не удержался — ещё порция советского кино про хулиганку и малолетнюю преступность вам на стол! Социальная драма — жанр хороший, если он находится в правильных руках и тщательно проверяется, в противном случае всё скатится в чернуху с дебильными сюжетными ходами, сведениями к абсурду и идиотскими концовками, в которых от реализма — только манера съёмки да опухшие лица главгероев. Нет, дорогие мои современные режиссёры чернухи и их фанаты двухтысячных годов рождения, это не реализм. Гораздо больше этого, гораздо больше жизненности, если хотите — в советских социальных драмах. Но даже в наивных комедиях, которые тоже в обзоре будут, и то больше правдивости. Поехали.

Перед тем как читать, не забудьте пересмотреть старые обзоры — вот здесь третья часть и по ссвлке остальные — https://movie-rippers.livejournal.com/397416.html

—————————-

Семь нянек
Год — 1962
Режиссёр — Ролан Быков
В главной роли — Семён Морозов

Почему бы не начать с золотого фонда? По сюжету, поверившая в свои силы молодая бригада часового завода, достигая успеха вообще везде, решает попробовать себя в перевоспитании трудных подростков, видимо, начитавшись Макаренко и других ему подобных. Зритель, не видевший фильм, подумает, что подросток будет уркой, ругающимся матом через каждые два слова, но нет: на перевоспитание отдаётся очень хитрый и прожжёный Афоня Полосухин, который ведёт себя как бедный несчастный страдалец. Казалось бы, всё легко, но своими хитростями, воровством, подставами и нежеланием работать Полосухин вскоре выводит героев из себя и те начинают терять веру в свои силы. Вдобавок, один из героев не верит подростку изначально, что усугубляет ситуацию. Концовка предсказуема, так как это комедия.

Это очень хорошее, умное кино, с кучей подтекстов и подколов. Мало того, оно ещё и короткое, без «воды» и актёры играют по-советски, на 100%. Но вот какой момент: если фильм дать посмотреть совкохейтеру, он скажет — какой классный троллинг совка-то сняли. И похоже, кое-где будет прав, судите сами:

1) Главные герои — типичные советские парни со взором горящим, потрясающие кулаком в речах, и готовые день и ночь пахать, да за Родину, да за Партию, да догоним и перегоним — уух! Почти все они словно сошли с агитационных полотен того времени, и как же жёстко (пусть и в рамках комедии) один за другим разбиваются их планы и настрой, когда обычный хулиган, пользуясь их наивностью, глумится над ними.

2) Каждый персонаж, несмотря на короткое время на раскрытие, даже проходной — типичен, это плюс к картине. Но Быков продёрнул и высмеял большинство их, в особенности типичных быдло-вояко-колхозников, а затем и типичных говноинтеллигентов с еврейской типажностью. В эти моменты хочется похлопать стоя, не важно, кем ты являешься, поклонником СССР и наоборот — высмеивание тогдашних пороков и сейчас смотрится отлично. Для сюжета это тоже важно — вроде и задумавшийся о переходе на светлую сторону Афоня получит удар по моральному состоянию после встреч с ними.

3) Кто-то скажет — «совки хорошо наладили понятие «работа», но не смогли управиться с гопотой — и фильм это явно показывает, а концовка наивняк, чтобы потом пересматривали». Концовка, может, и наивняк, но всё же, к ней хотя бы попытались подвести, постепенно, и пацан перевоспитался.

Несмотря на всё это, это отличное кино, которое смотрится до сих пор на одном дыхании, что я и рекомендую вам сделать в ближайшее время. Любопытно, что Семён Морозов снимется в другом фильме с похожим названием «Семь невест Ефрейтора Збруева», кто-то даже проводит нити между фильмами.
————————

Амнистия/Троянский конь

Год — 1980
Режиссёр — Валерий Пономарёв
В главной роли — всесоюзный киноалкаш Георгий Бурков.

А что это мы всё о детях? Хулиганка и у взросляка бывает. По сюжету, завод игрушек хочет спраздновать 50-летие со всеми вытекающими премиями, наградами и тд. Но вот беда, рабочий Соловейчик (Бурков) напился и совершил два преступления: приставал на пляже к женщине и по ошибке залез в чужую квартиру, избив её жильцов. При СССР за это он бы сел в тюрьму, но, как и в предыдущем фильме, его берут на поруки — дабы замять скандал перед юбилеем. Происходит товарищеский суд, на котором опытная в заговаривании зубов замдиректора Божешуткова (Елена Санаева) выстраивает всё так, что потерпевшие становятся виноватыми, а Соловейчик — сам едва ли не потерпевший.
Поняв ситуацию полностью, Соловейчик потихоньку начинает охреневать по нарастающей — постоянно требует поблажек, премий и путёвок, а в отношении с рабочими то и дело распускает руки, и чуть что не так, строчит кляузы во все инстанции, доводя начальственный состав завода до истерик, инфарктов и даже дурдома. Единственный адекватный персонаж, практически «аватар» сценариста или автора истории — главный художник завода (Елена Козлитина), и через диалоги с ней мы видим все проблемы заводской (да и офисной, чего уж там) кулуарной «войны» с бредом.

Я об этом фильме узнал-то не так и давно, пару-тройку лет назад и офигел от того, что его наравне с Гайдаем и Рязановым не показывают по праздникам — ведь это почти шедевр. Актёрский состав почти весь золотой (опять же Ролан Быков, Санаева, Иван Рыжов), они все отлично играют, музыка Евгения Глебова смешная (так и называется, «Клоунада», я её искал, чтоб себе на телефон закинуть, но не нашёл), и смешных моментов много, как с Бурковым, так и с Роланом Быковым (особенно в дурке). Но вот забыли хороший поучительный фильм. Я поспрошал у людей постарше, почему — мне ответили, что фильм прекрасно помнят и его часто крутили, но причины забытья, возможно в лайт-похабщине, коньюктурности и достаточно серьёзной концовке, но мне лично кажется — правда колет глаза, и колет до сих пор. Главный посыл фильма,как мне кажется — безнаказанность порождает беззаконие, и как сказала проверяющая к концу фильма, «Скоро эти Соловейчики нам всем устроят, если их не контролировать». Соловейчики, грамотно использующие Трудовой Кодекс, Устав предприятий и внутренние неписаные законы, существуют и до сих пор, укореняясь на рабочих местах и наглея в математических прогрессиях с каждым днём, и я даже знал примеры, когда целые фирмы и конторы терпели убытки и закрывались из-за таких как они.

А фильм хороший, настоятельно рекомендую. Их даже можно смотреть в связке с «Семью Няньками», оба фильма короткие.
——————————

Полковник в отставке

Год — 1975
Режиссёр — Игорь Шешуков
В гл. роли — Николай Гринько

Посоветовали этот фильм в комментариях к предыдущим обзорам, что же, посмотрел.
Полковник Полунин находится на заслуженном отдыхе и дома ему скучно — взрослый сын (Олег Янковский) пытается наладить личную жизнь, заняться нечем и он идёт устраиваться на завод, где, помимо предвзятого отношения к старикам, он сталкивается с пофигизмом молодых рабочих и пытается их перевоспитать.

Сразу скажу, хз, зачем мне посоветовали этот фильм как кино про хулиганов — он вообще не об этом. Да и проблем у фильма гораздо больше, по порядку:

1) Моментов с хулиганами — мало. Полковник прочитает им мораль — и всё, они его уважают, называют Батей, Мир-Труд-Май. В остальном тут идут нескучные диалоги за жизнь, и если я сумел под это перестроиться, другому зрителю это быстро наскучит.

2) Несмотря на то, что Гринько гениален, здесь он явный мискаст. В историю он войдёт исполнителем ролей пожилых интеллигентов, здесь ему предлагается играть сурового Полковника — и вероятно, поэтому в фильме так мало «перевоспитания хулиганов»,да и актёра переозвучили.

3) Сам фильм построением потихоньку устремляется к артхаусу (но не перейдёт эту черту), вкачивая СПГС под конец фильма и в самом конце выдавая ещё один свой предсказуемый, но минус — русская народная концовка в виде «внезапной» (я так надеялся, что нет, но не удержались, как всегда, любят наши режиссёры это) смерти героини.

Назвать плохим этот фильм нельзя — по прежнему, он по-советски качественен и в бонус идёт уют декораций, на которых происходят беседы, а также разные персонажи со своими историями, притом неоднозначными: едва вас начнёт раздражать композитор или дочь подруги героя, как выяснится, что у них тяжёлое прошлое,оправдывающее их характер. Диалоги тут неплохи, но ничего более в фильме нет, потому смотреть или нет, решать вам.
——————————

До третьего выстрела

Год — 1978
Режиссёр — Вячеслав Бровкин

Это — очередная серия из «Следствие ведут ЗнаТоКи», где перед знаменитым трио ставится задача — поймать грабителя и найти сброшенный им пистолет, который подобрали подростки. Им помогает молодая следователь Зотова, к которой Знаменский, видимо, неравнодушен.
Подростки, узнав, что милиция их ищет, в раздумьях — с одной стороны пистолет опасен, с другой он даст защиту от быдланов, придаст той самой «самооборонщицкой» уверенности в себе. Несмотря на то, что главгад здесь вполне взрослый вор, в центр истории выходит гопник Виктор в исполнении Леонида Каюрова, который сыграл также гопника Гоголя в одном из обозретых мною фильмов и играть злодеев ему удавалось неплохо. Виктору нужно выслужиться перед вором, потому он пойдёт на всё, чтобы вернуть ему пистолет.

Как и многие серии «Знатоков», серия интересная и немного раскрывает тогдашний мир молодёжи — подростковые разборки, самоутверждение, хулиганство, а все проблемы хорошо и подробно проговариваются в кабинетных диалогах главгероями и проговариваются жизненно. Всё портит… Да, вы угадали, русская народная концовка, в этот раз, по легенде — по просьбе телезрительниц, которые предпочли пейринг «Знаменский-Кибрит» или «Знаменский и никто», и создатели не придумали ничего лучше, как замочить Зотову в книге. Однако это не понравилось одному из консультантов (видать, насмотрелся этого добра в десятках кино до этого) и он потребовал изменить финал серии на неопределённый, что и было сделано, вопреки съёмочной команде (что подтверждает мои домыслы про то, что киношники СССР почему-то любили такие финалы).

Смотреть можно и сегодня, несмотря на некоторую нудность происходящего — это всё же процедурал по жанру.
——————————————-

И тогда я сказал — нет…

Год — 1974
Режиссёр — Павел Арсенов
В гл. роли — Рифат Мусин, текст читает Армен Джигарханян.

Только что кончилась Великая Отечественная война; те, кто её пережил, возвращаются домой. А дома их ждут дети — и эти дети от скуки балдеют на улицах. Этим бездельем пользуется гопник Аркан, через другого гопника, Хорька, объединив подростков в банду и построив там альфа-омега иерархию с лохами, авторитетами и понятиями. Главный герой, Элик, устаёт терпеть это, постоянно конфликтуя с Арканом и Хорьком, конфликт обостряется, когда появляется сын полка Костя и когда между героем и Арканом встаёт девочка Неля.

Это хорошее кино. Современному зрителю тоже надо будет посмотреть, ведь это почти чистейшая экранизация их любимых бугурт-тредов, да и вся ситуация, из века в век происходящая с подростками, налицо. Тут вам и лохи, которых бьют до потери пульса за просто так, но они всё равно возвращаются; родители, которые ноют, но ситуацию исправить не могут; и самка из богатой семьи, которая выбирает альфача вместо нормального главгероя; и драки; и бета-самцы-подсиралы. Фильм снят про послевоенные годы, но наверное каждый, кто помнит 80-90-е годы, сталкивался с этим и сам играл роли в таких коллективах, а то и постоянно их менял. Но главное — показано, как правильно себя в таких коллективах вести и в них себя ставить, чтобы не опуститься ниже плинтуса и остаться человеком.

У фильма, впрочем, есть три небольших недостатка, возможно из-за которых его тоже забыли. Первое — он полон растягиваний, Арсенов потом так же будет тянуть в «Гостье из будущего», хотя само кино короткое, а история — на 30-минутную короткометражку; второе — не понравилось, что сын полка какой-то слабак оказался, а третье… Верно, ребята, ПОЧТИ русская народная концовка — из ниоткуда главгад достаёт пистолет и тяжело ранит сына полка. Момент для такого фильма весьма внезапный и если честно, глуповатый, я бы больше поверил в нож. Нет, Калатозовских берёзок не будет, и это хорошо, но концовку сильно слаще от этого не делает.

Я не поленился и осилил книгу, по которой фильм сняли (в голове читалось голосом Армена Борисовича) — отличий мало, но они имеются — градус остроты больше (подробнее описывается, как лох чуть реально не утонул), герой всё-таки рассказывает милиции, как было дело (в фильме не стал) и в конце книги один из персонажей обвиняет героя в том, что «чуть сына полка не угробили», что даёт понять, что тот именно по этой причине не вернётся. Книга кончается тем, что теперь главгерой будет лидером компании, в фильме же компания распалась.

Это хорошее кино, повторюсь и заходит лучше, чем какие нибудь «Кирпичи» Сургалинова о том, как ставить себя в коллективах.
—————————————

Опасные друзья

Год — 1980
Режиссёр — Владимир Шамшурин
В гл ролях — Лев Прыгунов и Пётр Вельяминов.

Молодой мажор (Лев Прыгунов) попадает на зону за грабёж и побег и там попадает под опеку блатоты. Ему пытается помочь наивный политрук в исполнении Вельяминова, желая проговорить уркам простые жизненные истины. Получается с трудом, но несколько героев всё же решают переплавиться в нормальных людей. Карикатурные урки не желают допустить такого и пытаются оттянуть одеяло на себя.

Слабое кино, несмотря на неплохое актёрство и качественную съёмку. Больно уж много тупняка в этом фильме — тут вам и герой, который подсовывает матёрому урке головешку, и устраивает с ними драки, причём оставаясь в живых; тут и наивняк в виде политрука, и зековские расплясы, беспалевный пронос наркоты, граничащее с комедией поведение уголовников. Мне скажут — но есть же «Джентльмены удачи» и «По прозвищу Зверь», я отвечу — первое это комедия, второе — это боевик и там такие допущения возможны, а тут пытались снять серьёзное кино про быт и нравы. В общем, не рекомендую.
——————————

Лошади в океане

Год — 1989
Режиссёр — Николай Гусаров
В гл.роли — Юрий Назаров

Режиссёр театра попадает по лжедоносу в СИЗО. Его сажают «стариком» в камеру малолеток (такое практикуется реально, так что не стройте удивлённые глаза), пока в его деле идёт разбор — среди малолеток будет спокойнее перенёсшему инфаркт человеку. Главгерой оказывается очередным наивняком и решает перевоспитать малолеток, выбив из них уголовщину и понятия — с первого раза не удаётся, со второго — более или менее.

Это кинцо намного серьёзнее показывает нравы тюрьмы, чем вышеописанное — актёры хорошо играют свои роли, убедительно. Старика-режиссёра первая компания малолеток быстро раскалывает, наседая на его слабости и выглядит это жизненно; вторую компанию ему удаётся перевоспитать везением. Смотреть можно, но с натяжкой — весь фильм в основном показывает быт тюрьмы, и пара дебильных моментов, портящих всё впечатление, есть — когда герои обматерят библиотекаршу и нападут на надзирательницу, им за это ничего не будет (хотя телесные наказания в фильме есть); равно как и местами карикатурные надзиратели. Ну и конечно же, выстреливает чеховское ружьё — старик в конце почему-то умирает (ребят, я реально не специально фильмы с русской народной концовкой ищу), видя, как какие-то типы избивают кого-то за гаражами. Я бы ещё понял, если бы это были те самые, из его камеры, но пришивать очередную бессмысленную смерть просто чернухи ради? Русскому кино это погоды не делало и не делает.

Однако фильм показывает главное — насколько суровы были законы в то время, и за какие глупые, мелкие проступки можно было сесть и надолго. Мои родственники постарше подтверждают это — многие садились за показ ножа во время пьянки, за украденную мелочь (сейчас решится в досудебном порядке, а тогда пофигу — сажали) и за глупости ещё меньше. Именно поэтому, к слову, многие жители СССР до сих пор не вызывают полицию в таких случаях — «а вдруг посадят и с Ерохиными поссоримся?». И второй момент — подростковая преступность, хождения за район, отбирания у школоты денег, мелочи и вещей появилась не в 90-е, как некоторые защитники СССР говорят, а намного раньше, в 90-е лишь достигнув апофигея.

Вспоминается мой разговор с упомянутым в предыдущих обзорах родственником, ныне покойным — я задал ему вопросы о фильмах и книгах про тюрьму. Он ответил: все эти фильмы это дешёвые неправдоподобные боевички от людей,которые в тюрьме не сидели, а если и сидели, то на 50% всё состоит из вранья. Зоны бывают разные, но правило одно — как себя поставишь, так сидеть и будешь, и очень часто твоё сиделово мало зависит от статьи, за которую ты заехал.» Прав он или нет, надеюсь, проверить не придётся, но к этому фильму тезис подходит больше, чем к предыдущим.
———————-

Ну и хватит вам пока, да и мне тоже. Какой вывод?

Первое. Малолетняя преступность всегда была такой, какой вы её знаете, не надо валить на 90-е, на испорченные нравы и так далее. И про совках деньги отбирали и за район ходили и те, кто старше меня, говорили, что местами было даже хуже чем в эти самое 90-е. Сейчас,благодаря техническому прогрессу и зачистке в 2000-х основной массы криминала, в крупных городах такой бодяги стало меньше — детям проще материть друг друга в ВК, а разборки проводить на танках или в Дотке, а концентрация понтов осталась лишь в спальных районах, притюремных посёлках и в песнях репперков, мечтающих вернуть славные годы. Однако это не значит, что нужно забывать об этом — через АУЕ и гопорепчину то и дело пытаются вернуть утраченные позиции (одного известного реперка, который уже по первому каналу передачи ведёт, уже как то вызывали в полицию по поводу брендовой АУЕ-одежды), да и передачи про три аккорда как-то не торопятся покидать телек, хотя уже всё на канале заменили политотой.

Второе — про ваши любимые народные концовки. Я повторю один из своих ИМХО-тезисов — они были одной из основных причин, по которым наше кино (нынешнее и тогдашнее) не любили смотреть, предпочитая Голливуд. Простой пример — Т-34, с Петровым. Обычный посредственный боевик, ремейк «Жаворонка», который более глубок и драматичен, но не менее интересен. Но Т-34 заходит лучше — в нём концовка не то что хорошая, она охуенная, извините за маты, тогда как в «Жаворонке» всех глупо слили — и вот эта сцена, когда рука сценариста фактически рисует этого немецкого мальчика (откуда он там? Неужто фашня специально выпустила?). Не проще ли было сделать боливийский финал, прервав на моменте, где он едет на противотанковые заграждения? Но то ИМХО, конечно, я не навязываю, но задуматься порекомендую.

Третье — вышеописанные хорошие примеры намного нагляднее показывают драматические ситуации с криминалом, чем современный фуфел про васю-штыря.

И да, если вы знаете ещё подобные фильмы про хулиганьё — а их ещё много — обязательно пишите. Будет время — разберу.
movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий