Поиск

Проект «Азориан»


Как американцы подняли советскую подводную лодку с глубины в 5 километров

В 60-е годы ХХ века Советский Союз не мог строить в достаточном количестве атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами. Атомное судостроение – это отдельная, очень специфическая отрасль, которую необходимо было создавать с нуля. В этом СССР отставал от США. А парировать угрозу было необходимо. В СССР нашли достаточно простой временный выход. Пока не будет налажено серийное производство атомных ракетоносцев, было принято решение устанавливать ракетные комплексы на дизель-электрические подводные лодки. Весь цикл проектирования таких лодок и их строительства в СССР был отлично отлажен.

Подводная лодка проекта 629-А. Предельная глубина погружения — 300 м. Вооружение — 3 баллистические ракеты Р-21, торпеды с ядерными БЧ.
Автономность -70 суток. Экипаж — 90 чел.

К тому времени дизельные субмарины уже обладали большим радиусом действия и автономностью. Они могли действовать на всех океанских театрах военных действий. У дизельных лодок было два принципиальных недостатка. Во-первых, из-за того, что они имели относительно небольшое водоизмещение, по количеству ракетных шахт они проигрывали атомоходам. Во-вторых, в то время воздухонезависимые энергетические установки не были доведены до совершенства, и дизель-электрические подводные лодки были вынуждены время от времени всплывать, чтобы зарядить аккумуляторные батареи. А это серьезно снижало скрытность патрулирования.

Подводная лодка К-129 была введена в состав флота в 1959 году. Она относилась к проекту 629 (в НАТО такие лодки называли «Гольф»-класс) и первоначально лодка имела номер Б-103, который впоследствии был заменен на К-129. В советском ВМФ буква Б в названии подводной лодки обозначало большая, а буква К – крейсерская подводная лодка. Кроме торпедных аппаратов, лодка несла свой «главный калибр» — комплекс Д-4, включавший три баллистические ракеты Р-21 в шахтах, расположенных в ограждении рубки. Для сравнения скажем, что американские атомные подводные лодки под системы «Поларис»/»Посейдон» имели 16 шахт для ракет. Лодки проекта 629 были первыми советскими подводными лодками с подводным стартом ракет. К-129 базировалась в бухте Улисс и бухте Крашенинникова. Район патрулирования лодки был назначен в Тихом океане, откуда, в случае поступления приказа, она должна была нанести ядерный удар по США.

Экипаж погибшей лодки

ТРАГЕДИЯ

Под покровом темноты ранним утром 24 февраля 1968 года дизель-электрическая подводная лодка К-129, бортовой номер 574, покинула бухту Крашенинникова и взяла курс в Тихий океан, к Гавайским островам. В то время в советском ВМФ существовала практика прохода контрольных точек и докладов. Весь маршрут боевой службы делился на части, заканчивающиеся контрольными точками. При прохождении контрольной точки в расчетное время, или по факту, лодка выходила на связь с базой с докладом о прохождении этой контрольной точки.
8 марта 1968 года оперативный дежурный на центральном командном пункте ВМФ объявил тревогу – К-129 не подала сигнал о проходе контрольной точки, обусловленный боевым распоряжением.

С середины марта и по май 1968 года проводилась невиданная по размаху секретная операция по поиску исчезнувшей подлодки, в которой были задействованы десятки кораблей Камчатской флотилии, Тихоокеанского флота и авиация Тихоокеанского флота. На протяжении 70 дней три десятка кораблей Тихоокеанского флота обследовали весь маршрут К-129 от Камчатки до Гавайев.
На всем пути брались пробы воды на радиоактивность (на борту подлодки было атомное оружие). Увы, лодка канула в неизвестность. Группа кораблей упорно искали К-129 в расчетной точке маршрута. Слабая надежда на то, что подлодка дрейфует в надводном положении, не имея хода и радиосвязи, не оправдалась через две недели. Место вероятной гибели К-129 в официальных документах получило обозначение как точка «К».

Американцы, очень тщательно следящие за советским флотом, сразу отметили необычную активность. Фактически, советские эсминцы и сторожевые корабли прочёсывали огромные площади Тихого океана. Военно-морской разведке США сразу стало понятно, что СССР проводит масштабную поисковую операцию. Понимание этого факта и привело к проекту «Азориан».

Поиски подводной лодки продолжались в течение 73 суток. Политическое руководство и командование флота оказалось в непростой ситуации, и сделало ошибку. Фактически, СССР отказался от лодки. Главком ВМФ СССР С.Г. Горшков сделал беспрецедентное заявление, отказавшись признать гибель подлодки и всего экипажа. Официальный отказ правительства СССР от затонувшей подлодки К-129 привел к тому, что она стала «бесхозной».

Таким образом, любая страна, обнаружившая пропавшую подлодку, не ясно, под каким флагом ходившую, могла бы претендовать на нее. И конечно, на все имущество, которое находилось внутри подводного корабля. При этом, в те времена всем подлодкам, уходящим в поход из пунктов базирования от берегов СССР, бортовой номер закрашивался. Тем самым при обнаружении К-129 даже не имела опознавательных знаков.

Красными точками отмечены противолодочные рубежи, на которых была развернута система SOSUS

ВОЗМОЖНЫХ ВЕРСИЙ ГИБЕЛИ БЫЛО НЕСКОЛЬКО

— Затопление лодки через шахту РДП при зарядке батарей по причине технической неисправности клапана и провала на запредельную глубину – это официальная версия ВМФ СССР. РДП – это труба, по которой в лодку поступает воздух для работы дизеля под водой и зарядки аккумуляторных батарей лодки. Сама лодка для скрытности при этом следует в подводном положении. В советском флоте уже случались катастрофы с подводными лодками из-за неправильной работы РДП.

— Взрыв водорода при зарядке аккумуляторных батарей из-за неисправности систем вентиляции, вызвавший разрушение прочного корпуса подводной лодки. Версия возможная, так как в истории подводного флота такие катастрофы были.

— Столкновение с надводным судном. Версия чисто теоретическая, но возможная, когда лодка идёт на перископной глубине и не замечает надводное судно, идущее наперерез. Такое развитие событий может быть, если при нахождении на перископной глубине на лодке не несёт вахту гидроакустик. В советском ВМФ это было крайне маловероятно, т.к. согласно приказам, при нахождении лодки на перископной глубине вахта гидроакустика обязательна.

— Столкновение с американской подводной лодкой.
Это наиболее вероятная версия, подтвержденная косвенными уликами. Для ее понимания необходимы пояснения. По сравнению с американскими субмаринами, советские подводные лодки 50-х – 70-х годов были очень шумными. Американцы называли советские атомоходы первого поколения «ревущими коровами». Дизель-электрические лодки были потише, но всё равно достаточно шумными. Американские подводные лодки осуществляли слежение за советскими, следуя за ними под водой на небольшом удалении. При таком взаимном положении, советская лодка преследователя не слышала, а преследователь полностью контролировал ситуацию.

Место гибели К-129

Кстати, советские лодки, использовали этот же приём против американцев. Понимая свою уязвимость в этом положении, советские подводники придумали тактический прием, позволяющий определить, есть кто-то на хвосте нашей лодки, или нет. Суть приема заключался в том, что наша лодка на полном ходу разворачивалась на 180 градусов. После разворота, она могла определить, преследуют её, или нет. Если американцы слишком приближались к нашей лодке, то возможно было столкновение. Американские подводники называли такой манёвр «Сумасшедший Иван».

Версия заключалась в следующем. Произошло столкновение с американской подводной лодкой «Суордфиш» USS «Swordfish» (SSN-579) Столкновение могло произойти по вине американцев, которые «слышали» лодку и, подойдя к ней слишком близко, не учли, что она будет совершать манёвр «Сумасшедший Иван». Подтверждением этой версии явился тот факт, что через несколько дней после исчезновения К-129 в американскую базу Йокосука на Японских островах зашла подводная лодка «Суордфиш» со смятым ограждением боевой рубки. Лодка встала на аварийный ремонт. Вся операция была засекречена.

«Суордфиш» простояла на ремонте лишь одну ночь, за которую ей был сделан косметический ремонт: наложены заплаты, подкрашен корпус. Утром она покинула стоянку. После этого случая «Суордфиш» полтора года не выходила в плавание, проходя ремонт в США. Вероятно, «Суордфиш» во время слежения за К-129 потеряла контакт с ней. Для восстановления гидроакустического контакта «Суордфиш» приблизилась к нашей лодке, и в этот момент К-129 совершила маневр «Сумасшедший Иван». Столкновения избежать уже не удалось. Забегая вперед, скажем, что когда американская разведывательная подводная лодка «Хелибат» нашла К-129 и сделала снимки, на них была видна узкая глубокая пробоина в корпусе нашей подводной лодки.
Согласно официальной версии, USS Swordfish столкнулась с айсбергом, находясь в паре тысяч морских миль от места гибели К-129.

Обломки К-129 на дне

АМЕРИКАНСКИЙ ПОИСК

Как было упомянуто выше, американцы сразу обратили внимание на повышенную активность советского флота и правильно классифицировали её как поисковую операцию по поиску подводной лодки. Атомная подводная лодка «Barb» (SSN-596) несла дежурство в Японском море, когда случилось нечто неожиданное. В море вышел большой отряд советских кораблей и подводных лодок. Удивление вызывало то, что сонары кораблей ВМФ СССР, в том числе подлодок, постоянно «работали» в активном режиме. Вскоре стало ясно, что русские ищут вовсе не американскую лодку. Их корабли быстро смещались к востоку, заполняя радиоэфир многочисленными переговорами.

Командир USS «Barb» доложил командованию о случившемся и высказал предположение, что, судя по характеру «мероприятия», русские ищут свою затонувшую лодку. Для разрешения загадки, кто погиб и где, у США были все необходимые технические средства. К тому времени уже была развернута система SOSUS. Эта система представляла собой сотни гидрофонов, установленных на дне практически всех морей и океанов, и соединенных подводными кабелями с несколькими наземными центрами обработки информации. Специалисты ВМС США принялись прослушивать километры магнитофонных записей, полученных с донных акустических станций системы SOSUS. В какофонии звуков океана им удалось найти фрагмент, где был зафиксирован «хлопок». Сигнал поступил с донной станции, установленной на возвышении Императорских Гор (участок океанского дна) на расстоянии свыше 300 миль от предполагаемого места катастрофы.

В июле 1968 года, спустя четыре месяца после пропажи К-129, ВМФ США начал первую секретную операцию, получившую название Sand Dollar («Песчаный доллар»).
Учитывая точность пеленгования SOSUS в 5-10°, положение К-129 было определено в виде «пятна» размером в 30 миль. Советская подлодка затонула в 600 милях к северо-западу от острова Мидуэй (Гавайский архипелаг), посреди океанской впадины на глубине 5000 метров.

Необходимо было прочесать это «пятно». Для этой цели была привлечена американская атомная подводная лодка «Хэлибат» USS «Halibut» (SSN-587). Раньше это была ракетная атомная подводная лодка, которую переделали в разведывательную субмарину для специальных операций против СССР.

«Хэлибат» («Палтус») могла прослушивать подводные кабели связи советского ВМФ, находить и подбирать со дна моря обломки ракет, оставшиеся после испытаний и стрельб. Оборудование «Хэлибата» включало в себя боковые подруливающие устройства, якорные устройства с носовым и кормовым грибовидным якорем, водолазную камеру и команду водолазов-глубоководников, сонары бокового обзора дальнего и ближнего радиуса действия, а также глубоководный буксируемый модуль «Fish», оснащенный фото, видеооборудованием и мощными прожекторами.

После того, как «Хэлибат» прибыла в район «пятна», потянулись долгие дни поиска. Фотокамера модуля «Fish» делала 24 кадра в секунду. Аналитики просмотрели сотни тысяч фотографий. И вот в августе 1968г. на стол лег снимок с четко очерченным пером руля подводной лодки. К-129 легла на дно океана по неофициальным сведениям в точке 38°5′ с.ш. и 178°57′ в. д. (по другим данным — 40°6′ с. ш. и 179°57′ в. д.) на глубине 16 500 футов. Точные координаты местонахождения К-129 до сих пор являются государственным секретом США. После обнаружения К-129, «Хэлибат» сделала еще 22 тысячи снимков советской субмарины. Встал вопрос – что делать дальше?

Лодка лежала на глубине чуть более 5 километров. В районе кормовой части рубки наблюдалась большая вертикальная трещина, были сильно повреждены и ракетные шахты. USS Halibut в ходе своей экспедиции сделала более 20 тыс. снимков погибшего корабля, после чего вернулась на базу.
Изучение снимков, сделанных USS Halibut, продолжалось около года.

Что произошло с К-129, установить до конца так и не удалось. Американцы полагали, что причиной катастрофы стало нештатное срабатывание двигателей находившихся на борту ракет Р-21. Официальной советской версией стало проваливание субмарины на запредельную глубину погружения из-за неисправности клапана в РДП — устройстве работы двигателя под водой, условно говоря, в трубе типа шноркеля, обеспечивавшей забор воздуха, необходимого для работы дизельного двигателя корабля. Многие же специалисты ВМФ СССР при этом были убеждены, что трагедию вызвало столкновение К-129 с преследовавшей ее американской подлодкой.

В начале 1969 г. в ЦРУ начались дискуссии о возможности подъема ценного оборудования с советской подлодки со дна Тихого океана. Американцев интересовало буквально все: конструкция подлодки, механизмы и инструменты, сонары, документы. Особый соблазн вызывала мысль проникнуть в радиосвязь ВМФ СССР, «расколоть» шифры радиообмена. Если удастся извлечь аппаратуру радиосвязи, можно с помощью ЭВМ вскрыть алгоритмы кодировки информации, понять ключевые законы разработки шифров СССР, т.е. вскрыть всю систему развертывания и управления Военно-Морским Флотом Советского Союза. Не меньший интерес представляло ядерное оружие на борту лодки: особенности конструкции МБР Р-21 и боевых частей торпед.

В 1970-м на совещании министра обороны США Мэлвина Лэйрда, советника по национальной безопасности Генри Киссинджера и оставшихся безымянными экспертов ЦРУ и ВМФ страны было принято решение попытаться поднять погибшую субмарину.

Здесь необходимо отметить: Советский Союз к этому моменту так официально и не признал потерю лодки. Соответственно, согласно букве закона, американцы имели полное право распорядиться ее останками, как они сочтут нужным. Найденный на дне Тихого океана корабль считался бесхозной собственностью, и даже назвать его братским воинским захоронением было нельзя. Извечный советский комплекс с отказом обнародовать собственные провалы и неудачи в конечном итоге позволил США воплотить в жизнь не имевший аналогов морской инженерный проект, получивший кодовое название «Азориан».

После разработки теоретического плана в ноябре 1972 года США приступили к его практической реализации. На двух расположенных в разных концах страны судоверфях независимо друг от друга были заложены уникальные судна, с помощью которых и предполагалось осуществить операцию по подъему К-129.

Главное из них получило название Hughes Glomar Explorer. Для создания правдоподобной легенды, обосновавшей бы его длительное нахождение в одной точке Тихого океана, и отвода советских глаз ЦРУ обратилось к услугам эксцентричного миллиардера Говарда Хьюза, прославившегося не только странным поведением в последние годы жизни, но и своими порой революционными инженерными начинаниями. К тому же его компании были крупными подрядчиками Пентагона. Хьюз согласился быть ширмой всего проекта «Азориан». Согласно официальной версии, Hughes Glomar Explorer был предназначен для глубоководного бурения, а целью его был поиск перспективных железомарганцевых конкреций под океанским дном. Авторитет и репутация Хьюза были столь велики, что после презентации проекта многие конкурирующие компании всерьез заинтересовались аналогичной геологоразведкой.

Судно MV Hughes Glomar Explorer было заложено в апреле 1971 г. на верфи Shipbuilding Dry Dock Со. (Пенсильвания, Восточное побережье США). Исполин, полным водоизмещением 50.000 тонн, представлял собой однопалубное судно с «центральной прорезью» над которой размещалась гигантская А-образная вышка, кормовым расположением машинного отделения, носовой двухъярусной и кормовой четырёхъярусной надстройками.

Почти треть судна занимал «Лунный бассейн» размерами 60, 65 х 22, 5 х 19, 8 м, который служил в качестве дока для размещения глубоководного захвата, а затем и частей поднятой подводной лодки. Заполненный водой, он выглядел, как гигантский плавательный бассейн, если не считать краны на каждом углу. Снизу бассейн закрывался створками с резиновыми уплотнителями.
Уже изначально было запланировано, что будет поднята только часть субмарины.
А миф, что «К-129» разломилась при подъеме и большая часть упала на дно — опровергается несоответствием размеров «Лунного бассейна» (длина 60 метров) и длины корпуса «К-129» (длина по КВЛ — 99 метров)

Компоновка на палубе судна «Hughes Glomar Explorer» основного оборудования, используемого при монтаже трубных колонн (подъемных труб): 1—мостовой кран; 2—главная палуба; 3—«лунный бассейн»; 4—А-образная рама; 5—наружный подвес кардана; 6—внутренний подвес кардана; 7—основание грузового устройства; 8—вышка; 9—трубоподающий лоток; 10—тележка трубоподающего лотка; 11—трубоперегрузочный кран; 12—подъемник для труб.

По диаметральной плоскости , в нос и в корму от центральной прорези, были установлены подвижные колонны, предназначенные для приема захватного устройства с погруженной баржи. Они напоминали по внешнему виду выдвижные опоры на морских буровых установках и, по замыслу авторов, должны были вводить в заблуждение наблюдателей этого странного судна, что им на первых порах удалось. Так, 11 мая 1975 г. в журнале «Парад» была помещена фотография судна «MV Hughes Glomar Explorer» с утверждением, что эти колонны опираются на дно. Позже анализ зарубежных публикаций позволил советским специалистам определить их истинное назначение.

В это же время, на верфях National Steel Shipbuilding Corp. в Сан-Диего (Калифорния, Зап. Побережье США) строилась баржа НМВ-1 (Hughes Marine Barge) и глубоководный захват Clementine («Клементина»). Подобное рассредоточение производств обеспечивало полную секретность операции. Даже инженеры, напрямую задействованные в проекте, по отдельности не могли понять назначение этих устройств (корабля, захвата и баржи).

В общем схема операции была следующей. «Клементина», подойдя к «Эксплореру», погружалась под воду и заходила в «Лунный бассейн» материнского судна. Затем последнее отправлялось на место катастрофы, где зависало над ним. При этом крайне важно было обеспечивать устойчивость комплекса: волнение океана не должно было помешать подъему с глубины в 5 километров многотонного груза. Для этого американские инженеры разработали специальную систему с целым набором двигателей, причем позиционирование «Эксплорера» осуществлялось с помощью спутниковой сети точной ориентации «Транзит-С». Ее использование позволяло удерживать платформу над лодкой с точностью до 10 сантиметров.

После серии испытаний на Восточном побережье, 13 августа 1973 г. «Гломар Эксплорер» отправился в 12 000-мильный круиз в обход м. Горн и 30 сентября благополучно прибыл в Лонг Бич (Калифорния). Там, вдали от любопытных глаз, в тихой бухте острова Санта Каталина его поджидала баржа HMB-1 с установленным на ней захватом.

Путешествие Hughes Glomar Explorer к району гибели К-129 заняло без малого год. Оказавшись летом 1974 года на месте, корабль начал погружение «Клементины» на дно с помощью постоянно удлинявшейся колонны стальных труб — примерно таким образом, каким осуществляется и глубоководное бурение. В общей сложности требовалось собрать почти 300 таких сегментов, сформировав 5-километровую систему, к которой к тому же необходимо было подвесить затонувшую субмарину.
Опускание и подъем глубоководного захвата «Клементина» происходят с помощью трубной колонны — подъемной трубы, длиной 5 километров. Каждая секция трубы имеет коническую нарезку, секции тщательно вворачивается друг в друга, пазы обеспечивают надежное запирание всей конструкции.

СССР, конечно, не мог не обратить внимание на странные события, происходившие в богом забытом районе Тихого океана. Несмотря на прошедшие со дня катастрофы шесть лет, советские моряки не забыли загадочного исчезновения К-129 в 1968-м. В штабе ВМФ созрела версия, что за геологоразведкой, проводимой Хьюзом, скрывается нечто большее. К месту дислокации Hughes Glomar Explorer было отправлено сразу несколько судов, среди которых был и корабль измерительного комплекса «Чажма». Вертолет, имевшийся на его борту, неоднократно облетал американскую платформу, но кроме подозрительной активности на борту ничего более конкретного зафиксировать не смог. В Советском Союзе просто не верили в то, что операция по подъему подлодки с такой глубины технически возможна в принципе.

А возможна она была, хотя и назвать проект «Азориан» полностью успешным сложно. В 2010 году ЦРУ рассекретило доклад, посвященный ходу и итогам операции, однако в его тексте самые любопытные фрагменты, касающиеся конкретных результатов проекта, по-прежнему остались под цензурой.

Тем не менее определенное представление о них составить можно. Участники проекта в своих интервью СМИ и документалистам рассказали, что целью Hughes Glomar Explorer была 48-метровая носовая часть К-129. «Клементина» успешно захватила ее своими клещами, но в процессе подъема на поверхность значительная часть этого фрагмента отломилась и рухнула обратно на дно. Судя по всему, в распоряжении США остался лишь относительно небольшой 12-метровый участок субмарины.

Первые детали проекта «Азориан» стали известны прессе еще в 1975 году, но до сих пор он полностью не рассекречен. Загадкой остается и настоящая причина гибели в Тихом океане подлодки К-129 и 98 советских моряков. За этой трагедией скрывается инженерная операция, в которой человечество в очередной раз испытало возможности своего разума. Эксперимент обошелся США в шесть лет работы и почти $4 млрд. Такова цена лишь одного — и не самого яркого — эпизода той холодной войны.

В октябре 1992 г. Директор ЦРУ Роберт Гейтс на встрече в Москве передал Б. Ельцину видеопленку с записью ритуала захоронения тел 6 советских подводников из экипажа «К-129». Троих из них: торпедиста матроса В. Костюшко, старшего гидроакустика матроса В. Лохова и старшего торпедиста матроса В. Носачева удалось опознать по документам. Тела всех шестерых поместили в контейнер (останки были радиоактивны). Затем с соблюдением советского военно-морского ритуала погребения, 4 сентября 1974 года, под молитву капеллана на русском и английском языке и под гимны СССР и США, контейнер опустили в океан. К чести янки, церемония была проведена искренне и с уважением к советским морякам.

Источник:
https://versia.ru/89-sovetskix-moryakov-pogibli-iz-za-tarana-k-129-amerikanskoj-podvodnoj-lodkoj
https://pikabu.ru/story/proekt_azorian_kak_amerikantsyi_podnyali_sovetskuyu_podvodnuyu_lodku_s_glubinyi_v_5_kilometrov_5809512
https://topwar.ru/9987-proekt-azorian.html

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий