Поиск

Про заднее место царя, или Самая знаменитая карикатура на Николая II



З. Гржебин. Рисунок 1905 года. Журнал «Жупел». «Орёл-оборотень, или политика внешняя и внутренняя»

Сейчас в мейнстриме царит умилённо-восхищённое отношение к Николаю II. Почтительные споры ведутся разве что о том, мог ли Богопомазанный Царь запятнать своё святое имя романом с какой-то безродной балеринкой, или даже само предположение о таком является святотатством и кощунством. Но современники смотрели на царя Никки совершенно иначе! Недавно я уже писал о резко антимонархических взглядах художника Валентина Серова. Парадокс состоит в том, что этого художника в современной России помнят и даже чтут (чего стоят полмиллиона зрителей на его выставке в 2016-м), а взгляды его напрочь забывают. А вот другой близкий коллега Серова – издатель прогремевших в своё время журналов «Жупел» и «Адская почта» Зиновий Гржебин (1877–1929). И его самая знаменитая карикатура на царя Николая…
Она была опубликована в сатирическом журнале «Жупел», который стал выходить в разгар революционных событий, в конце 1905 года. Как мы видим, в обычном виде это карикатурный двуглавый орёл. Но стоит перевернуть рисунок, и орёл превращается в стоящего спиной царя, который приподнимает мантию, представая не в самом царственном виде… Конечно, в тот момент такая карикатура на августейшую персону превышала пределы дозволенного законом.
Вот ещё одна карикатура на царя из того же журнала. На ней, как можно видеть, следуя наущениям некоего существа с рогами и хвостом, царь шагает по человеческим телам:


З. Гржебин. Рисунок 1906 года. Журнал «Жупел». «– Крепись! Ещё один последний шаг!»

Не стоит удивляться, что уже в следующем году, после выхода третьего номера, журнал был запрещён, а сам Гржебин арестован и посажен в одиночную камеру «Крестов». Но начатое им дело не угасло – его подхватил новый сатирический журнал «Адская почта». В июле 1906 года, после выхода 4-го номера, изъятого полицией, запретили и этот журнал…


З. Гржебин. Карикатура на Петра Столыпина. 1906 год. Журнал «Адская почта»


Юрий Анненков. Портрет З.И. Гржебина

Автору этих строк подшивка этих журналов впервые попала в руки в 1995 году. Даже и тогда, по прошествии 90 лет, они производили сильное впечатление накалом брызжущей ненависти к царскому строю, ко всем его деятелям, что ощущалось буквально на каждой странице. И в этих журналах сотрудничали лучшие художники страны – кроме Серова, например, это был Борис Кустодиев, а из писателей – М. Горький, Л. Андреев, А. Куприн… Пролистав эти журналы, как-то невольно приходишь к выводу, что самодержавие было обречено – может ли продержаться строй, который так ненавидят?
После революции Гржебин возглавлял тоже весьма знаменитые издательства «Всемирная литература» и «Издательство З.И. Гржебина», о котором замечал: «О моём издательстве много чепухи писали. Но судить нужно по моим делам… Я готов печатать от Ленина до Шульгина и ещё правее, если это будет талантливо и правдиво (вернее, искренно)…» Но это – уже совсем другая история.


Евгений Лансере. «Тризна». 1906 год. Журнал «Адская почта» foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий