Поиск

Две курсистки и одна террористка



Николай Ярошенко. Курсистка. 1880

13 декабря — день рождения известного русского художника-передвижника Николая Ярошенко (1846—1898). Художник сочувствовал революционному движению, что и отразилось в его картинах.
В 1880 году он нарисовал картину «Курсистка» на модную тогда тему девушек-курсисток. В России женщины, наконец, завоевали права получать высшее образование. 20 сентября (2 октября) 1878 года в Петербурге состоялось торжественное открытие Высших женских курсов, прозванных «Бестужевскими». При открытии курсов на них поступило 468 постоянных слушательниц и 346 вольнослушательниц. На холсте мы видим просто весёлую, жизнерадостную девушку.
Спустя три года художник вернулся к этой теме, и снова написал «Курсистку».

Nikolaj_Alexandrowitsch_Jaroschenko_-_Girl_student
Николай Ярошенко. Курсистка. 1883

Но как же она изменилась. В облике появилась целеустремлённость, она коротко остригла длинную девичью косу своей предшественницы, курсистки-1880. Это уже не просто весёлая девушка-хохотушка, а «новый человек», по Чернышевскому. А о том, какую бурю эмоций у современников-ретроградов вызывала эта вроде бы безобидная, на наш взгляд, картина, можно судить по отзыву профессора права Петра Цитовича: «Полюбуйтесь же на неё: мужская шляпа, мужской плащ, грязные юбки, оборванное платье, бронзовый или зеленоватый цвет лица, подбородок вперёд, в мутных глазах всё: бесцельность, усталость, злоба, ненависть, какая-то глубокая ночь с отблеском болотного огня — что это такое? По наружному виду — какой-то гермафродит, по нутру подлинная дочь Каина. Она остригла волосы, и не напрасно: её мать так метила своих Гапок и Палашек „за грех“… Теперь она одна, с могильным холодом в душе, с гнетущей злобой и тоской в сердце. Её некому пожалеть, об ней некому помолиться — все бросили. Что ж, быть может, и лучше: когда умрёт от родов или тифа, не будет скандала на похоронах».

Имеет эта тема у Ярошенко и дальнейшее логическое развитие… Его можно найти в этюде художника 1881 года. Тут мы видим, по определению того же Н.Г. Чернышевского, уже не просто «нового», а «особенного» человека, вроде героя «Что делать?» Рахметова…


Николай Ярошенко. Террористка. Этюд. 1881

Что за метаморфоза произошла с нашей мирной курсисткой с двух первых картин? Видимо, та же, что и с героиней известного стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Порог»:
«…— Ты готова на жертву?
— Да.
— На безымянную жертву? Ты погибнешь — и никто… никто не будет даже знать, чью память почтить!
— Мне не нужно ни благодарности, ни сожаления. Мне не нужно имени.
— Готова ли ты на преступление?
Девушка потупила голову…
— И на преступление готова.
Голос не тотчас возобновил свои вопросы.
— Знаешь ли ты, — заговорил он наконец, — что ты можешь разувериться в том, чему веришь теперь, можешь понять, что обманулась и даром погубила свою молодую жизнь?
— Знаю и это. И всё-таки я хочу войти.
— Войди!
Девушка перешагнула порог — и тяжёлая завеса упала за нею.
— Дура! — проскрежетал кто-то сзади.
— Святая! — принеслось откуда-то в ответ».

Такие дела. Кстати, менее известно, что Ярошенко был дядей революционера Бориса Савинкова…


Передвижники в 1885 году. Н. Ярошенко стоит третий справа в военной форме капитана


Николай Ярошенко. Автопортрет. 1895 foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий