Поиск

«Красное колесо», ЦАТРА, 20.11.2019


На прошлой неделе я попала на совершенно уникальный спектакль в любимом Театре Российской армии, причем совершенно неожиданно для себя. Оказалось, что «Красное колесо», которое шло в этот день, было посвящено юбилею режиссера театра – Бориса Морозова. Именинника поздравляли коллеги, благодарственное письмо от министра обороны Сергея Шойгу зачитал его коллега. Также Бориса Афанасьевича наградили орденом. А митрополит белгородский Иоанн подарил икону. В зале было очень много артистов и знакомых режиссера, одним словом, теплая, почти семейная атмосфера.

Все фото — с сайта Театра:
https://www.teatrarmii.ru/spectacles/krasnoe_koleso/

«Красное колесо» — один из наиболее известных эпохальных романов А.Солженицына, повествующий о предпосылках, развитии и ходе Великой революции. Почему такой название? По аналогии с колесом паровоза: если одна песчинка попадет в водоворот, ее закружит такой вихрь, что остановить ее будет уже невозможно. Конечно, в спектакле невозможно осветить все события, но основные показать удалось. Примечательно, что «Красное колесо» играется так, что зрители сидят непосредственно на сцене на скамейках, а действие разворачивается прямо перед ними. Зал отгорожен черным занавесом, он же – экран, на котором транслируются фото и видео начала ХХ века.

За 2 с половиной часа мы получим возможность понаблюдать за изменением характера Николая II (Андрей Егоров): как из мечтательного влюбленного молодого человека он превращается в беспечного семьянина, любящего отца, а затем Николай сломается под тяжестью обстоятельств. Трагедией Николая II было то, что он был неплохим человеком, но ни на что не годным правителем. Влюбленный без памяти в свою жену, Александру Федоровну (Анастасия Бусыгина), он больше ценил досуг, книги, охоту и поездки в Ялту на зиму, что и привело к слабости и децентрализации власти.

Долгое время опорой царя был его премьер-министр Петр Столыпин (Андрей Новиков), но недовольство им привело к череде покушений, и последнее, совершенное Дмитрием Богровым (Александр Рожковский), увенчалось успехом. Думаю, многие помнят, что Столыпин был застрелен в театре. Эта сцена в «Красном колесе» показана очень подробно: по иронии судьбы, начальник Охранки, Николай Кулябко (Константин Денискин) сам выписывает пропуск для Богрова, поверив, что тот помешает «настоящему заговорщику». Само убийство произойдет во время оперы «Сказка о царе Салтане»: черный занавес откроется, мы увидим сидящего в дальней ложе самого Николая II и идущего по проходу между рядами Богрова с пистолетом. Сцена просто фантастическая по красоте и правдоподобности.

Богров показан человеком слабым и неспособным задуматься о последствиях своих действий. Так, ему не приходит в голову, что благодаря ему в заговоре против Столыпина обвиняет евреев и эсеров, может вспыхнуть смута. А уж к смертному приговору он и вовсе оказывается не готов, новость о повешении становится для него настоящим шоком.

И, конечно, какая же революция без ее главного героя – Владимира Ильича Ленина (Дени Кутузов)? Всегда деятельный, бодрый, хитрый, окруженный надежными женщинами: умной и талантливой француженкой Инессой Арманд (Анфиса Ломакина), которая будет читать лекции о большевиках за границей, и женой Наденькой Крупской (браво Татьяне Морозовой – я ее даже не узнала!). Надежда – идеальная жена для такого человека, как Ленин: тихая, скромная, исполнительная и до невозможности боящаяся потревожить покой мужа – она готова ради этого мириться даже с наличием соперницы Инессы.

Интересно, что Солженицын придерживается теории, что революция была проплачена Западом: Ленин получил деньги, и раскрутить ее колесо ему уже ничего не стоило. Еще одна потрясающая по силе сцена, когда сцена-платформа начинает крутиться, а вокруг взвиваются красные флаги. На этом спектакль стоило бы и закончить, но есть еще одна, очень важная, сцена. Молодые юноша и девушка знакомятся на фоне революции, танцуют..И вот уже зарождается новая любовь, символ возрождения для нашей страны.


А после спектакля нам показали документальный фильм о Борисе Морозове. Он поставил за свою жизнь около 70 спектаклей (!), кадры из которых были продемонстрированы, а также порассуждал о своей последней премьере – «Барабанщице», которая прошла накануне.

За приглашение спасибо большое сообществу moskva_lublu и лично Наталье pamsik

Ссылки: сайт Театра Российской Армии, группы театра в соцсетях: в Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграм и видео-канал на Youtube.
https://www.teatrarmii.ru/
https://www.facebook.com/officialcatra/
https://vk.com/officialcatra
https://www.instagram.com/officialcatra/
https://www.youtube.com/user/OfficialCATRA
ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий