Поиск

Карелия. Подъездной путь от станции Вяртсиля.


Приветствую всех!
Первый пост в новом году я решил написать про мою поездку в Карелию осенью прошлого года. Давно я планировал съездить на пару дней с семьей в сторону горного парка Рускеала, увидеть своими глазами эту природную красоту. Хоть эта красота и сделана руками человека, но все-равно ощущение от увиденного, как от чего-то натурального, а не искусственного. Особо много писать про парк и другие достопримечательности региона я не буду, в интернете большое количество информации и фотографий. Я же расскажу вкратце, только для затравочки, вдруг вы еще этого не видели и не знали, что такая красота существует. Но мы же тут собрались по другому поводу, подъезжая к нашему отелю я заметил железную дорогу и железнодорожный мост через реку, и решил в один из дней прогуляться по этой локации.

1. Доехали мы до места очень быстро и совершенно не напряжно, в прошлом году дорогу до Сортавалы проложили новую, а местами отлично отремонтировали старую. В пути складывалось ощущение, что едем не по России, а уже по Финке. По приезду в отель, мы сразу пошли на прогулку по окрестностям. Но смотреть по близости особо нечего, корпуса отеля находятся в лесу и единственное, чем можно любоваться это видом на озеро Малое Янисъярви, с причала для лодок. Но нас это не сильно расстроило, т.к. поездка в горный парк была запланирована на следующий день и там есть на что посмотреть, а тут изюминка места была в тишине и уединении.

Оригинал поста https://li-lakoka.livejournal.com/6022.html

2. На следующий день мы минут за тридцать доехали до парка. Погода была пасмурная, но без дождя. Планируя поездку мы хотели застать золотую осень и у нас это почти получилось. Припарковавшись у входа, я был в легкой растерянности… Нас встретила огромная пустая парковка, после чего мы единственные покупали билеты и гуляли по парку… Оказывается, мы попали на территорию с нового входа, который еще до конца не обустроили и не все про него знают, а дойдя до старого входа, уже можно было встретить группы туристов с экскурсоводами и небольшие очереди в живописных местах для фото. Так же у старого входа расположились уютные кафе и магазины с сувенирами.

3. Немного истории мраморных карьеров все же вам поведаю. Добывать здесь мрамор начали Шведы, еще в середине 17 века, но не в промышленных масштабах. После Северной войны эта территория отходит России и добыча мрамора прекращается до середины 18 века. В 1768 году Екатерина вторая подписывает указ о строительстве в Рускеале каменоломен для добычи мрамора и других видов минералов, которые требовались для множества строек в Санкт-Петербурге. Исаакиевский собор, Зимний дворец, Михайловский замок, Казанский собор и многие другие, во всех этих величественных строениях использовался мрамор из Рускеалы. Работы по добыче мрамора велись до середины 19 века, после чего каменоломни пришли в запустение. К этому моменту эти земли входили в состав Финского княжества, а в 1870 году в Финляндии начинается строительный бум и стране требуется известняк, тогда-то и вспомнили про каменоломни. В 1895г. на территории возводят полноценный известковый завод взамен нескольких печей, что были тут ранее. Этот завод просуществовал до конца 90-х годов прошлого века, конечно были и модернизации и перерыв на время второй мировой, но по сути это был финский завод 19 века. Окончательно карьер закрыли в начале двухтысячных и стали постепенно переводить в туристическую мекку.

4. Карьеры со временем заполнились водой и обрели свой нынешний неземной красоты вид. По большому карьеру можно прокатиться на лодке, причем лодка работает от электромотора, чтобы не нарушать тишину, которая здесь царит.

5. На фотографии видна одна из штольней, в нее заплывает лодка с туристами и дальше можно походить по подземной части парка. Я туда увы не попал, т.к. наш младший научный сотрудник еще совсем маленький, но в следующий раз обязательно надо там побывать. Красота невероятная, можете найти фотографии и убедиться.

6. Провал в породе. Внизу проходит подземная часть маршрута.  Днем провал выглядит конечно интересно, но в темное время суток свой взгляд от него не оторвать совершенно, т.к. подземные штольни имеют художественную подсветку и в сумерках из-под земли разливается разноцветное свечение, это выглядит сказочно.

7. Вход в одну из штолен. Сюда с детьми пускают. Внутри можно увидеть на какую глубину уходили шахты, объемы поражают. Конечно фотографии не передают всю красоту, советую всем съездить лично.

8. Железнодорожная часть парка представляет из себя два объекта. Первый — это вагонетка и остатки от узкоколейки, по которой вывозилась порода из штолен.

9. На дне карьера до сих пор лежит большое количество инструмента, подвижного состава и других интересных вещей, к которым можно спуститься с аквалангом.

10. Второй объект это железнодорожная станция. Здесь до середины 90-х проходил подъездной путь от станции Маткаселькя к заводу. Проложен он был в 1897 году, а заброшен в середине 90-х. К началу 21 века путь был уже почти полностью разобран. В 18 году началась реконструкция подъездного пути для туристических целей, с 1 июня прошлого года к карьеру пустили туристический поезд под паровозной тягой.
Вид в сторону станции Маткаселькя. В будке сидит пограничник и не пускает туристов гулять дальше по железке.

11. Станцию собрали из дерева на новом месте, примерно в метрах 500 от бывшего завода. Все пытались сделать аутентично. Фонари под старину, кованые скамейки с урнами. Все просто, но при этом уютно и не вычурно, как это любят у нас делать последнее время. Состав буквально минут двадцать назад прибыл на станцию, все пассажиры ушли гулять по парку, а я смог насладится этой пустотой.

12. Фирменный поезд 921/922 называется Рускеальский Экспресс, единственный ежедневный поезд на паровой тяге в России. Следует он сюда из Сортавалы, время в пути около 1 часа. Состав так же сделан под старину, состоит из трех вагонов. Два купейных сидячих и один вагон ресторан. Снаружи вагоны покрашены в синий цвет, внутри видны красивые занавески и аутентичные светильники.  Весной планируют добавить еще несколько вагонов, Рускеальский Экспресс пользуется спросом.

13. В голове состава паровоз "Лебедянка" Л-2198  1953 года постройки. Конечно, в наше время цифровых технологий, для большинство туристов- это реальная машина времени. Если еще лет двадцать назад среди пассажиров экспресса могли быть люди, которые ездили на паровозе в быту, то сейчас доля таких людей сводится к минимуму и это становится интересным развлечением и возможностью прочувствовать, как это было раньше. В кабину паровоза еще пару минут назад стояла очередь, в большинстве своем из взрослых мужчин. Всем интересна эта шипящая и пыхтящая махина.
Обустройство станции заканчивается на платформе, дальше просто отсыпанная площадка и дорожка в сторону парка. Скорее всего решили не вкладываться, из-за планов переноса станции в дальнейшем.

14. Тупик подъездного пути. Раньше на месте платформы была стрелка, здесь начиналось путевое развитие станции. Путей было 3 или 4.

15. На фотографии место где до середины 90-х проходил второй путь в сторону завода, даже можно увидеть валяющиеся шпалы.  На заднем плане возвышаются немые свидетели уходящей эпохи, печи для обжига. Видна так же эстакада для подвоза сырья к печам. Территория бывшего завода сейчас для массового туриста закрыта, но за дополнительную мзду, можно договорится с охраной и полазить возле этих громадин.
Рядом с заводом сохранилось здание финского вокзала и в планах на двадцатый год продлить железную дорогу до него и рядом построить разворотный треугольник для паровозов и всю необходимую инфраструктуру для их обслуживания. Надеюсь эти планы сбудутся.

16. На просторах интернета нашел фотографию как завод выглядел в начале 20 века.

17. Следующим пунктом нашей поездки были пороги на реке Тохмайоки. К этому моменту погода начала портиться и пошел небольшой дождь. Младший научный сотрудник нагулялся и решил прикорнуть и я один пошел изучать данную туристическую точку. Мне повезло, что дождь спугнул основной поток туристов, и я вкушал красоту практически в одиночку. На входе меня встречают лавочки и магазины с местными товарами и сувенирами, а в теплое время года работает и кафе. Сделано все в стиле карельского колорита. Здесь я купил баночку варенья из шишек! Очень вкусная штука!

18. Вход стоит какие-то символические 100 или 200 рублей, уже не помню. Через пороги проложена эко-тропа, так что турист может посмотреть все красоты и уголки этого места, не уходя в лес и не портя природу. Если вам кажется, что вы уже тут были, то не пугайтесь! Здесь снималось несколько фильмов, один из них "А зори здесь тихие", второй известный фильм "Темный мир". Избушка в центре кадра осталась от съемок этого фильма.

19. Это место своей энергетикой, атмосферой, звуками, ощущениями мне понравилось намного больше карьеров. Здесь мне хотелось ходить часами, сидеть на скамеечке у порога и слушать журчание воды.

20. Длина тропы что-то около 1,5 километров. Проложена она как возле порогов, так и по берегу тихих бухточек. В одном тихом месте, на берегу стоял вигвам, рядом было костерище и скамейки. Тут наверно проводят какие-нибудь акустические концерты или собрания туристических групп. Увидев этот вигвам, я понял, атмосферу чего я ощущал всю поездку! Это был сериал Твин-Пикс! Первый и второй сезон. Такие же цвета в природе, такие же локации и мне кажется звуки.

21. Через пороги перекинуто несколько подвесных мостов, с которых открывается замечательный вид на буйство воды.

22. И последним местом, которое мы планировали посетить, был местный зоопарк. Честно сказать, я зоопарки не очень люблю, жалко мне всех этих животных. И здесь было такое же чувство, но в меньших масштабах, так как зоопарк этот расположился на огромной территории, вольеры у животных очень большие и все как-то ухоженно и цивилизованно выглядит. Слева на фотографии уже видна территория зоопарка и продолжается она до озера. Озеро это Янисъярви, образовалось путем падения метеорита. Площадь озера 175 км2.

23. Пообщавшись с животными, покормив их мы отправились обратно в отель и на следующий день я запланировал вылазку на железку.

24. Погода на следующий день испортилась окончательно, пошел сильный дождь и дул противный ветер. Но планы я менять не стал и выдвинулся на прогулку. По пути на железную дорогу я встретил заброшенный лагерь имени Юрия Гагарина, так написано над входом. Так же о космической тематике лагеря нам напоминает ракета, что спряталась за деревом. Перелезать через забор и гулять по территории я не стал, не та погода и настрой.

25. Напротив лагеря у детей есть, а точнее был свой пляж.  Эх, вот бы меня сюда в детстве отдыхать отправили! В этом году по всей Карелии сильно упал уровень воды, в некоторых озерах Финляндии уровень упал больше чем на метр. У берега видна отмель, последствия этого катаклизма.

26. Я конечно знал, что в России лес рубят громадными объемами, но когда ты это просто знаешь и когда ты своими глазами видишь объемы, это две разные вещи. Интересно, наши дети еще смогут погулять по сибирским и карельским лесам или уже поздно?
Интересный момент, в годы второй мировой на месте этой площадки был финский военный аэродром, сейчас же склад древесины.

27. И вот я на железной дороге. Прогулку по ней я начинаю в месте, где наш подъездной путь отходит от станции Вяртсиля, открыта она была в 1894 году. В 1940 году эти земли стали частью СССР и тогда же был создан погранпереход, дальше уже Финляндия. В связи с этим, на станцию заходить я не стал, хотелось прогуляться без лишний проблем. Пассажирского движения на станции нет, но рассматривается вариант поездов в сторону Финляндии, когда это будет и будет ли вообще, пока не ясно. На станции сохранилось здание вокзала, еще финской постройки, конца 19 века.

28. Разворачиваюсь и иду изучать подъездной путь. Сразу встречаю сбрасывающую стрелку, а за ней первое ответвление. На фотографиях будут видны размытые пятна, это не призраки, дождь лился стеной.

29. Первое ответвление уходит в сторону погрузочной площадки. На момент прогулки она была пустая, но скорее всего тут грузят древесину, габаритные ворота на это намекают.

30. Вид в обратную сторону. В кадр попала одна из матч освещения на станции.

31. Разворованный шкаф электрооборудования и свеженькие башмаки.

32. Табличка граница подъездного пути. Железная дорога делает плавный левый поворот. Воздух тут совершенной другой, чем даже в 50 километрах от Петербурга. По обе стороны от железки леса, еще и дождь добавляет своей свежести.

33. Через кусты виден тупик на разгрузочной площадке и домик охранника.

34. Накат на рельсах есть, но прогулка моя была в выходной день, поэтому я и не надеялся увидеть на железке какое-либо движение.

35. После поворота по правую сторону сохранились остатки от стрелки.

36. Через несколько десятков метров в растительности начинаются рельсы.

37. Когда-то здесь был разъезд или второй путь использовался для разгрузки вагонов на открытую площадку рядом. Сейчас площадка используется под склад песка и щебня. Работает экскаватор, стоят грузовики на погрузку.

38. Разъезд очень короткий, метров 300. Дальше боковой путь обратно примыкал к основному и за бывшей стрелкой расположился переезд с грунтовой дорогой, которая ведет на склад древесины, что я прошел ранее.

39. Посмотрим в обратную сторону.

40. После переезда выходим на прямой участок, с которого хорошо виден железнодорожный мост, который и привлек изначально мое внимание.

41. Наш подъездной путь был проложен в 1895 году, тогда же и появился железнодорожный мост через реку Янисйоки. В 1941 году мост был взорван, восстановили переправу предположительно в 1946-1948 годах.

42. Когда я увидел мост, то в голове в очередной раз заиграла тема из сериала Твин-Пикс. Была там сцена на похожем мосту.

43. Река Янисйоки. Впадает в Ладожское озеро, большая часть реки расположена на финской территории.

44. Справа от железнодорожного моста сохранились опоры старого финского автомобильного моста. Забросили его, когда в ста метрах ниже по течению построили бетонную переправу.

45. А вот и бетонный сменщик. Сейчас этот мост находится в предаварийном состоянии, по одной стороне моста проход для пешеходов уже закрыт.

46. Такой вид открывается с автомобильного моста на железнодорожный. Причем тут Киров?

47. Ниже фотография сделанная примерно в 1943-1946 годах. Виден взорванный железнодорожный мост и еще эксплуатируемый автомобильный, от которого сейчас осталось только основание. У кого хорошее зрение, сможет на железной дороге увидеть вагоны.

48. Мост очень красиво смотрится, особенно в позднюю осень и в такую погоду.

49. После моста прямая часть железной дороги продолжается, но впереди уже видны штабеля деревьев, а по правую руку появились дачные домики.

50. Подхожу к еще одному переезду. В этот момент я понял, что мои кеды насквозь мокрые и становится идти максимально не комфортно.

51. После переезда железная дорога проходит через промзону, по обе стороны расположились железные ангары и склады с карельский лесом.

52. Когда-то тут был еще один путь, он проходил слева от главного. Стрелку демонтировали, как и на прошлом разъезде, но рельсы дальше сохранились.

53. Перед ангаром виден бетонный пандус, перед ним проходил второй путь.

54. Вид в обратную сторону и трупики деревьев.

55. Где-то перед этим строением второй путь заканчивался. Ну а я иду дальше по шпалам борясь с непогодой.

56. Очередной нерегулируемый переезд.

57. После переезда виден небольшой спуск и левый поворот.

58. И опять переезд. Железная дорога проходит через поселок Вяртсиля, про который я вам еще не рассказал. Первое упоминание о поселке датируется 1500 годом, тогда здесь насчитывалось 4 дома, а к середине 18 века их было уже 64. За несколько веков эти земли принадлежали как России и Финляндии, так и Швеции. В 1834 году на берегу реки Юванйоки начинается строительство лесопильного завода, с этого момента поселок, являясь частью Финляндии, становится промышленным центром области. В дальнейшем поселение разрастается вместе с увеличивающимся промышленным центром. К 1900 году в поселке проживало тысяча человек, а к 1920 году уже более четырех тысяч жителей. В 1940 году по мирному договору новая граница между СССР и Финляндией прошла ровно по Вяртсиля, причем промышленный центр, станцию, аэродром советы оставили на своей стороне. В 1941 поселок опять захватывают финны, в ходе боев жилая часть была практически полностью уничтожена, так же пострадали заводские цеха, но финны начинают сразу восстанавливать жилые дома и промышленность. Однако в 1944 году Вяртсиля окончательно отдается СССР. В ходе отступления, финны вывозят большую часть оборудования с заводов. Для восстановления промышленности на территории завода был создан исправительно-трудовой лагерь, силами которого в 1947 году все было восстановлено. К работе на производстве заключенные привлекались до 1953 года, после чего лагерь расформировывают. Тогда же начали возводить новые жилые дома и в самом поселке, провели отопление, канализацию и постоянное электроснабжение. Сейчас в поселке проживает около трех тысяч человек и атмосфера в нем полного запустения и разрухи, возможно это погода и время года наложило свой отпечаток.

59. Осень хоть и была уже поздней, но еще пестрила золотыми, желтыми и красными красками. После очередного левого поворота, железная дорога пересекает еще одну речку. Несмотря на ливень, ветер и то, что я уже весь промок до нитки, это место мне очень приглянулось, тут я сделал небольшой перерыв в прогулке и насладился уютом локации.

60. Этот мост более скромный чем предыдущий, но и река не столь полноводная.

61. Вид в обратную сторону.

62. Под мостом протекает Река Юуванйоки. Длина ее 48 километров. Через несколько километров она впадает в Янисйоки, ту реку, что мы прошли раньше.

63. Через метров пятьсот после моста я увидел путевое развитие.

64. Возле стрелки лежат какие-то бетонные блоки, панели, а за ними кучка деревянных шпал. Стрелка ручная, все в рабочем состоянии. Слева за деревьями практически у самой железки река Юуванйоки делает изгиб и практически подходит впритык к насыпи железной дороги.

65. Оттуда я пришел.

66. Именно здесь, на берегу реки и зародилась промышленность Вяртсиля, которая дает хлеб местным жителям до сих пор.

67. Я дошёл до финиша сегодняшней прогулки, впереди ворота Вяртильского метизного завода, главного предприятия поселка и одного из старейших металлургических предприятий России. Владелец лесопильного завода Людвиг Арппе в 1850 году решает открыть рядом со старым заводом новый, который будет заниматься металлургией. Уже в середине 19 века Финляндия начала вводить ограничения на вырубку леса (170 лет назад!!!), понимая, что будущее его бизнеса под вопросом, Людвиг решает сменить отрасль. Первую доменную печь на заводе построили в 1852 году. Чугун который получали на этой печи был признан лучшим в Европе, большая часть продукции поставлялась в Санкт-Петербург. В 1859 году на заводе открываются цеха плавки и проката, теперь ассортимент готовой продукции был большой, от утюгов до колоколов. С момента основания Вяртильский металлургический завод был самым передовым не только в Финляндии, но и в Европе. К 1920 году на заводе действовало 3 мартеновских печи, к этому моменту оба завода (деревообрабатывающий и металлургический) перестали принадлежать частному владельцу, а стали собственностью разных компаний. Причем металлургический завод захватывал все больше территории деревообрабатывающего.  В 1930 году был построен электролитно-гальванический цех. Что было в годы войны я уже вкратце писал выше. После восстановления завода все цеха потихоньку набирали обороты и выдавали поставленные планы. В октябре 1966 года из-за низкой рентабельности был закрыт мартеновский цех, печи были погашены навсегда. Тогда же началась глубокая модернизация завода. Обновление станков и улучшение технологий продолжалась и дальше, вплоть до 91 года. Сложные девяностые завод пережил без больших потерь, с 2002 года он входит в холдинг ОАО "Мечел". На данный момент основной продукцией завода являются различные метизы и сетки, продукция поставляется во все точки земного шара от Европы до Америки.

68. Перед железнодорожными воротами проходит очередная грунтовка, которую пересекает уже три пути. Когда-то путей было 4, остатки еще одного видны справа. На территории предприятия присутствует большое путевое развитие, железная дорога подходит к большинству цехов.

69. Вдалеке через речку перекинут пешеходный мост, для сотрудников завода, а справа видно здание проходной.

70. Очередное заброшенное здание на берегу.

71. Возле этого уютного спуска к воде, на территории завода, я закончу свое сегодняшнее повествование. Надеюсь было интересно.

Дата прогулки 10-11.10.2019

ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий