Поиск

Арзамас: как найти и потерять свою идентичность


Идентичность — важная штука, которую нельзя потрогать. Лучше всего последствия отсутствия «своего лица» показали в известном предновогоднем фильме Ирония судьбы, когда человек просто перепутал города. Без такой эмоциональной связки город может крайне просто потерять своих жителей: зачем им оставаться в безликом месте при прочих равных?

В наше время глобализации и пластика роль идентичности лишь возрастает: люди готовы платить хорошие деньги, чтобы оказаться в уникальном месте и получить новые эмоции. Особенно хорошо это заметно по Сингапуру, который последние полвека выстраивает своё лицо и который сейчас стал мировой столицей.

В России же о самоидентичности пока не думают, мы скорее на всех парах уничтожаем её, создавая на месте чего-то уникального типовое. Арзамас (Нижегородская область) интересен тем, что в 2019 они с одной стороны развили уникальность города, а с другой — уничтожили одну из составляющих.

Центральный парк

Начну с хорошего: в прошлом году в Арзамасе завершили реконструкцию центрального парка им. Гайдара. До благоустройства здесь были аттракционы и детская площадка, которые пользовались популярностью. 

Остальные части парка представляли собой заросшие пустыри и несколько аллей, которые использовались для прогулок, но чаще всего горожане просто проходили по ним сквозь парк по пути домой или на работу. 

Ещё одна особенность парка — раньше тут стояла церковь и было кладбище, уничтоженные в советские годы.

Город при поддержке области подал заявку на конкурс «Исторические поселения и малые города» и выиграл грант. Зарядья здесь не построили (и правильно), зато на 139,6 млн рублей обновили значительную часть парка. На дорожках появилось освещение и мебель:

Стенды с историей места — хорошо, хотя часть информации размещена слишком низко, что неудобно для чтения:

Сами коробы выполнены халтурно: внутри влага, от чего всё запотевает, а размер щелей гуляет с 0 до 2-3 см. 

В небольших городах есть проблема с инстаграм-спотами местами для массовых фотосъёмок, особенно это заметно на свадьбах, когда молодожёнам и гостям просто некуда ехать для фотографирования. Здесь решили эту проблему имитацией арки. Как мне кажется, было бы здорово пустить вьющиеся растения по краям.

Концепцию благоустройства обсуждали с жителями, в обсуждении участвовало более 1000 арзамасцев. Например, дети предложили сделать красную звезду с отсылками к произведениям Гайдара:

Это не совсем детская игровая, но всё можно трогать и двигать, никто не прогоняет детей и взрослых:

Не бывает хорошего парка без общественных туалетов, здесь они тоже появились:

По парку расставили обычные модульные туалеты, а сверху всё накрыли коробом по дизайн-коду парка. Дёшево и сердито, хотя сами туалеты ещё не подключили к сетям.

Спортивная зона с полями, тренажёрами и помещением проката. Есть подозрение, что очень торопились всё доделать до Нового года, потому что недоделанный водоотвод и многие другие мелкие косяки уж очень на виду. Внутри всё пустое.

В небольших городах есть большая проблема с культурной жизнью, чаще всего в них ничего не происходит и люди утоляют скуку алкоголем или чем похуже. Парк в такой ситуации может стать главным общественным пространством города и каждую неделю привлекать людей чем-то новым. Социо-культурное программирование — сложный процесс, но кто-то этим должен заниматься. Для этого архитекторы создали площадь со сценой и трибунами:

Интересное решение с расстановкой трибун — они повёрнуты к главной сцене, но в отдалении друг от друга и пересекаются транзитными дорожками. Думаю, это оценят местные компании, которые смогут занимать разные стороны и быть на виду друг у друга, но не мешать. Если я прав, то люди смогут отдыхать группами, но всё будет мирно за счёт социального контроля.

Ещё две интересности: мини-сцены и помещения для инвентаря внутри трибун. С учётом проходящих тропинок, сцены поменьше могут использовать музыканты и просто жители для каких-то своих нужд:

Напомню, в Казани есть что-то подобное: там прямо стоит ссылка на расписание сцены и возможность забронировать место для себя.

Вот только в Арзамасе явные проблемы с дизайнерами и брендбуком парка, над афишами надо работать лучше.

Появился соседский центр. Хорошее решение, но внутри опять же пусто и не очень ясно, кто и как там будет проводить мероприятия.

На крыше есть смотровая зона, а напротив — ещё одна сцена у пруда.

Жёлтые тумбы — будущие точки подключения к электричеству. На площади планируют проводить ярмарки, но не успели всё доделать:

Рассказывали, что до реконструкции здесь были заросли и народ активно пьянствовал, а сейчас нон-стопом делают селфи с зеркальными стенами и потолком. Вот только дверь очень выбивается, она явно должна сливаться со стенками.

И где-то тут должен возникнуть вопрос: «да, хорошо и красиво, но где про идентичность?!» Отвечаю!

В этом парке архитекторы дважды отразили историю города. Для начала, напомнили всем о Гайдаре через арт-площадку и восстановили перспективу на памятник писателю:

Но самое интересное в деталях! Как выяснилось, именно из этого парка брали глину для постройки домов в городе, поэтому часть парка изрыта и имеет интересный рельеф. Его не стали уничтожать:

Это же ответ на отсутствие горок — они тут уже есть:

Более того, его подчеркнули ландшафтно, в разных точках парка появились новые холмики:

Историю решили подчеркнуть деталями и материалами. Раз брали глину и делали кирпичи, то кирпич логично стал главным материалом парка наравне с деревом:

Плохо видно, но часть дорожек тоже вымощена кирпичом:

У парка раньше была входная арка, но до наших дней она не дошла. Архитекторы сделали новую:

Шрифт и пиктограммы навигации тоже повторяет кирпич:

И деревянные вставки подогнаны под кирпич:

Ну вы поняли)

Даже дизайн урн сделан в виде кладки. Повёрнута она специально — смотрел, как решили вопрос опустошения.

Яркие цвета мебели, фонарей и каких-то вещей объясняются не желанием сделать «весёленько», всё сложнее — это отсылки к гербу города: 

Парк Арзамаса — хороший пример обустройства места для развития города и жителей. Есть косяки, но в целом всё очень годно. Интересно будет взглянуть через год на статистику посещений, программу мероприятий и целостность всего нового.

Но самое главное, на мой взгляд, это правильная организация работы и приоритеты: есть концепция на основе истории и идентичности места, которая прослеживается во всех деталях парка. Такого подхода в России очень не хватает.

Луноходы

Арзамас — древний город, богатый историей. Но откровенно говоря, кроме нескольких доминант он мало чем отличается от соседних городов. Советскую же часть города вообще можно перепутать с любым другим городом бывшего СССР (за исключением нескольких панно).

До недавних пор в городе была одна очень характерная черта, ради которой сюда ехали любители истории и транспорта — ЛиАЗ-677 (они же Луноходы). Здесь был настоящий заповедник старых автобусов, которые ездили по обычным маршрутам и создавали уникальный фон города:

kronos.livejournal.com/265373.html
kronos.livejournal.com/265373.html

Купеческая застройка и храмы дело хорошее, но они встречаются повсеместно, а вот такие автобусы встречаются лишь в музеях. Здесь же они были частью городского ландшафта и вызывали огромное любопытство у сторонних людей. Можно сказать, что мы поехали в Арзамас именно ради них:

kronos.livejournal.com/265373.html
kronos.livejournal.com/265373.html

 

Тут стоит вспомнить, что историческая техника на городских маршрутах часто встречается во многих городах — муниципалитеты делают деньги на туристах, которые едут за ламповостью. Обычно это старые трамваи, но исторические автобусные маршруты тоже есть, например, в Лондоне:

В Арзамасе же на городских маршрутах Луноходов больше нет, их заменили чуть более новыми ЛиАЗами и ПАЗиками. 

Само собой, что новая техника лучше старой в плане удобства пользования и поддержания в исправном состоянии. Но тут стоит разделять сиюминутные плюсы и долгосрочные — памятники архитектуры тоже нелегко содержать, проще снести и построить заново, но только в этом не будет ценности и истории. Наверняка можно было сохранить один маршрут через центр города со старыми автобусами, а новые ставить на остальные маршруты. Но факт — стало на один повод меньше ехать в Арзамас, а этих поводов изначально было не так уж много.

Людям нужны тротуары

Во время прогулки по городу к нам подошёл Илья: он увидел камеру и предложил кратко рассказать и показать всё, бесплатно. Он правильно заметил с самого начала, что любой материал о городе — реклама города, от чего все выигрывают. В отличие от заказной рекламы по телевизору или в буклетах, советы и фотографии друзей бесплатные для города и работают в разы лучше.

И тут я хотел бы дать контекст: в Арзамасе интересный исторический центр, по которому невозможно ходить. Хочешь сделать интересную фотографию — выходи по грязи и лужам под колёса машин и ищи ракурсы без страшной остановки на переднем плане.

Хочешь дойти до другого места — рискуй упасть примерно каждый метр. Кстати, нормальных переходов в центре тоже нет.

Дойти до машины с сухими ногами? Ха!

Нельзя смотреть на город вне контекста, поэтому красивая архитектура без ровных тротуаров или с дешёвым ларьком перед фасадом обречена на деградацию. Развития туризма никогда не будет с центральной площадью в виде парковки и двух страшных остановок. Именно поэтому исторические города Европы по большей части пешеходные — изучать чужой город, оставлять в нём деньги и советовать друзьям можно только при решении базовых вещей. Центральный собор и музей красивые, но в памяти останутся грязные ботинки и мокрые ноги, или же местный травмпункт.

Ровные и чистые тротуары или реконструкция площади стоят денег, которых всегда мало. Здесь универсального решения нет, хотя есть федеральные и региональные программы поддержания подобного (см. Коломну), есть вариант передачи тротуара на баланс бизнеса (есть долгосрочные минусы) или ремонт на свои деньги с затягиванием поясов на праздники, например. Но лучше единожды вложить средства в знаковые места и то, что под ногами и иметь постепенный рост поступлений в будущем, чем пускать деньги на заборы, побелку деревьев или салют на новый год.

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий