Поиск

По волнам детских воспоминаний: «Тринадцатый воин» (1999)



— Дай арабу меч — он сделает ножик!
(С.)

Хмурое средневековье. В Японии 7 черно-белых самураев Акира Куросавы несут службу по охране поселения от разбойников. Через сорок лет в Европе на защиту поселения станут 13 снятых уже на цветную пленку воинов!

Ахмед Ибн Фадлан ибн-аль-Аббас ибн Рашид ибн-Хаммад (Антонио Бандерас), служил при дворе халифа. И стали за ним наблюдать всякое. Вроде повадился он в гарем ходить. Слухи небыли доказаны, так как по местным законам порочную близость должны наблюдать минимум четыре свидетеля, обладающих безупречной репутацией и пользующихся заслуженным авторитетом.
Авторитетов при дворе хватало, а найти четырех человек с безупречной репутацией не удалось. Тогда решили для подстраховки Ахмеда ибн Фахдлана ибн… далее со всеми остановками… сослать куда-то на среднюю Волгу кормить осетров… Но с уговором, чтоб живым он не возвращался.

В Поволжье наш Антонио ибн Бандерас отправился не один, с собой он взял своего верного спутника — доктора Живаго, а по совместительству чемпиона мира по бриджу — неподражаемого Омара Шарифа, который в те далекие годы носил имя Мельхисидек.

Долго ли коротко было путешествие Ахмеда, но только он со своим караваном ступил на северные земли, как появились разбойники, и фильм мог бы закончиться, если бы на горизонте не появился корабль викингов, или просто – ребят с севера, очень серьезных парней. Их даже разбойники бояться. Ахмед был не в теме о местных раскладах, поэтому все подарки, которые у него не успели отобрать разбойники, передарил королю викингов Бульвайфу. Восток как известно дело тонкое, а Север – суровое. Один викинг может выйти на бой против банды, и убить всех дыханием.

Мудрый Мельхисидек и подсказал Ахмеду мысль — прибиться к кораблю то ли викингов то ли уже варягов — русов (Костомаров их разберет, но известно, что роль Булевайфа — короля-гиганта, играл россиянин Владимир Кулич), которые хоть тоже не подарок, однако все-таки не ругаются матом, как татары (какие хотя какие нафиг татары в 10 веке в Восточной Европе?). И вот тут-то началась жизнь поэтически настроенного и прекрасно образованного араба среди диких викингов…

Примерно так начинается художественный фильм «Тринадцатый воин» режиссера Джона Мактирнана снятый по новелле Майкла Крайтона «Пожиратели мёртвых».

Тем временем прибыл гонец с севера, с посланием для Бульвайфа. Его зовут Вулфгар, он сын Хротгара, великого северного конунга. Он прибыл просить у викингов подмоги: дело в том, что в его владениях развелись какие-то жуткие чудища — полулюди-полумедведи, опустошающие селения и съедающие всех подряд.

А когда это викинг отказывался погостить у друзей, если в перспективе обещают хорошую драку? Правильно, такого не бывает. Это же не фантастическое кино, а средневековые боевик.

Но кидаться в бой сломя голову, тоже не правильно, тем более принято решение пленных не брать. Пошли они к аналитику, — местной предсказательнице, спросить какие она видит расклады по битве. А ей жалко стало араба, жизнь проживет а битвы настоящей не увидит. Вот предсказательница и «…говорит, 13 воинов должны отправиться в поход… тринадцатым воином должен быть не северянин, а чужеземец!».

Разумеется, на роль чужеземца больше всего подходит Ахмед. Во-первых — он чужеземец (бурные аплодисменты в зале). Во-вторых — он молодой и симпатичный. В-третьих, Ахмед явно лучше Мельхисидека, который в бридже, конечно, специалист, но чтобы рубить в капусту всяких озверевших медведей — он слишком стар для всего этого…
Так что Ахмеду идти, однозначно!

Он и отправляется в поход с викингами. Сначала ему, конечно, немного мешает тот факт, что он вообще не знает их языка, однако Ахмед — он же умный и хитрый, поэтому все время вслушивается, всматривается, сопоставляет, угадывает и так далее, в результате чего уже на первом привале парень начинает довольно прилично говорить на старонорвежском.

Ну а дальше воины приезжают во владения северного короля и сразу понимают — что-то неладное творится в северном королевстве! Из тумана появляются медвежеголовые негодяи, которые совершают набеги, убивают и сжирают всех вокруг. С гор приходит огненный червь, несущий смерть всему живому.

Короче говоря, в королевстве — сплошные проблемы. Старый король уже не в состоянии организовать должный отпор силам зла, а молодой король — поц, негодяй и убийца, лишивший жизни собственного брата.

Поэтому в дело вступают тринадцать рыцарей! Ведь они и только они смогут справиться со всей этой напастью. Причем если двенадцати из них не привыкать рубиться не на жизнь а на смерть, то тринадцатому — Ахмеду — придется пройти путь от «ботаника» до воина! Ведь тут уже не пригодятся знания поэзии и философии… Главное в этом деле — забыть о страхе и работать мечом. Только так, никак не иначе!

Что интересно, довольно неплохой фильм. Несмотря на то, что сценарий, в общем-то, простой, как правда. Но, вероятно, именно этим он и хорош. Крайтон (автор сценария и один из режиссеров) не стал наворачивать всякой ерунды, а просто сделал фильм о разнице и схожести культур (араб и викинги — очень разные, однако подружились и даже вместе воевали, викинги и медвежеголовые — достаточно похожи по образу жизни, однако воюют друг с другом), о том, за счет чего тринадцать воинов могут победить целую орду врагов, о том, как юноша становится мужчиной в бою.

Какой из Бандераса араб? Правильно Неважный. Но зато актеры второго плана просто блеск. Бульвайф в исполнении Владимира Кулича и викинг Хергер-весельчак — Дэннис Сторхой производят очень сильное впечатление. Совершенно потрясные типажи.

Булфайв — настоящий предводитель и вождь: суровый, немногословный, способный в нужный момент взять всю тяжесть битвы на себя. А ведь в те времена нелегко было предводительствовать группой буйных викингов. Королем становились не только по рождению. Если король викингов не соответствовал представлениям мужиков о королевских качествах, то ему запросто могли снести башку и выбрать нового короля. Так было принято у этих северных джентльменов.

Однако Булвайф — это был настоящий король. Он и умер так, как полагается королю — в сражении.

Хергер — это просто блеск! Веселый, прикольный, однако одновременно — лучший воин в отряде. В фильме есть классная сцена, когда Хергер преподает урок сыну местного короля, сражаясь с лучшим его воином…
Яркий пример того, что даже в те времена сила значила далеко не все. Голова — вот что значило больше всего во все времена.

Еще мне понравилось то, что Крайтон не стал нагонять никакой мистики, делая из неплохого фильма плохой триллер. Медвежеголовые оказались самыми обычными дикарями, а не троллями-мутантами.

Кстати, в книге автор называл их потомками неандертальцев. И хотя по всем свидетельствам последние из них вымерли 40 000 лет назад и Ибн Фадлан ну никак не мог их там встретить, есть мнение, что они скрещивались с нами (кроманьонцы, наши предки) и даже сейчас в людях есть 1-5% генов неандертальцев.
А в некоторых есть и побольше по всей видимости. Я не верю что они вымерли:

После успеха «Парка Юрского периода», который был экранизацией одноименного романа Майкла Крайтона, студии Buena Vista, по всей видимости, было некуда деть прибыль, раз они решили влить огромные деньги в производство фильма по другому роману этого автора… И прогадали, хотя были все составляющие успеха: Антонио Бандерас в главной роли, Джон Мактирнан в режиссерском кресле, до этого снявший «Крепкого орешка» и «Хищника», популярная историческая тематика.

Сложно судить, что пошло не так, однако фильм почему-то стал огромным провалом. Бюджет фильма 160 млн долларов (+ 25 млн долларов на маркетинг), а мировые сборы всего 61,7 млн долларов. Обидка.

Вывод: весьма неплохая сказочка для детей и для взрослых. Впрочем, для совсем маленьких детей там слишком много кровавых сцен, но времена раньше были суровые, без драк на топорах до крови – никак! Хотя современные дети, вроде, ко всему привыкли с этим современным кинематографом. А взрослым должны понравиться типажи. Мужикам — викинги, женщинам — цветы викинги и Бандерас.

ТАКЖЕ:
«Дрожь земли» (1990)
«Смерч»(1996)
«Зловещие мертвецы 3: Армия тьмы» (1992) foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий