Поиск

Мастер и Маргарита. Театр Булгаковский дом.


Как давно вы читали роман Булгакова? Что осталось в памяти? У меня, наверное, как и у большинства — это похождения неимоверной компании, сопровождающей мессира в его московском визите. Про Мастера с Маргаритой забыть не дает название, а линия Понтия Пилата и Иешуа из разряда исторических хроник, несмотря на то, что на страницах «живой свидетель» — Воланд и озаренный откровением через века после распятия —  Мастер.

С приблизительно такими приоритетами повествования построен спектакль, поставленный на сцене Булгаковского дома режиссером Сергеем Алдониным. И поэтому, несмотря на то, что опущено достаточное количество книжных сцен, постановка ощущается очень близкой к роману.

Да, гораздо меньше внимания уделено религиозно-философским мыслям Михаила Афанасьевича, но то что предательство наказуемо, режиссер подчеркивает, включив в действие сцену последних минут Иуды. Количество действующих лиц значительно сокращено. Свита Воланда способна перевоплощаться в кого угодно и кого угодно этим свести с ума.

Очень интересно решен образ Иешуа. Кому на сцене стать сыном божьим, взявшим на себя муки за чужие грехи? Слишком пафосная задача, когда рядом существует непутевый род людской. И прозрение о чужой судьбе приходит к плохому поэту, но в душе порядочному человеку Ивану Бездомному. На койке в сумасшедшем доме чего не привидится.

Сцена Булгаковского дома, как та самая нехорошая квартира, с легкостью меняет свои границы и превращается то в остановку на Патриарших, то в сцену театра варьете, то в сумасшедший дом, где с балкона на балкон ходят друг к другу пациенты, то в непонятных размеров помещение, где свободно можно устраивать бал, а буквально за дверью плещутся волны жаркой Ялты.

Последовательность действия привычна: никогда не разговаривайте с неизвестными, Понтий Пилат, седьмое доказательство…и понеслось. 

Как уже упоминала, не слишком много было страниц из написанного романа Мастера, да и история отношений Маргариты и Мастера не затянута. Мастер спокойный и умиротворенный, не желающий никому мстить. Роль подходила спокойному Денису Рожкову, чьей фамилии не было в заявленных исполнителях на странице спектакля. В общем-то не в первый раз вижу, что информация о занятых актерах на сайте театра далеко не полная и точная. В Маргариту перевоплотилась Оксана Коростышевская. Мне ее Маргарита понравилась. У Оксаны очень приятный голос и, несмотря на хрупкость сложения, чувствуется внутренняя сила, поэтому для меня не было проблем с восприятием. 

Мастера и Маргариты было немного, а вот четверка свиты принимала участие почти в каждой сцене. В вечер просмотра это были: Коровьев — Тимур Орагвелидзе — так и зыркал глазом из своего пенсне (он же выступил и предателем Иудой); Азазелло  —  Михаил Горский — рыж, проходимист, покрыт шрамами, но абсолютно не страшен; 

Бегемот —  по кошачьи умывающийся; поднимающий лапу, чтобы пометить Степу Лиходеева; поедающий сосиски, предложенные Воландом; примуса не было, но образ запомнился благодаря Изнауру Орцуеву (вот и его фамилия отсутствовала в списке исполнителей, хорошо что этого артиста уже узнавать стала после других спектаклей, а так… полная чертовщина).

Обычно Геллу принято изображать зеленоглазой рыжеволосой особой, в этом случае была фигуристая с роскошными золотистыми волосами Наталья Булыга, которая становилась то санитаркой в сумасшедшем доме, то вампиршей, то женщиной на сносях, то есть резвилась по всякому со своими дружками. 

А главный дирижер всем действием, конечно — Воланд. Эту роль Сергей Алдонин оставил для себя. И она ему вполне подходит. В нем не было сурового демонического, но было много бесовски-хулиганского. 

Вместе с командой глумился над непорядочными персонажами, хотя время от времени мог цыкнуть на свою не в меру распоясавшуюся свиту. И только в самом финале образ обрел солидность и серьезность.

С теми артистами, которые в этот вечер были на сцене, постановка очень понравилась. Как будет звучать с другим составом?.. полагаю, что слегка по-другому, но тоже неплохо. Потому как на роль Воланда нет запасных игроков, а именно этот персонаж здесь является центральным.

Огромное спасибо за приглашение на спектакль Сообществу московских блогеров «Москва Люблю» moskva_lublu и театру Музея «Булгаковский Дом». 

О жизни Театра и Музея можно узнать на сайте Музея «Булгаковский дом» и в группах театра в соцсетях: ВКонтакт, Инстаграмм, Фейсбуке

Фото мои на телефон со спектакля 21.11.2019

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий