Поиск

О чем знают все?


Интерес к фильму «Лабиринты прошлого» (2018) Асгара Фархади был обеспечен актерской парой, исполняющей главные роли. Пенелопа Крус и Хавьер Бардем – не только лучше испанские актеры сегодня, но еще и супруги. А за этим всегда интересно наблюдать на экране. Тем более, что трейлер обещал какие-то скелеты в шкафу и срывы покровов, что тоже в некотором смысле проецировалось на образцовую семью.

Испанский опыт живой легенды иранского кино нельзя назвать неудачным: блестящие актеры (помимо уже названных это Инма Куэста, Эдуардо Фернандес, Барбара Ленни и другие), прекрасный саундтрек и испанский колорит, который проявляется особенно ярко в первой «безоблачной» части картины. Все это на фоне внутрисемейных отношений: любовь, обиды, нехватка внимания, старые счеты, новые отношения. Разобраться в этом сложно – не зрителю, который как раз все постепенно понимает, а героям, которые живут с этим грузом многие годы.

И все-таки обещанный всем этим драматизм не оправдался. Вернее, драма есть, но в ней самой недостает глубины. Испанский темперамент принято считать взрывным и очень ярким, однако его можно назвать скорее скрытным во всем, что касается чувств. Иными словами, страсти, действительно, могут прорвать плотину, но не каждый испанец готов выражать их открыто. Поэтому довольно поверхностные конфликты фильма «Лабиринты прошлого» (в оригинале, кстати, «Все это знают») смотрятся неубедительно. И усиливает это ощущение мыльной оперы сама развязка истории, поскольку детектив не случился.

Возможно, появись картина в иное время, она бы произвела совсем другое впечатление, но соседство в выходе с «Болью и славой» Педро Альмадовара (между мировыми премьерами прошел почти год, но в российский прокат фильмы вышли с разницей в четыре месяца) сыграло свою роль. И это несмотря на то, что «Лабиринты» были первыми. Тем не менее сравнение, которое напрашивается именно благодаря участию Пенелопы Крус в этих двух картинах, безусловно не в пользу Асгара Фархади.

Все сказанное не отменяет, однако, того, что режиссеру удалось создать целую палитру образов, характеры в противовес конфликтам получились глубокими и сложными, даже те, которые играют явно второстепенную роль в этой истории. Эта часть фильма настолько удалась, что хочется о каждом из них говорить отдельно. И Антонио (Рамон Бареа), и Ана (Инма Куэста), и Фернандо (Эдуардо Фернандес), и Мариана (Эльвира Мингес) – это настоящий характер, которые актеры могут обрисовывать штрихами, редкими репликами.
Широкими мазками написаны лишь образы Лауры (Пенелопа Крус) и Пако (Хавьер Бардем). Особенно проникновенным получился Пако в своей деревенской простоте, мужественной брутальности и общей естетственности. И именно его судьба оставляет ощущение непоправимых изменений, глубокого одиночества, которое не скроешь за разудалыми танцами вечной роли души любой компании – и в болезни и в здравии, как говорится.

Безошибочно метким стал Фархади еще в одном наблюдении, высказанном непрямо: материнское сердце знает все наперед, даже если совсем не хочет этого. И чем неожиданней тот сюжетный путь, через который эта мысль доносится, тем выразительнее она звучит. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий