Поиск

Наедине с природой


P1010071
1936 год. Я и Костя. Читаю Чехова. На горизонте наши дома.

Переезд в Измайлово удалил нас от культурного центра, от постоянного общения со всем к чему мы так привыкли за 5 лет, но приблизил нас к природе, чем я и воспользовался в первый же выходной день. Благо, лес был рядом, и я успел уже присмотреть место, где протекает малюсенькая речка Серебрянка, обрамленная по берегам пышно цветущей вербой. Ну как тут удержаться. Опыта писать маслом на пленэре* у меня не было никакого.
________________________
*Так художники называют занятие живописью на открытом воздухе

________________________

Но, однажды испытав радость общения с натуральными предметами жизни, мне трудно было удержаться от желания выразить свои ощущения от общения с природой. Не берусь сейчас, до это наверное невозможно рассказывать спустя много лет о своих чувствах, да и можно ли рассказывать словами то, что доступно выразить только красками. Дома меня никто не понимал кроме Кости. Рано утром, когда я собирался в лес, мама недовольная так и сказала: «Люди как люди, в выходной день стараются отоспаться, а ты «чем свет» поднимаешься идти в лес. Ведь вчера приехали из библиотеки в полночь. Разве дня мало?». А папа по-своему еще более практичнее выразил свое отношение: — «Дивуй бы делом заниматься, а тут черт знает чем» и в сердцах сказал: «Тьфу!».

Вот с такими «напутствиями» провожали меня родители в лес. Что поделаешь, «охота пуще неволи». Не буду пытаться рассказывать о своих чувствах, с какими я провел этот свой первый день такого общения с природой. Через несколько часов, я обнаружил что не поспеваю за природой, все тени кустов и деревьев передвинулись так, что я уже не знаю как дальше продолжить работу. Потом, в утренние часы, когда работал в вечернюю смену. я дописал свой первый пейзаж. Третья моя работа была натюрмортом, составленным из пирогов, ватрушек, испеченных мамой к празднику Пасха.

Эта картина домашнего праздничного утреннего семейного стола, писалась в несравненно лучших условиях, чем у сестры Мани в Спасоглинищевском переулке и получилась, как мне казалось, лучше первого «натюрморта с семейным фотоальбомом». Эти занятия живописью от случая к случаю, от воскресенья до воскресенья еще не сделали увлечения искусством постоянным занятием в свободное от работы время. Этому мешали жилищные условия, в которых еще «жить можно», но не заниматься живописью.

Растворителем у меня служил скипидар, а он не вызывал положительных эмоций у моих родителей и братьев. Затевать следующую работу я не стал, решив подождать благоприятной сухой летней поры, чтобы написать многодневный летний пейзаж в лесу. В то время я был просто заколдован живописью Шишкина Ивана Ивановича, его картины не давали мне покоя даже во сне. После Третьяковки много ходил по лесу, в надежде найти готовый пейзаж, но такого "готового" конечно не находитесь, это были "муки творчества», Наивного, начинающего художника. Это были первые шаги в неведомое, но это были пока шаги из леса в Третьяковку и обратно.

Свои первые три работы я даже не оформил в рамы, просто как есть отнес в сарай и поставил их возле поленницы дров. В семье я был не первым, а точнее уже третьим начинающим "художником", поэтому мои «творческие» дела воспринимались привычно, без особенного внимания. Так и стояли бы мои картины безвестными и никчемными в дровяном сарае, если бы не один случай. В жизни нас постоянно сопровождают разные случаи, порой совсем незначительные, но при каких-нибудь обстоятельствах вдруг окажутся способными изменить даже судьбу.

В это самое время, когда я вынашивал в себе лесной летний пейзаж, проходя по Покровке я увидел объявление, приглашающее принять участие в 1-й Московской выставке самодеятельного изобразительного искусства. У меня аж зарябило в глазах! так это же обращаются прямо ко мне! Недолго думая, упаковав свои три работы, я отправился по адресу думая: — «Чем черт не шутит, а вдруг мои картины примут на выставку». В моем воспаленном воображении представились залы выставки, полно публики, на стенах картины и среди них мои работы… и тут я, автор. Но чем было ближе к дому указанному в адресе, тем более мной овладевала робость. Куда девалось моё «ничто же сумняшеся»*?
___________________
*Ничуть не сомневаясь

___________________

Картины мои человек принял, приклеив на обороте номера и названия работ, внес в журнал и записал мой адрес, а мне сказал — «Ждите открытку-извещение». Я пошел домой окрыленный созданием, как все просто получилось, — приняли "без всяких". Как сейчас помню это радостное состояние. Ho проходят несколько дней и мои «восторги» стали испаряться как утренний туман. Брат Костя мои сомнения рассеял, окончательно сказав с иронией: — «Твои картины принял простой регистратор, как сказал поэт: «не повернув головы качан» и «чувств никаких не изведав». Надо ждать, проявить терпение».

Чего только я не пережил, ожидая эту открытку. Ожидание показалось столь долгим, что мне подумалось, что если выставка уже идет или прошла? А моя открытка «что улитка». В этом состоянии чего только не подумаешь. Ходил узнавать. Меня успокоили: — «Жюри еще не состоялось. Ждите». Moё томительное ожидание закончилось самым лучшим образом, какого я не мог себе и представить. Приглашение я получил от организатора выставки тов. Четыркина Александра, который принял меня с нескрываемой радостью, как хорошо знакомого человека. Он тут же поздравил меня с успехом, объявив, что мои все три работы жюри выставки признали лучшими и присвоили первую премию.

Александр Четыркин, писатель-искусствовед подробно интересовался всем, что меня увлекало не только в области изобразительного искусства, но и в художественной литературе, поэзии и других сторонах моих интересов. Все это я потом по его просьбе изложил на бумаге. Хорошо помню, при этом первом знакомстве, Четыркин выразил мне не только удивление, но как будто недоверие, что я представил свои единственные, первые работы. Ему казалось невероятным, что я никогда, нигде не учился ни рисунку, ни живописи. Это первое знакомство с писателем всколыхнуло мое юношеское воображение.

Василий Филатов. Воспоминания. История семьи
foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий