Поиск

Как Дуглас Фрешфильд «снял тяжкие подозрения» с балкарцев


   В книге Константина Чхеидзе «Страна Прометея», в первой части, которая называется «Горы и горцы», есть весьма занимательный фрагмент. Цитируем: «…Абдулла успел еще передать мне кое-какие отрывочные и непроверенные сведения о пропавшей в 191… году экспедиции англичан. Несколько англичан приехали в горы с целью подняться на вершину Эльбруса. У них были все необходимые препараты, запасы, много денег, смелости и уверенности. Столичное и местное начальство знало об этой экскурсии и покровительствовало ей. Было приказано всем старшинам верхних селений оказывать всемерное содействие отважным англичанам.

    И вот их видели в Кашка-тау, потом в Хуламе и Безенги… Потом они будто бы свернули к Хасауту; а некоторые говорили, что они задержались в Гунделене… Все это очень трудно проверить. Факт же тот, что ни один англичанин не вернулся, а из бывших с ними двух проводников вернулся один и сказал, что при подъеме на Эльбрус поднялась снежная буря и все его спутники погибли. А его, по милости Аллаха, перед выходом с последней стоянки зашибло сорвавшимся обломком скалы и потому он отстал…

– А через малое время, – продолжал Абдулла, – появился слух, что второго проводника видели за перевалом, в селении Геби. Этот слух вызвал подозрения, что с пропажей англичан не все ладно. Было наряжено целое следствие. Дело пошло до Петербурга. Тамошний английский посол требовал найти виновных, нанимал сыщиков. Но ничего не нашли и не выяснили.
– Но, может быть, и в самом деле англичане погибли как-нибудь иначе? – спросил я.
Абдулла в упор посмотрел на меня, будто вымеряя степень возможного мне доверия, и, поглаживая свои длинные усы, выстриженные около рта и отпущенные от концов губ, медленно протянул:
– Валлаги азым, не знаю. Я там не был. Но пришлось слышать, что в одном селении англичане попросили показать им танцы. Старшина селения посоветовался со стариками. Старики предложили старшине ответить гостям отказом, сославшись на пост или траур. Но старшина, желая угодить тем, кому покровительствовало начальство, все-таки собрал молодежь и пригласил англичан посмотреть, как она умеет в горах веселиться. Кое-кто из англичан немного знал русский язык. Когда вышла танцевать красавица Джансурат, один из них, вероятно, сильно подвыпивший, выскочил в круг и хотел с ней танцевать. Но сделал это так неловко, что оскорбил и девушку, и ее родных. Однако это еще можно было бы простить. Но потом этот же господин пригласил к себе брата нашей красавицы Джансурат и просто спросил его: « Сколько стоит?» . Вот тогда будто бы брат предложил свои услуги в качестве проводника. Этого же брата видели впоследствии в Геби. Что он с ними сделал, не знаю. Но видишь ли, по дороге на Эльбрус очень много опасных мест. Там встречаются неожиданные провалы. Иногда люди засыпают вечером в уютном месте, защищенном скалой, а просыпаются на краю обрыва… Все может быть, все может быть».

    Речь в этом фрагменте идет о пропавшей экспедиции, в которую входили члены Английского альпийского клуба Уильям Донкин, Гарри Фокс и швейцарские проводники Каспар Штрейх и Иоганн Фишер. В конце августа 1888 года они собирались покорить пятитысячник Коштан-тау, выдвинулись на восхождение и …пропали. Это таинственное происшествие вызвало огромный международный резонанс. Ведь члены группы были не просто профессиональными альпинистами, а одними из лучших скалолазов в мире. Кроме того, весьма известными людьми: Донкин – профессор, преподаватель университета, автор научных работ по химии; Фокс – крупный промышленник, владелец ряда предприятий.
Об исчезновении англичан писала европейская пресса; газеты и журналы Кавказа регулярно сообщали о том, как идет поисковая операция. А когда о трагедии узнал император Александр III и императрица Мария Федоровна, царский поезд которых прибыл 17 сентября во Владикавказ, поиски эти приобрели невиданные масштабы. Ведь теперь речь шла не просто о гибели двух альпинистов, а о последствиях, грозивших международным скандалом. Тем более, что стала активно муссироваться версия о насильственной смерти англичан от рук местных жителей.
Та самая версия, которую привел Константин Чхеидзе. Привел со слов своего собеседника, пересказавшего хабыры, ходившие среди народа, но не имевшие ничего общего с действительностью.
Вот что писал об этом англичанин Дуглас Фрешвильд, автор двухтомного сочинения «Исследование Кавказа», вышедшего в 1896 году и частично опубликованного нашим издательством в 2009 году. Эту работу знаменитый альпинист посвятил своему другу Уильяму Донкину: «Для русских чиновников одновременное исчезновение четырех человек казалось невероятным событием. Возникла гипотеза о преступлении, и в высших сферах решили держать горцев под строгим подозрением и принимать должные меры. Мы не придали веры этому предположению, но и мы не могли предполагать многих подробностей печального происшествия. Как и где погибли наши соотечественники? До или после восхождения на вершину? На утесах или среди ледопадов, или под лавинами, которые с них скатываются? Какие реликвии можно найти с их последнего бивуака? Как глубоки их могилы под снегом? Вот вопросы, которые требовали ответа».
О том, как велись поиски исчезнувшей экспедиции я подробно рассказал в материале «Пропавшие англичане» (см. книгу «Таинственная Кабардино-Балкария». Нальчик. 2011, стр. 189-206). А вернутся к теме подвигли отрывки из названного выше труда Дугласа Фрешфильда, недавно переведенные с английского Катериной Цагараевой и опубликованные в журнале «Дарьял». (2018. №№2-4).

Продолжение следует

viktorkotl.livejournal.com

Добавить комментарий