Поиск

«Война и мир. Русский Пьер» — грандиозная премьера в театре «Модерн»


Всем известно, что "Война и мир" — не только весьма объемное произведение, но и насыщенное — характерами, отношениями, событиями. Поэтому попытка уместить роман в рамках спектакля, это уже, как минимум, смелое решение, которое заслуживает внимания.  В то же время понятно, что такой проект не пройдет незамеченным, т.е. постановка спектакля по одному из самых классических наших романов  должна в любом случае стать событием.  И посмотрев премьеру, я уверена — станет!

Юрий Грымов выбрал довольно интересный формат, который одновременно близок опере и диафильму. Собственно, весь спектакль состоит из красиво скомпонованных сцен, помещенных в рамку церковных песнопений, которая объединяет выбранные эпизоды и задает общее настроение. Получилось красиво и цельно (хор Свешникова позвали явно не зря). Тем не менее, решение относительно именно такого музыкального сопровождения кажется довольно спорным, хотя бы потому, что православная направленность самому роману не особенно свойственна, а уж в таком концентрированном виде и подавно. Но здесь православное скорее подразумевает русское, противопоставляя, например, массонов Каратаеву. Кстати, сцена в массонской ложе — это отдельное художественное произведение.

 Еще одно оригинальное решение  (и вот оно полностью оправданно) — поставить в центр действия Пьера. Который проходит путь от восторженного нежного юноши, стремящегося улучшить мир ("хотел дать крестьянам вольную, а они отказались"), до зрелого человека, научившегося говорить "нет". Прекрасная роль (Александр Колесников), не только главная, но и, пожалуй, одна из лучших в этом спектакле. Это совершенно "правильный" и даже архетипичный что ли Пьер.

Спектакль начинается с церковной службы. На полутемной сцене батюшка под пение хора что-то неразборчиво читает, а с разных сторон постепенно собирается в церковь народ. Композиция выстроена так, что зрители в какой-то момент тоже ощущают себя среди прихожан, то есть частью происходящего. Это очень удачная находка — вот так задать настроение с первых минут. На службе появляются герои романа, в частности, семья Ростовых.  Кстати, среди ее членов мы совсем не увидим Петю. Все внимание только Наташе (Ирина Лукина). Она — очаровательна, весела, непосредственна и совершенный ребенок, глядя на которого трудно представить, что она вообще готова выйти замуж.


семья Ростовых

Кстати, следя за отношениями Наташи и Андрея, я впервые обратила внимание на то, что Болконский не сильно горевал по поводу смерти своей жены. Да и Наташина измена его не особенно огорчила. Что вообще для него были женщины?

Между прочим совершенно неожиданной (и классной!) оказалась роль старого князя Болконского (Андрей Давыдов). Из строго и надменного старика получился довольно ехидный персонаж, реплики которого полны черного юмора. Надо будет заглянуть в текст, пожалуй. Этот момент меня заинтриговал.


старый князь Болконский и его дочь Марья

Первое действие — самое длинное, продолжается почти 2 часа — и это сплошная светская жизнь. Декораций практически нет — сцены  бала, дуэли, дома Ростовых нарисованы светом, уточнены тщательно подобранными костюмами и краткими диалогами. Но кажется, что больше ничего и не нужно — в каждой сцене композиция выверена идеально. И именно поэтому — диафильм — перед нами набор точных и лаконичных иллюстраций к роману, созданных талантливым художником.


Красавчик Анатоль (Александр Шам)


Пьер и Андрей Болконский (Александр Толмачев) на балу

Пьер вызывает Долохова (Александр Горелов) на дуэль

Во втором действии уже чувствуется приближение войны, а затем и ее начало. И мир уже вроде не тот, которым кажется. Это действие совсем короткое — оно длится минут 30, а затем зрителей снова ждет антракт, во время которого они оказываются в вестибюле театра,  превращенного в опаленную огнем усадьбу, за окнами которой пылает Москва.

Жутковато.

Первые два действия — это примерно половина романа, и в антракте думаешь, что войну (как и Петю) решили исключить из спектакля. Но нет. Третье действие — и через сцену идут бесконечным потоком крестьяне с тюками и повозками, затем также долго несут десятки носилок  с ранеными и убитыми, а ближе к финалу все той же дорогой медленно и уныло бредут побежденные французы. Сплошное движение в полумраке, дороги, боль, смерть, взрывы. Война показана почти безмолвно и от этого особенно страшно. Диалогов тут практически нет. Лишь несколько сцен, которые все (включая краткий монолог Наполеона) об одном — война меняет все и всех.

Спектакль продолжался примерно 4 часа. И это 4 часа полного погружения в атмосферу  толстовского романа, которая, как мне кажется, удалась на 100%. Я очень рада, что это увидела и искренне рекомендую к просмотру. Особенно (как девочка) первые два действия.

Про места. Ряд не очень важен, здесь везде хороший обзор, но я рекомендую выбирать середину, чтобы не упустить ни одной детали.

Группы театра в ФБ, Инстаграмме и Контакте.

Благодарю за приглашение на премьерный показ театр "Модерн" и сообщество moskva_lublu в лице kogda_leto ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий