Поиск

Маленькое красное платье / In Fabric (2018)


Удивительный случай, когда из-за тупости прокатчиков изменилось всё восприятие фильма. Мало того, что эти кретины отнесли фильм к жанру "ужасы", так еще полноценное название свели только к одному предмету. И теперь народ в России на полном серьезе обсуждает, что этот фильм — исключительно про ужасы современного маркетинга.

Страна: Великобритания
Режиссер: Питер Стриклэнд (Студия звукозаписи "Берберян")
Актеры: Сидсе Бабетт Кнудсен, Марианн Жан-Батист, Джулиан Бэррэтт, Стив Орам, Джейганн Айех

Сюжет: (кинопоиск) Маленькое красное платье стоит в витрине. Оно невероятно красиво и идеально подходит каждой, кто его примеряет. Оно делает тебя желанной, но у платья есть цена. И не каждый сможет её заплатить.

Никакие это не ужасы, и даже не комедия. Это скорее драма и издевка над современным миром, с претензией на артхаус. Фильм рассказывает о том, как люди попадают в жернова общества: гоняются за распродажами, выслуживаются перед начальниками, пытаются обрести личное счастье. Справедливости ради надо сказать, что конечно изначально беда этого фильма не в прокатчиках и не в недокритиках. Беда в режиссере. Стриклэнд уже прославился псевдо-артхаусным выпуком "Берберян", который поражает своим уродством и бессмысленностью. И если там какой-либо стиль отсутствовал напрочь, то в "В Тканях" Стиклэнд решил этот пробел восполнить в двойном размере. Действительно, стиля в этой картине хватает:

Но этот стиль тут сам по себе, он никак не контактирует с героями и их историями. Фактически если убрать все эти красивые сцены из супермаркета, все эти сюрреалистичные и гротескные кадры, то ничего толком не изменится. То есть герои живут отдельно, магазин — отдельно. В один фильм словно впихнули два разных проекта, которые кардинально отличаются по направленности и стилистике. Один — психоделика и сюрреализм, второй — обычная, даже типовая работа, высмеивающая худшие моменты нашей жизни.

Да, не спорю, "Маленькое красное платье" — красивый фильм, необычный, со стилем. И он вовсе не про продажи в супермаркетах. Может, изначально идея и была только про это, но потом Стриклэнд почему-то решил, что этого мало. Вместо того, чтобы глубоко и полноценно изучить супермаркеты и проблемы потреблятства, Стриклэнд напихал в сюжет вообще всё, что только возможно: проблему взаимоотношения баб, неадекватных начальников, корпоративную этику, несчастные браки. И каждая из этих проблем показана правильно и красиво, но показана нарочито и мертво. Показано так, как и хочет это увидеть зритель. "Маленькое красное платье" не ощущается единой, цельной картиной, и не ощущается искренним высказыванием режиссера. Этот фильм скорее просто ответ на запрос публики. Зритель хочет высмеять цивилизацию потребления — зритель это получил.

Вот эта искусственность, притянутось ощущалась и в "Берберян". Вот почему фильмы Стрикленда плохи — он слишком старается поразить зрителя. Он думает не об идее, не о том, что он хочет сказать. Стрикленд просто работает с оглядкой на зрителя, в надежде вызывать у него реакцию. Такие режиссеры никогда не достгнут уровня Триера, Линча или Лантимоса, которые могут вообще наплевать на мнение толпы и делать кино ради искусства.

И конечно, вечное желание режиссеров впихнуть невпихуемое редко заканчивается хорошо. Если подумать, даже Кубрик этого не может. Его экранизации прекрансы, но в них всегда что-то потеряно по сравнению с книгой. А ведь даже в книге читатель не всегда видит всю поноту! Так зачем вы снова и снова пытаетесь снимать такое кино, где бы в 1,5-2 часа было втиснуто всё и обо всем? Ни к чему это, поверьте.

Хотите высмеять корпоративную культуру? Сделайте об этом отдельную картину. "Корпоративные животные" — хороший тому пример. Хотите высмеять банки — прекрасно. Если изучать эту тему глубоко и всесторонне, получится прекрасная антиутопия. Но когда вы пытаетесь сразу все показать в одной ленте, это значит только одно: ни один вопрос не будет изучен полноценно. Вы просто вынуждены будете свхатить самые вершки, взять только самые явные, избитые образы. На что-то более глубокое у вас просто не останется времени и сил.

Вот почему "Маленькое красное платье" — это плохой фильм, при всей своей красоте и множестве посылов. То есть, не плохой, но поверхностный и мертвый. Это не артхаус, не сюрреализм, — это кино для массового зрителя. Для тех, кто будучи не в состоянии оценить действиетльно необычные фильмы, хочет тем не менее покзать себя эстетом. Здесь всё правильно, просто и явно, не надо думать, искать смыслы, не надо обращаться к эмоциям. Это вам не "Лобстер", который не выходит из головы еще несколько дней после просмотра, и не Линч, из-за которого люди готовы порвать друг друга на британский флаг. "Маленькое красное платье" — это просто новый тип эксплуатационного кино. Кино для тех, кто уже наелся Крепких Орешков и суперменов, но еще не готов к настоящему артхаусу.

И вот теперь я скажу главное. Несмотря на то, что "Маленькое красное платье" — поверхностный, нарочитый и претенциозный фильм, построенный на клишированных образах, я советую его посмотреть. Он действительно очень красивый местами, и может вдохновить на более глубокое изучение всех тех проблем, которые в нем задеты.

Ах, да. Про In Fabric. Читайте, что ли, "Пролетая над Гнездом Кукушки". "Большой, забери меня отсюда" — помните? Нет, мало кто помнит. Там очень мощный образ мира-фабрики, но мало кто его заметил. Женщина, работница фабрики, рассказывает сон, в котором станки тянут нити из неё. Не ленитесь, прочтите, обратите внимание. Это очень сильная и очень недооценення сцена. Вот судя по тому, как извратились прокатчики, они тоже не знают эту сцену из книги, и не поняли, почему фильм назван "В Тканях".

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий