Поиск

Три сеанса гипноза, чтобы убрать эмоциональный триггер и избавиться в итоге от панических атак


У клиента Николая средняя гипнабельность и, как следствие, регрессия вынесла все травмирующие эпизоды на поверхность. Покажу, как удалось убрать эмоциональные причины, затратив на эту работу три сеанса. Это отрывок из статье про разные методы лечения паники.
Сеанс первый. В двух шагах об абреакции
Итак, как все началось:
— Сконцентрируйся на последней ситуации, когда была паника? Мысленно оживи эпизод и опиши, что именно происходит, когда чувствуешь дискомфорт?
— Я стою ожидаю, прокручиваю в голове короткий доклад, понимаю, что эта встреча ничего не решает, а все равно лезет мысль, что будет паника и не справлюсь.
— Где в теле скапливается напряжение?
— В солнечном сплетении, может чуть ниже.
— Представь, что все развивается по самому тревожному сценарию, что еще может случится более пугающего?
— Мучает одно: не смогу проконтролировать такую простую ситуацию. Что скажут фиолетово. Я уже вызывал скорую, открывал дверь, соседи видели как плохо было — сине-зеленый стоял без майки. Побоку было. Слова врача задели, что “не умеешь в пить”. Тогда, правда, ночью вернулся с вечеринки навеселе. Вещи сам снял, умылся. Все равно утром не смог удержать мысли.
— Вернись в момент с приездом скорой. Я щелкну пальцами веки склеены силой подсознания. Пробуй разнять! Больше пытаешься, глаза слипаются и глубже расслабляются, а восприимчивость возрастает в разы. Довольно. Посмотри на доктора. Есть ли что еще, что цепляет?
— Нет.
— Сфокусируйся на фразе “Нужно все контролировать”, можешь произвольно менять в этой фразе слова и окончания. Повтори ее мысленно раз пять шесть как мантру и отследи как тело реагирует.
— Дискомфорт растет, уменьшается или по ассоциации вспоминается что-то еще?
— Чувствую как всегда перед паникой возникает то ли дрожь в руках, то ли немеют и по спине и животу идёт легкий холод.
— Где центр дискомфорта?
— В солнечном сплетении больше как страх, что скоро накроет.
— Есть ли что-то еще что приходит на ум?
— Да, писал и сейчас не знаю, почему опять лежу на кровати, уже убедился, что не умру, зато грусть давит. Я и курить стал, и на мотоцикле друга гоняю, чтобы чем-то заполнить эту пустоту.
— Сравни по интенсивности это чувство страха и пустоты, что больше?
— Пустоты, вселенской грусти, что я как у разбитого корыта. Хотя все есть.
— Какие мысли сопутствуют этому ощущению беспомощности?
— Верно, беспомощность, точно так. Я как будто что-то потерял и не могу найти. Раньше так отец мог оставить в гараже, давай ремонтируй велосипед, а я ни хера не знаю как — пиздюк, лет шесть. Помню ночью сижу, мать принесла поесть, а отец не выпускает. Злится, думает, что так быстрее рожу. Ничего в рот не лезло. Реву, и никто не придет.
— Направь внимание на центр дискомфортного чувства
— В груди все жжет и давит, нутром хочу рыдать, но не могу.
— Загляни внутрь этого чувства. Это безопасно, поэтому смело иди к источнику болезненного напряжения. Я досчитаю до трех и ты окажешься в том эпизоде своей жизни, когда ты его впервые ощутил. Один! Из центра напряжения возникают импульсы, которые становятся словами, слова встраиваются в предложения, приходят образы, которые становятся картина прошлого. Два! концентрируешься и вспоминаешь, вспоминаешь, вспоминаешь с каждым вдохом и выдохом погружаешься все глубже и глубже. Три!
Далее вскрылось довольно жесткое пеленание — любящая бабушка так закручивала дитятко, что дышать было сложно. (Кстати, это весьма распространенный сюжет, который пациенты психологических кабинетов называют источником фобии. Мамаши! Не затягивайте туго своих чад! Таким образом вы разрушаете им психику!) Еще раньше на память пришла ситуация при рождении: это был какой-то праздник, конец рабочего дня. Медики в больничке уже выпили, а маме — рожать. Бабушка поддерживала, но в целом атмосфера была нервной.
— Осознай, что эта часть тела пропитана дискомфортом, и этим она обращает на себя внимание. Окунись в вибрации этого напряжения. Синхронизируйся с ними, стань этим чувством. Пусть все тело нальется этим ритмом! Эта дурнота уйдет как пришла, но ты должен принять ее, не блокировать, а пустить, довериться ее как идущей изнутри. Подчинись! Хочешь двигаться, — двигайся, хочешь плакать — плачь. Пусть все что скопилось внутри, выходит наружу.
Примерно так же заводят машину, крутя ручку "кривого" стартера. Накручивая реципиента мы ждём момент, чтобы в момент выплеска эмоциональной энергии, осуществить прямое внушение. Оно как яичница на раскаленной сковороде будет готово за несколько секунд. Но для этого надо спровоцировать яркое переживание подавленных чувств. В театральном искусстве до сих пор противостоят две школы: одна проповедует биомеханический подход, другая — метод переживания. Мейерхольд, последователь, второго направления, критиковал предложенный Станиславским метод переживания, когда актёр идёт к роли изнутри, и настаивал на обратном пути, — от внешнего к внутреннему. Так, в отличие от метода Станиславского, когда персонаж увидел собаку, пугается и бежит от нее, система Мейерхольда требует, чтобы человек сначала побежал от собаки, и лишь потом испугался. То есть эмоциональное освоение действительности должно следовать за рефлекторным, а не наоборот. Это понимание соответствует современным научным представлениям в этой сфере. Гипнотерапия — дисциплина сугубо научная. Она по сути своей является формой лабораторного эксперимента, поэтому исследована вдоль и поперек. И сухой остаток таков: Мейерхольд прав. Не стоит механически выражать эмоции, если они не завязаны на сому — нашу телесность. В противном случае будет только хуже, чего допускать никак нельзя.
Я решил через тело стимулировать абреакцию, воспроизводя ощущения, присущие травме. В физике известен такой эффект: резонанс. Это когда две системы имеют одну и туже частоту колебаний, и стоит одной зазвучать, как вторая начнет тоже. В школе обычно показывают два камертона, один из которых ударяют, чтобы все увидели, как второй камертон без всякого удара начинает издавать такой же звук. Пробую и я.
— Перенеси внимание на дыхание. Слушай что и говорю и в точности исполняй. А я скоро попрошу тебя дышать интенсивнее. Примерно в два раза против нормы. Вдыхать будешь как скажу: ртом, носом или обоими органами сразу. Поехали!
Надо помнить, что люди стесняются глубоко дышать, поэтому надо помогать личным примером.
Теперь припомни самые стрессовые ситуации, связанные с беспомощностью. Вспомни, каким было дыхание, когда не получалось, не смог выбраться. Когда опустились руки. И силой воли дыши в ритме боли. Сделай дыхание прерывистым, поверхностным как у собаки, вообрази что не хватает воздуха. Если ощутишь, что становится тревожно, не гони, а принимай это состояние. Дыши в одном с ним ритме. Хлопну в ладони и слабое станет сильным (хлопок). Давит мысль, что сейчас пойдет паника, это хорошо. Сфокусируйся на этом. Пусть свободно лезут мысли, что сердце не выдержит, не хватит сил, что сейчас начнется…
Сразу хочу сказать, что триумфа у нас с собеседником не получилось. Убрали половину стресса, потому что эпизод с родами так и не был проявлен. Что именно травмировало, осталось неясным, поэтому пришлось принимать меры по консервации ситуации до следующего сеанса, чтобы собеседник комфортно прожил до следующего сеанса.

Сеанс второй. Снятие запретов
Что такое запреты? Это культура. Нельзя это, нельзя то… Культурный человек от некультурного тем и отличается, что он не только знает, что фантик мимо урны бросать не следует, но и действует согласно этому правилу, даже если приходиться нагибаться и поднимать с земли неудачно брошенную бумажку. Запреты — это сфера гипнотерапии, потому что все они представляют собой суггестивные вмешательства, оставившие после себя соответствующие ограничения. Таким образом, воспитание — это психосоматический комплекс, удерживающий бытовое поведение человека в границах, предписываемых обществом. Я даже не пытаюсь рассуждать, хорошо это или плохо. Для меня очевидно, что это просто необходимо, но ограничения могут нести побочный эффект.

Сидя передо мной в кресле,  Николай неожиданно обронил:
— Геннадий, на досуге посмотрел записи сеансов, что вы выкладываете. Там женщина в гипнозе переживает так сильно, как я никогда не смогу. Это, наверное, плохо?
— Сейчас проверим. Закрой глаза и представь, что плачешь навзрыд, твои плечи содрогаются, а самого колотит от страха как маленького. И все это вижу я, и могут увидеть другие. Представь себе, что это произошло. На тебя в таком состоянии смотрят. Что в этой ситуации тебя беспокоит больше всего?   
— Я не же девочка, чтобы корчиться от мук. Не знаю… Так переживать не могу.
— Верни внимания на свои глаза. Я щелкну пальцами —  веки в замке. Сделай пять или больше попыток приоткрыть глаза, чтобы убедиться, что подсознание включилось в игру и веки крепко сомкнуты. Они фактически склеены!
Дальше идет 5-минутное расслабление, чтобы улучшить эмоциональную восприимчивость.
— Посмотри на себя со стороны в момент, когда ты плачешь и дрожишь. Если увидят люди, что произойдет? Чего ты боишься
— Да, самое страшное, если я потеряю авторитет и все перестанут общаться. Может, засмеются.
— Ощути, где в теле возникает напряжение?
— Плечи и верхняя половина
— Сфокусируйся на этой части. Я щелкну пальцами и придет словесное выражение или визуальный образ, связанный с этим дискомфортным ощущением (щелчок).
— Отец… Отец! Помню не чтобы говорил, но всегда своим примером учил, что нельзя ныть, быть клоуном в глазах других.
— Представь, что видишь образ отца. Вложи в его уста эти слова. Где отдает в теле?
— Вспомнил, может лет 7 или 8 были  в гостях у родни. Двоюродная сестра испачкалась (вместе с играли), взрослые смеялись… Надели женское платье, одни девчонки были. Отец потом отвел в соседнюю комнату и пристыдил: “нельзя кривляться”.
— Мысленно произнеси “нельзя кривляться” в разных вариантах, как это мог делать твой отец. В какой точке тела чувствуешь напряжение?
— Нет центра. Все вверху. Хочется закрыться, провалиться сквозь землю.
В отличии от философских — мировоззренческих установок, которые эмоционально заряжены до предела, поведенческие запреты в эмоциональном плане выражены в разы слабее. Приходится тратить кучу времени, чтобы найти цепочки, поддерживающие подобные запреты. Как это происходит?
— Скользя по памяти, припомни, кто еще смеялся или мешал дурачиться. Может быть запрещал или пугал?
— Было кстати, перед выпускным… Научился жонглировать шариками, как раз показываю одноклассникам… Подходит группа малолеток… Гопоты не было, просто дети из семей алкоголиков — из коммунальных квартир, они вместе держались. Выделился один борзой, крикнул “смотрите, клоун”. Я протормозил, шавки стали дразнить. Страшно стало. В армии похожее было, видел как толпой парня избили до потери сознания за то, что передразнивал “дедов”. Месяц никто не улыбался.
— На фоне какой эмоции возникают мысли, что клоуном быть плохо?
— Это уже по-другому — животных страх.
Прорабатывали ситуацию ситуацию два с половиной часа,  пока не спало напряжение. Побочным эффектом стало желание собеседника “обезьянничать”, “кривить рожу” во время рассказывания анекдотов, но в качестве главной награды — доступ к родовым воспоминаниям.   
— От кого чувствуешь опасность?
— Только от мамы. Она и сейчас умеет профессионально тревожиться.
— Я щелкну пальцами, веки склеены, тщетно пытаешься их разлепить, потому что они смыкаются все сильнее и сильнее — сознание расширяется при этом все больше и больше. Я вновь щелкну пальцами, и ты войдешь в образ твоей мамы. Какие мысли и чувства?
— Я жил все детство с тем, что “я ничего не могу”, “одной трудно, вместе легче”, “все нужно контролировать, иначе будет хуже”.
— Прокрути эти фразы в голове, есть ли одна, что доминирует?
— Я бы так выразил: “одна не справлюсь”. Беспомощность…
— Проникни внутрь этой мысли. Какой образ приходит?
— Как котенок маленький, запуганный.
— Какое у тебя отношение к этому котенку? Что хочет сделать?
— Пожалеть… Не знаю.
— Скажи  котенку, что его никто не тронет, что ты не причинишь вреда, что наоборот, ты хочешь поиграть с ним, погладить его. Что происходит?
— Можно я сам… Я чувствую, что-то там есть, я еле слезы сдерживаю.
— Хорошо, я временно умолкаю, а ты видишь дождь и предаешься своим чувствам в полном одиночестве.
Проходит от силы минуты три, и душевная боль собеседника находит соматическое разрешение. Следующий  шаг — вселение в образ бабушки. Далее тоже самое, от третьего лица легче дать волю чувствам. Постепенно эмоциональный заряд с идеи, что “все нужно держать под контролем”, спадает. Между прочим, такие идеи являются основой для развития панических атак…
Сеанс третий. Рецидив.
От Николая пришло странное СМС: “Геннадий, может переключимся на страхи при переговорах? Паника все равно есть”. Отчаяние, каким веяло от сообщения, заставило меня изменить планы и организовать внеочередной сеанс, который и стал третьим по счету. Оказалось, моего собеседника одолели тревожные мысли: “Не все можно поменять, с чем-то придется смириться” и снова “не могу все контролировать”.  Регрессия по поддерживающему чувству привела к смертельной болезни дяди, которая имело место много лет назад. Мальчик впервые видел труп. Дядя был волевой личностью, фронтовик, но заболел раком, а лекарства принимал по настроению. В один из дней выпил ударную дозу обезболивающего, от чего и скончался. Впрочем, бабушку твердила про самоубийство, что не улучшая общую атмосферу уныния. Отец в сердцах объяснил  мальчишке происходящее таким образом, что у того засела в голове простая идея: “если не будешь все контролировать, то умрешь”. Исходя из этого детского впечатления прошлись по всем доступным эпизодам, который поддерживали психосоматическую зависимость. Это позволяло не только эмоционально высвобождаться, но и смотреть на себя со стороны. Я и затеял эту карусель, чтобы у моего подопечного была возможность пересмотреть  жизненные ориентиры. Вроде получилось — рецидивов больше не было.

Полное описание приемов и принципов посика психологичесой причины есть в "Когнитивный гипноанализ. Книга для практикующих" гипнотерапевтов

Детальный разбор случая лечения паники из книги "Клиническое руководство по психическим расстройствам" Дэвид Барлоу (David H. Barlow) — психитара, экс-президента Отделения клинической психологии Американской психологической ассоциации и экс-президента Ассоциации по поведенческой и когнитивной терапии.

ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий