Поиск

Г. К. Властов: «Знаменитые воины-рыцари, предки кабардинцев, назывались нарты»


  Имя Георгия Константиновича Властова (1827-1899) – востоковеда (он перевел знаменитый труд Генриха Бругша «История фараонов») и богослова, ни о чем не говорит современному читателю. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона сообщает, что он автор капитального 6-томного труда «Священная летопись первых времен мира и человечества, как путеводная нить при научных изысканиях» (1876-1893); «Указателя к Пятикнижию Моисееву. Краткий исторический обзор еврейского языка» (1877), работы «Толкование на книгу пророка Исаии» (1896) и целого ряда других.

     Но Г. К. Властов был не только кабинетным ученым, но и царским чиновником высокого ранга, оставившим заметный след в истории Ставропольского края. Как сообщает сайт краевой администрации, в 1857 году он был определен на должность старшего чиновника особых поручений при наместнике Кавказском: выполнял секретные поручения, занимался расследованиями, связанными со злоупотреблениями крепостников-помещиков на Кавказе. В сентябре 1859 года был командирован к исправлению должности Ставропольского вице-губернатора; в последующие годы неоднократно исполнял обязанности губернатора, а с апреля 1867-го по ноябрь 1872 года являлся им. След Г. К. Властова в истории края – в совершенствовании телеграфного сообщения между Москвой и Тифлисом, завершении судебной реформы, благоустройстве города и развитии образования. В частности, по его инициативе в 1870 году было открыто первое на Кавказе юнкерское училище.

  Но ни в одной из биографий Георгия Константиновича не упоминается о том, что, будучи старшим чиновником особых поручений при наместнике Кавказском в Тифлисе, он написал в 1858 году «Исторический очерк о родстве Кавказских племен». Работа эти, представляющая из себя в какой-то степени компилятивный труд, основанный на заимствованиях из известных автору источников, тем не менее, представляет немалый интерес. Тем более, что до последнего времени она не была известна и только в прошлом году Руслан Кармов обнародовал ее в серийном издании «Блики» («Блики сказаний Кабарды. Нальчик. 2019, с. 29-53).
С любезного разрешения публикатора предлагаем читателю несколько выдержек из этого занимательного исследования, имеющих отношений к народам, проживающим на территории Кабардино-Балкарии. Имена и названия в публикации даются в авторском написании.

«Народные рассказы и письменные генеалогические источники, сохраненные кумыкскими князьями, рассказывают о том, что к концу шестнадцатого века дагестанский принц шамхал Анди (шамхал – титул кумыкских правителей Дагестана и части Северо-Восточного Кавказа с VIII века по 1867 год – авт.) имел трех жен, одна из которых была кабардинкой, из семьи узденей (джентльменов) Анзоровых.
Шамхал Анди по какой–то причине проникся сильной ненавистью к своей жене и объявил ей, что его сын рожденный от нее, является Чанка (Бастард), то есть, как говорят произошедший от союза, который не дает права на правопреемство (сноска Г. К. Властова: ребенок, рожденный от неравного брака, называется Чанка. Таким образом, дети, рожденные от князя, женившегося на дочери джентльмена или свободного человека, будут называется Чанка, что похоже на неравный брак в Европе).
Мальчик Султан Муд, изгнанный отцом, отступил к Сулаку, где он жил бедно и игнорировался всеми. Однажды один житель Тавли пришел к нему и попросил переночевать. Султан Муд от всего сердца предложил ему все, что было у него лучшее. Старый Салау, заинтересованный судьбой этого молодого человека, расспросил его, после еды, о его жизни, его приключениях, его родстве и, слыша историю его несчастий, воскликнул о несправедливости Шамхала.
«Мой сын, – сказал он, – твой отец ошибся, потому что Анзоров, от которого ты произошел, из арабской расы, корейшитов (Курайшиты – правящий клан (племя) древней Мекки, хранители Каабы. Из них происходит пророк Мухаммед. Родоначальником считается Фихр ибн Малик (ок. 208 г.) по прозвищу Курайш – авт.), как и твой отец, потомки которых несут титул принцев в Аравии. Поэтому у твоей матери в жилах течет такая же благородная кровь, как и у твоего отца. Более того, великий царь Москвы (сноска Г. К. Властова: Иван IV был женат на Марии. Мария была дочерью кабардинского князя Темрюка) не презирал союз с кабардинскими аристократами. Ты видишь, что твое право и обязанность твоей семьи попытаться вернуть себе звание и твою долю в наследстве твоего отца. И я, тот, который знает о твоем происхождении и происхождении твоих родственников, поможет тебе как можно больше»
Анзоровы, родственники Султан Муда, узнав о преступлении, сделанном с их родственником, собрали до трехсот добровольцев, всадников и, захватили шамхала Анди, после того как втянули его в ловушку. Шамхалы вынуждены были объявить своего родственника равным другим сыновьям Шамхала и дать ему долю наследства. Aнди дал своему сыну равнину, известную как Кумыкия, находящуюся между реками Сулаком, Тереком и Сунжей, которая была заселена выходцами из Кабарды и Тавли, что Султан Муд собрал со всех сторон. Но эта маленькая колония была слабой, и народы Дагестана насмешливо назвали это слабое общество koumoucks. Это слово (из объяснения ученого муллы Мама Киши, который живет в ауле Эндери), делится на два слова kou – которое используется, чтобы выразить, что–то в некоторой степени несовершенное, что это дает представление о чем-то, что не является полным, цельным, совершенным; mouck – означает слабый… Однако это насмешливое прозвище стало национальным именем. Все князья кумыки происходят от Султан Муда, все уздени происходят от Салай Тавлина».

Еще один момент, имеющий к нашим народам прямое отношение: «В первые века нашей эры, к северо-западу от большой цепи Кавказа земли населяли Аланы. Они занимали страну, населенную сегодня кабардинцами. К северо-востоку от аланов жили Яссы или Оссы. К западу от Аланов, недалеко от Черного моря, жили Касоги или Касахи, сегодняшние кабардинцы. Говорят, что осетины происходят от союза аланов с осами. Сами осетины называют себя Ираном или Ироном, что может быть далеким воспоминанием об их оригинальном происхождении. Они делятся на несколько обществ, которые не имеют ничего общего друг с другом. Часть осетин живет на равнинах Владикавказского района. Другие, т. е. общества – Карачаи (сноска Г. К. Властова: Амеди Тьерри, в своей «Исторической книге об Аттиле» (T. 2, с. 470), учит нас, согласно повествованию от путешественника, который посетил Карачай, которому этот народ верит, носить имя мадьяр. Язык карачаевцев был изолирован, но нет ничего невозможного в том, что они слиты воедино с мадьярами, населявшими страну), Урусби, Чегем, Балкар, Дигора, Тагаура и т. д., живут на высоких плато и лесистых ущельях, в местности от расщелины Даряла до Эльбруса. Большинство осетин равниной части и горных осетин являются христианами, сохраняя память о религии, ранее исповедуемой их предками.
Самое большое племя, считающееся издавна верным России, – это племя кабардинцев, чьи легенды рассказывают нам некоторые любопытные факты, неизвестные истории. Один кабардинец отличающийся своим умом, учился в России, в одном из наших учебных заведений. Он занимался сбором легенд кабардинцев, сравнивал их с историческими фактами и делал выводы до сих пор неизвестные. Этого кабардинца звали Шора Бек Мурзин. Внезапная смерть увела его, и все его рукописи исчезли, не будучи найденными. Мы можем привести лишь несколько историй, собранных господином М. Головинским (на самом деле – П. И. Головинский – авт.), который знал Шору Бек Мурзина».
Здесь мы сделаем небольшое отступление. Г. К. Властов познакомился с трудом Головинского в Тифлисском архиве, так как работа этого исследователя (она называется «Кабардинцы») при жизни автора так и не была напечатана и увидела свет только в 2014 году в нашей книге «Загадочная Кабардино-Балкария». Вот что пишет об авторе кавказовед М. О. Косвен: «Павел Иванович Головинский (ум. ок. 1871 г.) – военный врач, много лет прослуживший на Северном Кавказе, в 1848 г. штаб-лекарь Егерского полка, в 1852 г. – дивизионный врач 20-й пехотной дивизии, в 1861 г. – старший доктор войск Терской области (по КК). Бывший батарейный командир Л. Н. Толстого…».
В своей работе Головинский попытался дать собственную версию кабардинской истории с древних времен до конца XVIII века. Как писала архивист Е. С. Тютюнина, это одна «из ранних в русском кавказоведении попыток связного, хронологически последовательного изложения истории кабардинского народа – именно динамической истории, а не статичного этнографического описания. Сама по себе редкость этого жанра усиливается оригинальной авторской посылкой – развитием «антской» гипотезы, что является редчайшим (если не единственным) случаем в русской науке – мало кто из кавказоведов поддержал эту идею Ногмова».
Как нам сегодня известно, среди «поддержавших» Ногмова, были не только Г. К. Властов, но и В. П. Пожидаев, автор написанного в 1940 году, но напечатанного только в 2019 году исследования «Прикавказские анты и Киевская династия»

Окончание следует

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий