Поиск

Как голуби на авианосце служили…


79115261c19d90ab79a13dc35555b29d.png

В Первую Мировую войну голуби активно использовались для доставки всевозможных донесений. Применялись пернатые не только для сообщений между опорными пунктами, но и для отправки аварийного сигнала мобильными объектами.
Клетку с пернатыми устанавливали и на самолеты, чтобы при необходимости отправить сообщение, например, в случае выхода из строя двигателя и аварийной посадки. Ну и, если помощь задержится, птицы могли стать не только средством доставки сообщений, но и ценным запасом еды.

Применяли птиц и на море, причем еще задолго до войны (хоть это и требовало дополнительного массового обучения голубей, вследствие морских условий и дистанций, которые приводили к серьезной потере пакетов при передаче сообщений); в войну же, голубей с целью отправки сообщений в сторону родного берега, применяли не только на кораблях, но и на подводных лодках. Иногда, область нахождения вражеской субмарины определялась за счет неизвестно откуда взявшегося посреди моря голубя.

В общем голуби много чего делали во времена ПМВ, на них целенаправленно охотилась разведка, некоторые особи даже представлены к наградам за доставку сообщения несмотря на ранения (а компания DICE вообще целую игру посвятила летающим героям войны – Battlefield 1 называется).

И когда американцы стали строить свой первый авианосец «USS Langley (CV-1)», переоборудованный из углевоза путем достройки к нему полосы и подъемника (и названный в честь Семюэла Лэнгли, пионера авиастроения), адмиралтейство решили снабдить свою плавучую авиабазу собственной голубятней на сто птичек. Все подготовки голубей проходили в период с 1920 по 1922 на верфи в Норфолке.

e4a86af221290d1c5d55b718e7134ef7.jpg
Стройка «USS Langley (CV-1)»

На корме корабля была построена крупная голубятня класса люкс, с роскошными номерами с персональными дверьми, сытным питанием и отдельной посадочной площадкой, при приземлении голубя на которую звенел колокольчик и обслуживающий голубятню специально-обученный офицер (его должность звучала как «голубиный интендант/квартирмейстер») впускал своих постояльцев.

96bfda834c4a6627e9b669d945cbc31d.jpg
Голубятня с прожекторами и флагом — роскошь

Дважды в день голубей по несколько штук выпускали полетать вокруг корабля, что приносили некоторые проблемы, связанные с пухом и засеранием окружающего пространства. Но птицы были на корабле не для красоты, а для выполнения своих служебных обязанностей, с которыми и возникли проблемы.

В первом походе и учебной остановки в Чесапикском заливе возле острова Таньгер, лейтенант Альфред М. Прайд (будущий адмирал ВМС США) совершал патрулирование на своем гидроплане (самолет не указан, со скорее всего это был Douglas DT-1 или DT-2, хотя последний вряд ли), когда был вынужден совершить посадку из-за выхода мотора из строя.

dc121c9a4b45f457c39f5e212269c56a.jpg
DT-2

Написав сообщение и вложив его в чехол на лапе голубя, Прайд подбросил птицу в небо. Голубь пролетел несколько метров и вернулся обратно к самолету. Прайд подбросил птицу снова, голубь снова вернулся. Еще раз, снова вернулся. Возненавидев весь мир, Прайд собственноручно починил двигатель и вернулся обратно на авианосец, чтобы немедленно доложить адмиралу о неисправности в системах голубя.

db138f6fd2c83acd6224620815440849.jpg
Двухместный торпедоносец на основе DT-1 заходит на посадку.

Тут уже за птиц принялся «офицер по полетам», который затребовал от интенданта выпустить всех птиц разом из клеток, для проверки эффективности.
«А вдруг они улетят?» — решил воспрепятствовать этому интендант.

«Действительно»
подумал старший офицер и повторил приказ.

Всю сотню голубей выпустили, они собрались в стаю и полетели в сторону запада красивой волной. А вот обратно не прилетели. И даже ночью, хотя интендант ждал.
Зато ночью пришло уведомление от Норфолской верфи: «Ваши голуби прилетели к нам, сидят на башенном кране и хотят жрать. Только чур не за наш счет. Пожалуйста, примите меры».

88c04e3526e5d41545a4e2a91bac4696.png
Путь

На помощь Норфолку, самолетом был отправлен интендант, причем пилотом был все тот же Прайд. Всю ночь офицер по голубям упрашивал птиц спуститься с крана и собирал в клетки. Только вот обратно на авианосец полет Прайд в одиночестве.

После такого провала адмиралтейство решило прекратить работу с птицами и перейти на радиооборудование, которое все активней стало входить в обиход авиации, так что птиц начали комиссовать. А в заложенных на стапелях крупных кораблях быстро вносили коррективы по отмене постройки своих крупных насестов.

А из голубятни на Лэнгли сделали уютную офицерскую кают-компанию. Так авианосец и ходил по морям и океанам, пока не пал в сражении с японцами в 1942-м году.

Автор: Александр Прохоров.

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий