Поиск

«Дылда», о которой так много говорили, пролетела как фанера над Парижем


Набрел на отзыв-пересказ нашумевшей недавно драммммы о войне, решил перенести. Думаю, вы тоже по достоинству оцените очередной великолепный артхаузный фильм, который говорит прафффду о войне.

Фильм Кантемира Балагова "Дылда" поставлен по роману Светланы Алексиевич "У войны не женское лицо". У меня как-то не ладится с произведениями нобелевских лауреатов. Не берут меня за живое их романы. "Доктора Живаго" дочитала на одной силе воли, на "Архипелаг Гулаг" и ее не хватило. Однако российский фильм, выдвинутый на номинирование премии "Оскар" хотелось все-таки посмотреть, поэтому, не прочитав роман, я решила перечитать перед просмотром отзывы о книге и фильме тех, кто читал и смотрел, чтобы легче было войти в замысел картины.

Признаться, отзывы меня поразили своей неоднородностью. Один и тот же фильм сумел вызвать целый спектр мнений от восторженных до проклятий в адрес его создателей. Однако все без исключения сходились на том, что темой фильма является мысль: как ужасно и необратимо война ломает психику женщин. Когда же я сама посмотрела наконец фильм, то была сильно удивлена этим впечатлением. Каким образом можно было прийти к такому выводу?

Обстоятельства фильма, особенно те, которые апеллируют к войне, настолько фантасмагоричны и даже комедийны, что мысль о том, что это фильм о Великой Отечественной войне вообще ни разу не пришла мне в голову. Я смотрела фильм так, как смотрела бы любую фантастику, местами было даже интересно, что же еще сюда можно накрутить, но связать это с нашей историей или жизнью абсолютно невозможно.

Фильм начинается с того, что необыкновенно высокая и неуклюжая девушка работает медсестрой в военном госпитале в послевоенном Ленинграде. У нее есть маленький ребенок, которого сначала зритель принимает за ее сына. Девушку зовут Ией и еще называют дылдой. Ее комиссовали с фронта с контузией.

Я не врач и не знаю, бывает ли такая контузия, в результате которой умный и развитый человек превращается в умственно-отсталого. Ну допустим, что бывает. Девушка едва может связывать между собой мысли и слова, а еще время от времени на нее находят непонятные приступы, во время которых она превращается в бесчувственного истукана и ничего не слышит и не воспринимает. Так вот в самом начале фильма дылда во время такого приступа нечаянно задушила мальчика.

Как это ни странно, но убийство мальчика никого не заинтересовало, хотя Ия жила в переполненной людьми коммуналке. Ну был мальчик и нет мальчика, кому какое дело? События фильма текли дальше как ни в чем не бывало. Ия как сомнамбула продолжала передвигаться по вечно темному городу среди таких же сумрачных людей.

В это время с фронта возвращается ее подруга Маша. Они вместе на фронте были зенитчицами. И тут выясняется, что это Маша является матерью мальчика. Оказывается, она осталась на фронте, чтобы отомстить за погибшего отца ребенка, а сына отправила вместе с комиссованной подругой в мирный Ленинград.

Практически с этого самого места начинаются непонятки. Забеременела и родила Маша на фронте. Там что, действовал военно-полевой роддом? Отправить сына в Ленинград она могла только после снятия блокады, т.е. в 1944 году. Исходя из того, что мальчику 3-4 года, получается, что почти всю войну она воевала беременная и с грудным ребенком. У нас что, были войска матери и ребенка? Но не будем придираться. Смотрим дальше.

Маша приезжает к подруге, и, не увидев ребенка, сразу же сама догадывается, что он пошел гулять с соседкой, несмотря на то, что на улице уже тьма непроглядная. Видимо, в Ленинграде существовала такая практика — гулять по ночам с соседскими детьми.

И вот эта любящая мать, которая несколько лет не видела своего ребенка, вместо того, чтобы броситься найти и обнять сына, сидит и битый час рассуждает с дылдой о том, какой он стал, мотая на кулак нервы зрителя, который уже знает, что мальчик погиб.

Дылда заторможена, выдавливает из себя по одному непонятному слову в час, но и мамаша ей под стать. Она тоже произносит по одному несвязному слову в пять минут, при этом, придвинув свое лицо впритык к лицу дылды, смотрит ей в глаза немигающим взглядом удава и странно утробно подхихикивает. Ну а чему тут удивляться? Такие уж изуродованные психически женщины возвращаются с войны.

Наконец до мамаши доходит, что сына больше нет. С окаменевшим лицом, не проронив ни слезинки и даже не сильно удивляясь, Маша произносит: "Пойдем!" Дальше женщины оказываются на темной улице с непонятной целью.

В это время мимо них проезжают два парня на личном авто. Как следует из их разговора, они решили начать половую жизнь и ищут для этого подходящих женщин. Маша в военной форме привлекает их внимание, из дальнейшего разговора становится понятно, почему: "О! Фронтовая! Такие даже за еду готовы. Просто штаны расстегни, она дальше сама все сделает, водить по кино не надо."

Парни останавливаются и выходят из машины. Маша сразу же понимает их намерения, она же фронтовая. В результате дылда идет "прогуляться" с одним, а Маша остается в машине с другим. Далее нам показывают половой акт в машине в реальном времени и со всеми подробностями.

Возвращается дылда, вытаскивает парня из машины и начинает зверски его избивать, потом взваливает Машу через плечо и уносит ее домой. Появляется второй парень с поломанной рукой. Из чего следует вывод, что с дылдой у него ничего не получилось. Видимо, она уже была не фронтовая.

Далее красочная сцена в женской бане, где на фоне сотен голых женщин, Маша объясняет подруге, что хочет иметь "человека внутри", т.е. забеременеть, ради чего и был половой акт в машине. Вообще эти иносказательные обороты речи постоянно происходят между подругами и являются лингвистическими находками режиссера. Так, например, чтобы сообщить подруге о том, что забеременеть не удалось, дылда говорит: "Я напрасная внутри". Видимо, на войне у женщин страдает на только психика, но и связная речь.

Дылда устраивает подругу работать в госпиталь санитаркой и там с помощью главного врача выясняется, что Маша претерпела на фронте несколько операций, в результате чего лишилась женских органов и не может больше иметь детей. Для чего же был нужен половой акт в машине? Маша говорит, что она надеялась на чудо. Обыкновенная игра поломанной психики после войны.

Между тем в госпитале происходят разные чудеса, свидетельствующие о разнообразии психических отклонений, нанесенных войной. Так на первом плане мы видим трагическую судьбу солдата Степана.

В первой сцене главврач задумчиво водит иголкой по телу Степана с целью обнаружить его чувствительность. Выясняется, что ни ноги, ни руки Степана иголки не чувствуют. Лично я никогда не слышала о таком странном ранении, руки и ноги целы, но они ничего не чувствуют. Однако я не врач и не буду придираться.

Далее к Степану приезжает жена, тоже очень странная женщина, искалеченная войной. Она получила похоронку на мужа, и уже с этим смирилась, а тут вдруг на тебе, он оказался жив. Женщина с непроницаемым лицом долго идет по коридору больницы, потом с таким же лицом истуканом стоит рядом с кроватью. Выражение ее лица не меняется на протяжении всех эпизодов с ней.

Это в советских фильмах жены радостно кидались к калеке, узнав, что он жив. Фильм "Дылда" разоблачает все известные ранее мифы о войне. Женщина не только не рада, она просто сломлена этой вестью. Она с надеждой, которая становится понятной позже, сообщает мужу, что еще не говорила дочерям о том, что их отец жив.

Далее супруги находятся в кабинете главврача и сообщают ему о совместном желании подвергнуть мужа эвтаназии. Он де устал и измучился, и упокоиться ему с миром было бы самым гуманным выходом. Обращает на себя внимание окаменевшее еще больше лицо жены. Видно, что этой мужественной женщине решение далось нелегко, но она наступила на горло своему счастью и желает только одного, прекратить страдания мужа. После недолгих колебаний главврач соглашается.

И тут выясняется, что эвтаназия поставлена в госпитале на поток и выполняет ее по просьбе главврача дылда. Процедура отработана до мелочей. Да и что тут, собственно, удивляться. Дылде убить кого-нибудь невзначай — плевое дело. Таковы уж последствия войны для женщин, побывавших на фронте.

Тем временем Маша, до которой наконец-то дошло, что детей у нее не будет, становится одержима идеей фикс, что ребенка ей должна родить фронтовая подруга. Тут выясняется, что дылда не только девственница, но и мужчин она физиологически не выносит. На протяжении всего фильма проходит тонкая попытка намекнуть на физическое тяготение дылды к подруге, эдакое легкое лесби.

Однако на логичное предложение подруги взять ребенка из детского дома, Маша отвечает, что она хочет "целого" ребенка. Видимо, в детских домах их выдавали по частям. Дальше еще смешнее.

Маша заставляет подругу написать в НКВД донос на главврача по поводу эвтаназии, затем, шантажируя его этим доносом, заставляет его переспать с дылдой. Здесь зритель получает не только половой акт в реальном времени, но и довольно занимательное его воплощение.

Дылда требует от Маши присутствия во время совокупления с главврачом. И вот они все втроем укладываются бутербродом в постель, и главврач в течение 10 минут сношает рыдающую дылду. Обращает на себя особое внимание лицо Маши во время этого действия. Видно, что ей это в высшей степени противно, но она мужественно терпит все во имя высокой цели — иметь ребенка.

Отдельного внимания заслуживает тема отношений Маши с тем самым парнем, с которым она сношалась в машине. Парень в нее влюбился и собирается на ней жениться. И вот он везет ее к себе домой для знакомства с родителями. Это отдельная песня.

После коммунальной квартиры, где живет дылда с обязательными ободранными обоями и облезшими дверями, мы перемещаемся в какой-то фантастический дворец, настоящую барскую усадьбу. Там по чистому белоснежному снегу гуляет с изысканной белоснежной борзой собакой мать парня, которую блистательно исполняет Ксения Кутепова.

Молодые оказываются внутри огромного царственного интерьера с длиннющим столом, разными явствами на нем и прислугой. Что это за семейка, не сообщается, но понятно, что какая-то партийная шишка. И тут невеста рассказывает заинтересованной матери жениха всю правду о войне на фронте.

Оказывается, Маше пришлось всю войну "одним местом" зарабатывать себе на жизнь. Сапоги, еду и прочие потребности женщины на войне могли заработать только этим самым местом. "Вы бы там и двух месяцев не протянули,"- сообщает она заинтересованной матери. "Потому что с вами там никто бы не пошел." Просто диву даешься, как же удалось там выжить девственнице дылде? Маше там пришлось сменить столько мужей, что всех она и не запомнила, ну и сделать кучу абортов. Больше о войне в фильме ничего не сообщается, только вот эта скупая неприглядная правда.

Фильм заканчивается тем, что дылда оказалась не беременной. Машин жених обломился. Она вернулась к дылде с новой надеждой на рождение ребенка.

О стилизации и декорациях фильма надо сказать отдельно. Советская действительность уже традиционно предстает перед нами в своем самом затрапезном виде. Обязательные продранные обои в "Дылде" наверное еще специально подвергались обрыванию всей съемочной группой.

На представленной к статье иллюстрации дылда сидит как раз на фоне обоев. Зеленое — это куски уцелевших обоев, а красное — дранные стены, которые Маша с женихом зачем-то усиленно пытались замазать зеленой масляной краской. Двери и окна с облупившейся прошловековой покраской преследуют зрителя весь фильм. Ну и конечно проржавевшая утварь: кувшины, кастрюли, ванны с отвалившейся эмалировкой — это уже классический атрибут сталинского советского быта.

Кое-что однако является фирменным авторским почерком: грязно-серые больничные халаты медицинских работников, выстиранные вручную, несмотря на окончание войны, бинты, зато украшенный тоннами ваты новогодний зал и больничные подушки без наволочек. Постоянная кровь из носа у героинь, натуральная рвота крупным планом и периодическое раздевание героев с детальным показом предметов нижнего белья. Свежо и натурально.

Что же касается длительный немых сцен, во время которых подруги вплотную напряженно и многозначительно уставляются друг на друга, то, на мой взгляд, это беспомощные попытки перенять стиль фильма "Страна глухих".

Вот так этот пронзительный фильм рвет в клочья все наши ложные представления о войне, которыми пичкала нас советская пропаганда и советские фильмы. Вот такими изломанными и нелепыми были победители в этой страшной войне. Как такие люди могли победить и возродить страну из пепла? Да никак. Об этом же и речь. Войну победил вовсе не советский народ. Зря что ли переписывается сегодня ее история?

Одно только осталось непонятно. Как такой правдивый фильм с полным набором чернухи, сексуальных извращений и прочей мерзости о советской жизни был отклонен от номинации на "Оскар"? Что пошло не так? Как теперь должно снимать фильмы о войне поколение ЕГЭ? Вопросы, вопросы и вопросы…

Ясно одно: "Дылда" пролетела как фанера над Парижем, плакали денежки Романа Абрамовича. А вот зрителю надо быть готовым. В юбилейный год 75-тия великой победы он получит еще немало таких незабываемых сказок о войне.

https://zen.yandex.ru/media/vsepazly/dylda-o-kotoroi-tak-mnogo-govorili-proletela-kak-fanera-nad-parijem-5e276bd698fe7900ade9ece7

Ждем набега правдорубов, которые будут заявлять нам, что «все так и было», «мне дедушка такое же рассказывал», «а что, при совке не было драных обоев?» и т.д. и т.п. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий