Поиск

«Ленин у прямого провода» — «а где же этот провод?»


А где же на картине этот самый «прямой [и почему прямой а не например извилистый] провод?» — может спросить современный человек, глядя на картину советского художника Грабаря «Ленин у прямого провода»:

Это выражение — «разговор по прямому проводу» — уже и в 1980е было непонятным для молодёжи; а сейчас — тем более.
«Разговором по прямому проводу» в первой половине XX века называли общение по телеграфу; но не простое, а такое когда набранный на одном конце текст тут же отображался на другом конце. Поэтому можно было организовать нечто похожее на современное «общение текстом в Скайпе»: я набираю свою фразу, Вы [почти] сразу же её получаете, читаете; потом набираете свой ответ; и тд.
При этом обе переговаривающиеся стороны должны были помещаться непосредственно у телеграфного аппарата, получать текст от телеграфиста и диктовать свой текст.

Именно это и показано на картине Грабаря:
— телеграфист (справа) непосредственно оперирует аппаратом;
— секретарь Ленина Горбунов держит в руках вышедшую из аппарата ленту и читает Ленину принятое сообщение (на таких лентах текст печатался «буква за буквой», слева направо). Можно сказать, секретарь «работает вместо компьютерного дисплея» (которые ещё не изобретены) :-);
— когда Ленин обдумает услышанное и сформулирует ответную фразу, он начнёт её диктовать, а телеграфист — передавать;
— после этого весь «рабочий цикл» запустится заново: «на том конце» примут фразу Ленина, прочтут, осмыслят и тут же передадут свой ответ на неё; и т.д.

А кто это валяется на диване в присутствии вождя мирового пролетариата? Очевидно — запасной телеграфист; отдыхает после своей смены.
picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий