Поиск

Бронепоезд «Южноуральский железнодорожник»


3b1915687126cc6c28a5f2962fff7bfa.jpg

Формирование 38-го одбп началось в Челябинске 18 ноября 1941 г. Строительство бронепоездов велось тоже в Челябинске в паровозном депо.
18 ноября 1941 года в кабинете начальника паровозного депо станции Челябинск Трегубенко заместитель начальника паровозной службы Южно-Уральской железной дороги Шелягин познакомил челябинских паровозников с заданием Государственного Комитета Обороны: Южно-Уральской железной дороге предстояло построить пять бронепоездов, из них два в цехах депо Челябинск.

9c6b85cbdebf151e25d20a5a86eae1e4.jpg
Бронепоезд типа ОБ-3, которому принадлежали «Челябинский
железнодорожник» и «Южноуральский железнодорожник»

Строительство первого бронепоезда «Челябинский железнодорожник» закончено к 24 декабря 1941 года. А 27 декабря на обкатку выехал и второй бронепоезд «Южноуральский железнодорожник». Испытания обеих успешны.

Командир 4-й бронеплощадки «Южноуральского железнодорожника» Куплевахский характеризовал челябинские бронепоезда: «Бронеплощадки оснащены своеобразно. Каждая имела одну башню, поворачиваемую вручную. В ней французская пушка … При стрельбе с невысоким углом возвышения такие орудия оправдывали назначение. На каждом борту бронеплощадки 7,92-мм пулемёт Браунинг и 7,62-мм пулемёт ДТ. Личное оружие многих красноармейцев — японские винтовки… „Интернациональный“ характер вооружения и обмундирования бойцов свидетельствовал о крайне трудном времени, переживаемом Красной Армией зимой 1941—1942 годов.»

1ff3746a792a04b750f90078f1d25028.jpg
75-мм французская пушка образца 1897 года

20 февраля 1942 года изготовление бронепоездов № 1 «Челябинский железнодорожник» и № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов закончено.
В феврале 1942 года железнодорожники Южно-Уральской магистрали провожали бронепоезда на фронт.

Dvs
П. А. Горкушенко, политрук бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник» 38-го ОДБ.

6 марта 38-й дивизион направился в Москву. Разместились на станции Москва-3 Ярославской железной дороги 28 марта, месяц 38-й одбп доукомплектовывали (бронепоезд № 2 получил платформу ПВО завода «Стальмост» № 205 с пулеметом ДШК и 25-мм автоматической зенитной пушкой) и занимался боевой подготовкой.

b049bddedab8a7ece7a646ae43282a1b.jpg
Бронеплощадка бронепоезда №2 «Южноуральский железнодорожник». 1942 г.

28 апреля 1942 г. на основании приказа начальника главного автобронетанкового управления (ГАБТУ) Федоренко дивизион убыл в 3-ю армию Брянского фронта и 30 апреля расположился на станциях Чернь и Скуратово.

9 мая 38-й одбп передали в 40-ю армию с расположением — депо № 2 — Черемисиново, база — Мармыжи. Боевая задача — поддержка 121-й стрелковой дивизии и прикрытие железнодорожных объектов от атак с воздуха.

6d720c7fae210834b96d559a8838cb1d.png
Лейтенант Н.В. Сиукаев, командир зенитного взвода бронепоезда «Южноуральский железнодорожник».

Для этого, кроме взводов ПВО с пулеметами ДШК, на каждом бронепоезде было по 3 пулемета ДТ, а чуть позже по инициативе командира взвода ПВО депо № 1 изготовили спаренные установки пулеметов Браунинг на треногах.

3cf4e1bb33b59f9e02508a24cf1200da.jpg
ДШК на бепо. На бепо №2 2 ДШК, но без щитов и не на турелях, а на тумбах

Полтора месяца бронепоезда 38-го одбп систематически совершали артиллерийские налеты по немцам.

13, 14 и 18 мая бронепоезд № 2 участвовал в огневом налете на Новый Поселок, в результате у него вышли из строя три орудия. Одно починили, а два отправили в артиллерийские мастерские

28 июня 1942 года началось немецкое наступление в рамках операции «Блау», которому предшествовала авиационная и артиллерийская подготовка. К этому времени бепо № 2 старшего лейтенанта И. Е. Орлова находился у разъезда Расховец, база — Мармыжи.

e2e5d280ced271d0a490362451fea6e7.png
И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.

Вскоре группа из 18 самолетов начала бомбить поезд. Бой бронепоезда с авиацией противника длился 14 часов. Более десяти воздушных атак отразил в тот день экипаж бронепоезда.
При их отражении подбито пять самолетов и один сбит, взят в плен один летчик, переданный представителям 40-й армии.

ba9c439840c118e065a65a3ae3f57625.jpg
Последний бой бронепоезда № 2 «Южноуральский железнодорожник»
28 июня 1942 г. Художники И.В. Севрюков, А.П. Чернышёв, Б.П. Евдокимов
.

В бою бронепоезд маневрировал между разъездом Расховец и станцией Мармыжи. Железнодорожные пути на станции были разрушены авиацией, база дивизиона сгорела.
Попытки восстановить полотно были не успешны — немецкая авиация не давала этого сделать.

Примерно в 18.00 к Мармыжам подошла немецкая пехота и танки, которые открыли огонь по бронепоезду.

db036a6ac2906783aff11184a00d7643.jpg
Бронетехника 2-го разведывательного батальона дивизии «Великая Германия» на
марше в селе Девица Семилукского района Воронежской области. На переднем
плане бронетранспортер Sd.Kfz. 250. Июнь 1942 г.

К этому времени в результате боя с авиацией у бепо вышли из строя оба 75-мм орудия (два других в артиллерийской мастерской), единственная 25-мм зенитная пушка, крупнокалиберный зенитный пулемет ДШК, пять пулеметов Браунинг и семь ДТ, которые использовались для ведения огня по воздушным целям.
Из средств ПВО остались только один пулемет ДШК и три пулемета Браунинг. Так как вывести бронепоезд невозможно из-за разбитых путей на станции Мармыжи, а вести огонь по танкам и пехоте противника было нечем, командир дивизиона майор Коржевский приказал команде оставить бронепоезд.

Команда оставляет лишившийся хода обреченный «Южноуральский железнодорожник». Бронепоезда 38-го отдельного дивизиона перестают существовать…

ea1df913321eefc6dd4b39449cbab267.jpg
Поврежденный у Воронежа советский бронепоезд.
Июнь 1942 года. Фотография роты пропаганды Вермахта.

Всего в бою 38-й отдельный дивизион бронепоездов потерял 69 человек — безвозвратно 15 убитыми и 35 пропавшими без вести; и 19 ранеными.

30 июня 1942 года на станции Касторная командир дивизиона доложил о результатах боя находившемуся там начальнику ГАБТУ генерал-лейтенанту Федоренко. Федоренко приказал дивизиону убыть в Москву, куда тот прибыл 1 июля и разместился на базе МТО ГАБТУ КА.

376f13f4e1b9ed53903b65ebd050ee19.jpg
Федоренко Яков Николаевич — начальник Автобронетанкового (затем Главного) управления.

На следующий день командование дивизиона и бронепоезда № 1 было арестовано органами НКВД для выяснения событий боя.

2 августа по распоряжению генерал-майора Чернова 38-й ОДБП убыл на станцию Кожевенная. К этому времени на находящейся здесь рембазе № 6 закончили строительство бронепоезда «Имени газеты «Правда» (бронепаровоз Ов № 7101, броня каленая 45-30 мм, вооружение пулемет ДШК, бронеплощадки № 754, 603 броня 45 мм, вооружение 2 пушки Ф-34 и 6 пулеметов ДТ на каждой, площадка ПВО № 777, броня 30 мм, вооружена 25-мм зенитной пушкой и пулеметом ДШК). 8 августа состав передали 38-му ОДБП, который приступил к боевой подготовке и освоению матчасти. Одновременно помогали работникам рембазы № 6 в строительстве второго бепо «Имени газеты «Красная Звезда».

8f171e7b169284a6518e05852a767ccc.jpg
Бронепоезд из состава 38-го ОДБП

С 4 по 11 ноября 1942 года бронепоезд «Имени газеты «Правда» находился на полигоне в районе станции Ильино, где проводил испытание нового прицела ИС-55 для стрельбы с закрытых позиций. Испытания прошли успешно, и прицел под обозначением ЗИС-1 приняли на вооружение бронепоездов с пушками Ф-34.

19 ноября 1942 года дивизиону передали второй бронепоезд «Имени газеты «Красная Звезда» (бронепаровоз Оп № 475, бронеплощадки № 775, 776, площадка ПВО № 778, данные такие же, как у бепо «Имени газеты «Правда»), и через два дня 38-й ОДБП убыл в Москву и по прибытии разместился на Павелецком вокзале.

5 декабря 1942 года дивизион посетил начальник управления бронепоездов ГБТУ КА генерал-майор Чернов и начальник штаба ГБТУ КА генерал-майор Лебедев, вместе с которыми присутствовали представители американских газет. В течение двух часов бронепоезд «Имени газеты «Правда» инспектировался и осматривался. После этого генерал-майор Лебедев объявил благодарность всему личному составу за хорошую боевую подготовку.

На основании распоряжения начальника ГБТУ КА № 1109420 от 5 декабря 1942 года бронепоезда получили новые номера: «Имени газеты «Правда» — № 754, «Имени газеты «Красная Звезда» — № 730.
По распоряжению командующего бронетанковыми и механизированными войсками Красной Армии, 2 мая 1943 года 38-й дивизион бронепоездов убыл на Воронежский фронт, где 14 мая вошел в состав 7-й гвардейской армии.

18—2 мая бепо № 754 поддерживал части 15-й гвардейской стрелковой дивизии в районе Волчанск. По отзывам командования артналеты производились успешно.
Бепо № 754 прибыл в июле, в ходе ремонта работники ВЭО-19 при участии команды бронепоезда изготовили новую площадку ПВО.

По мере продвижения частей 7-й гвардейской армии в ходе наступления, двигался вперед и 38-й дивизион. Из-за того, что железная дорога была сильно разрушена, бронепоезда не могли подойти к линии фронта, поэтому из основной задачей стало прикрытие станций, мостов и других объектов от атак с воздуха. 38-й ОДБП двигался через Мерефу, Полтаву, Знаменку, Кировоград, Рудницу, Израиновку. К 14 июля 1944 года он сосредоточился на станции Верешти (Румыния) с задачей не допустить прорыва немецких танков на стыке 7-й гвардейской и 40-й армии.

379904 22 i 032
И. Е. Орлов, командир бронепоезда № 2 «Южноуральский
железнодорожник» 38-го отдельного дивизиона бронепоездов.

23 августа 1944 года бронепоезда поддерживали огнем наступление частей 51-го стрелкового корпуса в районе города Роман. При этом наше командование отмечало, что бепо действовали «исключительно слаженно и эффективно, поставленная задача выполнена отлично». По мере готовности железной дороги дивизион двигался вперед и 2 сентября находился на станции Двитешти.

Осенью 1944 года 38-й ОДБП вывели в резерв 2-го Украинского фронта, а к лету 1945 года он сосредоточился на станции Нара Московской области.

Расформирован в период с 15 мая по 20 июня 1946 года на основании директивы Генерального Штаба ВС СССР № 246688сс от 6 мая 1946 года. Матчасть передана 1-му отдельному полку бронепоездов имени Алябьева.

По материалам из интернета

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий