Поиск

Графика провинциального ужаса


Тема «идущей в народ» интеллигенции — незаживающая язва нашей культуры. Думаю, что и через десятилетия ее будут пытаться снова поднять и отобразить. А сейчас в прокат выходит фильм Натальи Назаровой «Простой карандаш», рассказывающий о злоключениях художницы в провинции.

Сюжет картины выпукл до карикатурности. Питерского художника отправляет в тюрьму «кровавая гебня», и его жена, тоже художница, отправляется в провинциальный поселок, чтобы быть рядом.

Первые же кадры создают контраст между рафинированной интеллигенцией и ужасами российской глубинки. Но лично я в антиномии «интеллигенция — быдло» нахожусь гораздо ближе к «быдлу», поэтому конкретно в этот момент размышлял, что на ее месте шел бы с обычным своим снаряжением — рюкзаком и берцами, в которых действительно «дорога — это там, где ты хочешь пройти».

Меня фильм зацепил другим. Я иррационально восхищаюсь художниками и семь лет был преподавателем, в том числе и в колледже, пусть и без явно криминального контингента, так что к главной героине не получается быть равнодушным. К сожалению, с точки зрения педагогики, она совершает очевидные, но от это не менее неприятные ошибки, на ровном месте начиная конфронтацию с главным отрицательным персонажем. Я бы сравнил преподавание с ездой на тигре — нужно какое-то умение, харизма, что-то неуловимое, но вырабатываемое опытом, чтобы зайти в класс и быть там хозяином положения.

С местным злом наблюдаются серьезные логические проблемы. Весь поселок держат в страхе персонажи, которые выглядят как банальные гопники. В отличие, например, от «Левиафана», показавшего логичную и жуткую картину институционализации зла, где преступники и власть — одни и те же, в «Простом карандаше» совершенно непонятно, почему Пономарева с братом боится даже местная власть.

Северные пейзажи прекрасны, и если создатели фильма хотели показать нам контраст между красотой природы и дикими людскими нравами, на мой взгляд, это не получилось. Природа просто красива.

Финал фильма печален, и я не могу его понять иначе, нежели «единственный способ спастись — бежать, и то не у всех это получится». Я не могу согласиться с таким месседжем, да и исходной теме «идти в народ» он противоречит.

В итоге, на мой взгляд, получилась картина, не сумевшая подняться выше стереотипов и штампов. Но если вы хотите получить подтверждение своим предубеждениям против провинции или, например, мечтаете об эмиграции, «Простой карандаш» имеет шансы вам понравиться.

Благодарю администрацию Живого журнала за возможность ознакомиться с картиной.

Нажмите эту кнопку, и вам будет приходить сообщение, когда выйдет мой новый пост.

Я в социальных сетях:Вконтакте, Facebook, Twitter, Instagram, YouTube
Поблагодарить деньгами: Яндекс.Деньги, PayPal, Webmoney

attentioneer.jpg
lozga.livejournal.com

Добавить комментарий