Поиск

«72 часа» (2015)


Год: 2016
Страна: Россия
Режиссер: Кира Ангелина
Сценарий: Ануш Варданян
Продюсер: Николай Расторгуев, Игорь Николенко, Денис Ковалевский
Композитор: Артем Васильев
Киностудия: Соль, продюсерская компания Николая Расторгуева
Продолжительность: 102 мин.
Актёры: Алексей Шевченков, Ирина Розанова, Лиза Арзамасова, Татьяна Лютаева, Митя Лабуш, Анатолий Гущин, Александр Зельский, Ирина Московская, Анастасия Королькова, Светлана Колпакова.

Всем привет! Недавно решил помониторить, какие фильмы о войне были сняты нашими творцами за последнее время. К своему удивлению я обнаружил, что поток околовоенного кинодерьма в последнее время значительно иссяк по сравнению с предыдущим десятилетием. А если и снимаются новые фильмы, то уровнем качества гораздо выше. Поэтому на сегодня наркоманский смех отменяется, будем разбирать вполне приличный фильм.

«72 часа» — фильм 2015 года, в основу сюжета которого легла реальная трагическая история молодёжной подпольной организации г. Людиново Калужской области, действовавшей на оккупированной немцами территории в 1941-1942 г.г.

Скажу сразу – фильм неплохой. Моя оценка – 6/10. Дальше я буду нещадно критиковать недостатки и в итоге может показаться, что фильм вообще негодный – это не так. Будут спойлеры, так что сами для себя решайте – читать дальше или сначала посмотреть фильм.

Поехали!

Режиссёром данной картины является Кира Ангелина, сценарий написала Ануш Варданян. Как я уже писал в обзоре фильма «Враги», женщины-кинотворцы отчего-то брезгуют привлекать к работе над фильмом консультантов, так как они и сами всё прекрасно знают, а чего не знают – придумают. Не считаясь с тем, что в итоге страдает качество.

Итак, фильм начинается. Некто с окровавленными руками, одетый в немецкий китель, выходит из каких-то развалин и кричит в небо. И следующим кадром мы переносимся в 1956 год.

Помятого вида мужичок на вокзале узнаёт в лощёном мужчине средних лет бывшего предателя-полицая и в стиле заправского рестлера пробивает ему лбом в переносицу.

Помятый мужичок оказывается бывшим спившимся НКВДшником Калёновым. Его играет Алексей Шевченков, чьё амплуа – трусы, шныри и прочие неприятные типажи.

Отоваренного им интеллигента играет Анатолий Гущин. Его амплуа – мерзавцы.

Следователь (Ирина Розанова) объясняет Калёнову, что для выяснения обстоятельств по закону есть 72 часа. Если за это время вина задержанного не будет доказана, его придётся отпустить. И в течение всего фильма для поддержания зрителя в напряжении то и дело появляются тикающие часики, показывающие, как уходят отведённые 72 часа.

Фэйспалм жпг.

Возможно, что в то время действительно в УПК существовала какая-то подобная статья. Но! В вашем распоряжении живой свидетель, прямо указывающий на то, что задержан нацистский палач и военный преступник! Какие 72 часа?! «Задержан до выяснения» и всё! Понятно, что интрига с 72 часами куда заманчивей для сюжета, но это тот случай, когда мельчайшая неправдоподобность может стать причиной того, что зритель в любую секунду очнётся и скажет: «Херню какую-то показывают, а не историю на реальной основе!»

И понеслись флэшбэки. 1935 год. Упыри-НКВДшники грузят в машину некоего дядечку лишь за то, что он дома учил своих детей молитве, а кто-то на него донёс. Из-за этого дядечку отправили в лагеря, где он благополучно и помер.

Тётеньки, а можно было повод для ареста дядечки какой-нибудь более весомый найти, а то аж прямо как-то противно? Например, посадили за цвет глаз?

У дядечки осталось три сына, двое нормальных, а третий – Митька-подонок, которого сыграл Митя Лабуш.

Неожиданный выбор на роль. Лабуш обычно играет простодушных парней, а тут ему предложили сыграть нелюдя. Казалось бы – зачем? Ответ прост – Митя внешне похож на Гущина, который играет его персонажа в 1956 году. Я не хочу сказать, что Митя не справился, но такой ненависти, как Джоффри Баратеон, например, он у зрителя не вызывает, как ни старается. Не знаю, если уж решили утвердить на роль Митю, пускай хотя бы решили, чтобы его Гущин озвучивал.

Началась война. Старшие братья уходят на фронт, а Митя повестку порвал и заявил, что «за усатого упыря воевать не собирается». Зрители в отзывах пишут, что конфликт между братьями – сильная сцена. Не знаю, по мне так довольно картонная. Осознание братьями того, что их кровный брат мерзавец и подонок – это же какая глубокая драматургия должна быть! А вместо этого показали обычную деревенскую драку, после которой все спокойно разошлись.

Всеобщая эвакуация, паника, неразбериха. Бывший священник на вокзале подбегает к Калёнову и просит у него ключ от церкви. Мол, откроем и люди приходить будут, молиться за победу. Но Калёнов, негодуя, посылает батюшку куда подальше. Образ НКВДшника мерзкий, поэтому зритель сочувствует батюшке и лишний раз проклинает проклятых большевиков. Но попробуйте задуматься, как бы поступили вы на месте Калёнова. Вы руководите эвакуацией целого города, а к вам пристаёт какой-то мужик с бредовыми идеями. Вы тут же всё бросите и побежите искать для него ключ? Или он всегда при вас в правом кармане?

Вместо ключа Калёнов суёт батюшке какую-то записку. Как выяснится позже, таким образом он завербовал его для связи с партизанами. Да, вот так, безо всяких предварительных бесед доверил бывшему попу судьбу партизанского отряда. Дело в том, что людиновские подпольщики на самом деле поддерживали связь с партизанами через священника, но вот так небрежно это показать – у меня слов нет.

Кстати, Калёнов заявляет местной медсестре, что ему пришла в голову мысль создать партизанский отряд. Хорошо, конечно, что сценарист знает, что партизанское движение курировалось органами НКВД. Однако, процесс это был организованный, а не художественная самодеятельность, как показано в фильме. К тому же партизаны весь фильм сидели в лесу у костра и ни хрена не делали.

Короче, пришли немцы и подался Митька к ним! Он поговорил с каким-то странным немецким оберстом, который картавил, как еврей, тщетно пытаясь изобразить немецкий акцент. Немец что-то промямлил про грязную митину кровь и назначил его… на должность начальника полицейского управления. В 18 лет. Тётеньки, вы серьёзно?!

Небольшое отступление. Действие в фильме происходит не в г. Людиново, а в вымышленном городе Ставрово. Наверное, правильно, что в вымышленном, потому что порой в фильме сценаристская фантазия буйствует не по-детски. Устами одного из персонажей озвучивается, что в их маленьком городке нашлось 100 предателей. То есть, вы хотите сказать, что из ста предателей немцы сочли самым достойным 18-летнего щегла, у которого братья, между прочим, на фронте немцев бьют? Кстати, населённый пункт Ставрово действительно существует во Владимирской области, но во-первых, немцы туда не дошли, а во-вторых, население Ставрово в ту пору составляло около 1000 человек, и 100 предателей на 1000 человек населения было бы явным перебором.

Митю нарядили в немецкую форму, хотя в начальный период войны унтерменшам было категорически запрещено носить на груди орла со свастикой. Откуда ж вы знали? Да хотя бы у реконструкторов спросили, раз уж деньги на консультантов зажали.

Калёнов также завербовал местного 17-летнего активиста Лёшу, которого из-за возраста не взяли на фронт. Лёша собрал из друзей и одноклассников подпольную организацию. Всё бы ничего, но наряду со всеми в эту организацию вступила девочка лет семи.

Ну скажите мне, зачем этот бред? Какая польза от семилетнего ребёнка, и кто догадался подвергать её смертельной опасности в случае провала организации? «Сволочи» покоя не дают?

И девочка оправдывает мои сомнения: она при встрече на улице хамит немцам на их родном языке!

Вообще, кроме Лёши и его девушки Шуры (Лиза Арзамасова), остальные члены подпольной организации представляют собой массовку из молчаливых безымянных болванчиков. Ни у одного из персонажей не раскрыт характер. Да и про Лёшу и Лизу мы из фильма узнаём очень мало – кроме того, что они ненавидят врага и любят друг друга.

Немцы где-то нашли ключ от церкви и пустили туда батюшку. А может, замок на двери сбили (а что, так можно было?!) Комсомолец Лёша, который пришёл в церковь, чтобы передать записку партизанам, выглядел пипец как подозрительно, и полицай Митя принялся заставлять его прочесть наизусть «Отче наш». Лёша с церковной матчастью был совсем не знаком, и Митя это прекрасно знал. Батюшка, со стороны увидев это, беззвучно вознёс молитву, и Лёша без запинки выдал «Отче наш», как на духу. Это ли не чудо!

Тётеньки. Ваше желание поставить в фильме галочку напротив популярной нынче темы православия вы довели до абсурда.

Юные подпольщики решают расклеить по городу листовки. В фильме идёт закадровый текст, в котором сообщается, что листовки решили… писать печатными буквами, чтобы нельзя было вычислить по почерку. Ну… ок. Хотя, если бы вы читали «Молодую гвардию», вы бы знали, что листовки печатались. И что мы видим буквально в следующем кадре? Висящую листовку с совершенно себе оригинальным почерком нифига не печатными буквами! Вы сами себе противоречите?!

Митя кричит одному из полицаев: «Ты же учитель черчения, ты должен знать, у кого почерк с таким наклоном!» Вот опять глупость на ровном месте. Он бы ещё у учителя физкультуры за почерк спросил! Это во-первых. А во-вторых, если бы он заподозрил, что это кто-то из молодёжи, начались бы аресты. Где гарантия, что листовку не написал кто-нибудь лет 35-ти? И что в таком случае должен знать учитель черчения?

Кстати, по количеству листовок с разным почерком легко подсчитывается, сколько членов состоит в организации.

В общем, авторов листовок не находят и злодей Митя беспредельничает, устраивая террор в населённом пункте. Вешает, стреляет, рубит отцовской саблей, которую тот прятал от большевиков в тайнике. Видимо, не таким уж безвинным исусиком был его батя, как нам тёточки показали.

Кстати, Митя неровно дышал к той самой Шуре, девушке Лёши. Лёшу трогать Митя отчего-то стеснялся, хотя враждовал он с ним ещё до войны. Всех убивает направо и налево, а Лёшу не стукнул даже ни разу. Очень странный тиран. Это легко было бы объяснить в сценарии, если бы столкнуть героев и Шура дала бы понять, что возненавидит Митю, если он причинит вред Лёше. Но ведь этого показано не было! Да и вообще взаимоотношения Мити со вчерашними товарищами и одноклассниками практически не раскрыты! Почему бы не сделать одну из одноклассниц еврейкой и не вынуть душу из зрителя пронзительной сценой? Тётеньки, ну в самом деле, я что ли сценарист?

Такие же претензии по немецкому полковнику с еврейским акцентом. Почему бы не включить в фильм сцену покушения на него? Лучше всего удачного? Нет же, его показали в четырёх сценах и благополучно забыли про его персонаж!

В местной больнице врачи вконец потеряли страх и в открытую лечат больных красноармейцев с пулевыми ранениями. Митя обнаруживает это и главного врача куда-то уводят. По-моему, в таком случае весь персонал больницы бы в расход пошёл. Кроме того, кто донёс. А медсестра Клава, знакомая Калёнова, например, отделалась лёгким испугом. Ой, не всё Калёнову известно, по ходу…

И в конце фильма нам решают показать, чем занималась подпольная молодёжная организация. Известно, что людиновские подпольщики взорвали мост. Что же мы видим в фильме? Лёша пробирается под мостом. Видно, что в подростковом возрасте он, как и я, смотрел фильм «Коммандос» со Шварценеггером в главной роли.

Его товарищи ломают комедию, отвлекая охрану моста. Два пацана держат брыкающуюся Лизу Арзамасову и кричат: «Мы полицаи! Поймали партизана!» Зачем они привели её на железнодорожный мост, как они собрались отступать и ещё тысяча подобных вопросов возникают у зрителей.

Но всё хорошо, мост… взорван?

Таких убогих спецэффектов я давно не видел.

Митя видит старую стенгазету и узнаёт почерк в листовке. И вот уже кадры расправы над подпольщиками. Сцена, когда Лёша и Шура лежат в застенках напротив друг друга и понимают, что это их последние минуты, рвёт душу в клочья и бьёт зрителя поддых. Тут в кадре возникает Митя со своей любовью смазывает всё впечатление от сцены. Поняв, что Шуры ему не видать, он… мастерски сворачивает ей шею. Американских боевиков насмотрелся, по-любому.

А Лёшу после этого… гонит в лес, чтобы там казнить. Всё объясняется тем, что прототип Лёши, 17-летний Алексей Шумавцов, был казнён полицаями в лесу. «Ты умрёшь, как собака!» — заявляет Митя. Лёша смело смотрит на него и заявляет с полуулыбкой: «Нет, я умру, как человек!» Вроде бы всё так, если бы не одно «но». Этот мудак, который собирается казнить Лёшу, перед этим убил его любимую девушку!!! Тут, блеать, совсем другие эмоции должны быть, совсем другие!!!

Митя саблей отрубает Лёше голову и тащит её в церковь, уж простите за подробности. Дело в том, что по некоторым источникам тело Алексея Шумавцова было после казни обезглавлено. Не знаю, лично я бы не стал включать это в фильм. В церкви он не раскаивается, а вводит батюшку в состояние шока.

Фильм заканчивается тем, что следствие уложилось в 72 часа, преступник опознан и «пойдёт в тюрьму». Какая тюрьма, голубушки, тут расстрел как минимум.

Ещё одна достойная сцена – когда в кабинет следователя входит старенькая мать Мити и тихо говорит: «Нет, это не мой сын. Это предатель».

Герой Шевченкова не простил себя за то, что все ребята погибли, в этом он винит себя, а поэтому до сих пор бухает, за что в своё время его попёрли из органов. Если Лабуша в главной роли ещё можно принять, то с Шевченковым полный мискастинг. Зачем нужен был этот отталкивающий персонаж, кроме как для того, чтобы в очередной раз плюнуть в «кровавую гэбню», мне непонятно. Это подтверждается комментарием зрителя, сделавшего свои выводы после просмотра на сайте kinozal.tv: «На самом деле что фашизм.. хотя нет, в данном случае нацизм, что коммунизм — два самых изуверских режима за всю историю человечества».

Перечитал я всё написанное и пришёл в ужас. С учётом всех недостатков, которые я перечислил – фильм-то явная халтура. А ведь при просмотре, если особо не анализировать, оставляет очень хорошее впечатление. Да, видимо недаром он несколько лет «пролежал на полке».

Ну и в качестве бонуса ещё один комментарий от военного эксперта с сайта kinozal.tv: «Штирлиц брал рабсилу и слал ее в Германию». movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий