Поиск

«Немезида» Ю Несбё


Логика и логистика

Посмотри вокруг. Люди ведь без этого жить не могут. Всеми в этом мире движут два чувства — месть и расплата.

Наше первое знакомство было катастрофой. Для меня, не для Холе, у него таких как я тридцать пять миллионов по всему свету, потому о потере одной потенциальной поклонницы может не скорбеть. А все же снеговика в гостиной на втором этаже, и маленького мальчика, убивающего маму в автомобиле домкратом (убил дедушку лопатой, норвежский вариант) до сих пор без саркастической усмешки вспомнить не могу. "Снеговика", выхватила из цикла Харри по причине экранизации: хотелось составить представление о фильме, который собиралась смотреть. Сказать, что роман оставил по себе не лучшее впечатление, значило бы сильно польстить Несбё— только что огнем не плевалась, кино смотреть не стала и поставила для себя на творчестве норвежского писателя жирный крест.

Но слава богу, есть друзья. Сначала услышала доброе слово о внецикловом "Сыне", за него не взялась бы, когда бы не исполнение одноименной аудиокниги Игорем Князевым, у которого ничего не пропускаю. А когда роман неожиданно понравился, решилась вернуться к Харри Холе. Только на сей раз, следуя логистике предложенной человеком, чьему литературному вкусу безусловно доверяю. А именно, прочесть трилогию Эллен. В рамках общего цикла о Харри три романа, связанные с убийством напарницы, последующим поиском преступника и понесенным им возмездием выделяются в субцикл — троекнижие, каждый из романов которого драгоценность безупречной огранки. О "Красношейке", открывающей подцикл, недавно рассказывала. Теперь очередь "Немезиды".

Это хороший перевод для названия, хотя "Не было печали" более аутентично оригинальному Sorgenfri (по-норвежски сорген — горе, когда учишь язык, пользуясь поддержкой песен фолькроковых групп, в каждой первой из которых есть это слово, его поневоле запоминаешь). Все-таки "Немезида" (богиня возмездия) лучше, ибо месть и возмездие главные движущие силы сюжета на всех возможных уровнях. Харри одержим желанием доказать виновность лощеного интригана в смерти лучшей из напарниц. Он не сомневается, кто стоит за нападением скинхеда с битой на Эллен. Но у зла много масок, почти безупречных. Зло хитро, увертливо и беспринципно, потому припереть его к стенке почти невозможно.

Месть, желание наказать виновного в смерти другой женщины, тоже связанной с героем, будет двигателем сюжетного ответвления Анны. Кто-то, не иначе, последний любовник, убил молодую женщину. обставив все как самоубийство, уже и дело закрыли за отсутствием состава преступления. Но зачем в ее туфле фотография совершенно посторонней семейной пары, судя по всему, людей куда более состоятельных, чем бедная художница? В линии цыганки Анны, отвергшей корни и отвергнутой семьей, в повествовании появляется потрясающая фигура криминального гения цыгана Расколя, который напомнит поклонникам "Молчания ягнят" о Ганнибале Лекторе, придав роману дополнительного динамизма и этнообаяния. И, конечно, он тоже жаждет возмездия.

Третья, по порядку, но не по значению — потому что она главная в этом сюжете — линия связана с дерзкими жестокими ограблениями банков в Осло, в которых не жажда наживы окажется в итоге ключевым моментом, а, вы уже догадались, месть и возмездие. Однако кричать: "Убийца Садовник" бессмысленно, пока не дочитаешь до конца, тут использована довольно хитрая и безупречно отлаженная машинерия. Как бы сформулировать, вот: логика не пробуксовывает ни на одном из этапов. Не знаю, как вам, а мне важно, чтобы действие было логичным. Здесь с этим обстоит великолепно. Браво, Автор!

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий