Поиск

Меня нет дома. Театр Эрмитаж


Третий раз в своей истории московский театр Эрмитаж обращается к тематике Хармса. Когда-то это был спектакль  «Хармс! Чармс! Шардам! или Школа клоунов» (Тот спектакль с Любовью Полищук и Романом Карцевым удалось посмотреть. Ходила целых два раза), затем был спектакль «Белая овца»(он попал на период для меня не связанный с театральной жизнью), и вот теперь главный режиссер театра Михаил Левитин решил снова обратиться к теме Хармса, разнообразив постановку не только произведениями Даниила Ивановича, но и воспоминаниями о нем его отца — Ивана Ювачёва, и супруги — Марины Дурново (в период замужества за Хармсом носившей девическую фамилию Малич).

Весной после МТЮЗовской «Четвероногой вороны» почувствовала очередной всплеск интереса к творчеству Даниила Ивановича и к его трагической судьбе. Поэтому с воспоминаниями Марины Малич совсем недавно знакомилась, а вот до темы отца не добралась.

Спектакль Эрмитажа похож на большое лоскутное одеяло. Причем лоскуты из произведений Хармса — это яркая разноцветная ткань, а все, что касается скрепляющих их воспоминаний Марины Малич — коричневая ветошь, тряпки, которые собирали в своем промерзшем голодном доме молодые супруги, чтобы хоть как-то защититься от нужды и холода. 

В постановке использован интересный и очень разумный ход — роль Марины исполняют сразу две актрисы: одна воплощает ту, что была весела, молода, возвышенна, ту, что была женой Хармса (Диана Шульмина), вторая (Ольга Левитина) — постаревшая владелица воспоминаний, давно покинувшая Россию, частично забывшая язык, но не забывшая обид, нанесенных семье тоталитарным режимом.

Есть в этом покрывале еще и третий тип материала — грубое черное сукно, это вкрапления воспоминаний отца Хармса — Ивана Ювачёва. Отец жил в одной квартире с сыном до самой своей смерти в 1940 году. В юности, увлекшись идеями народовольцев, принимал участие в деятельности их организации, за что был сослан царским правительством на Сахалин, где познакомился с А.П.Чеховым. Судьба отца отдаленно напоминает судьбу Достоевского: от революционных идей перешел к духовным поискам и вере в Бога. Свое отношение к Богу, к мистике, пророчествам, логическим предсказаниям, нумерологии, кабалле, буддизму, умение довольствоваться малым в повседневной жизни отец пытался передать сыну. Роль отца замечательно исполняет Борис Романов .

Вот из таких разных материалов скроено полотно спектакля. И мы видим сложную пестро-черную жизнь странного, не похожего на других человека.

Как только попадаешь на лоскут хармсовских фантазий — всё звонко и весело. У театра Эрмитаж есть какой-то особый дар —  из читаемых с листа грубоватых абсурдно-бестолковых текстов получать феерически веселые сценки:

вот летят на асфальт с крыши два человека перед глазами двух, живущих на разных этажах соседок, по странному стечению обстоятельств имеющих одинаковые имена и отчества — Ида Марковна;

вот жена профессора пытается зарыть баночку с прахом мужа в саду 1-ой пятилетки, а потом засыпает на ходу и во сне встречает Льва Толстого с ночным горшком;

вот и четвероногая ворона, у которой, собственно говоря, пять ног, рассыпает кофе перед лисой.

…и сыпется этот горох неправдоподобных, но уморительно-смешных в исполнении артистов историй. И чередуется он в начале с радостными воспоминаниями юной Марины Малич, а затем радость меркнет и возникает полная непроглядная серость последней холодной военной зимы. 

Неровный трепетный свет, как дрожащий огонек задуваемой ветром свечи. Задули жизнь человека, но остались согревающие воспоминания его близких и яркие огоньки его собственных творений. Нормален он был или нет? Сам трепетал, как свеча, то вспыхивал, то почти угасал. 

Литературное направление, в котором творил Хармса, мне не близко. Для большинства его коротких произведений мне нужен проводник, чтобы ощутить не голый, временами неприятный абсурд, а веселость этого абсурда. Театр Эрмитаж для меня отлично справился с ролью такого проводника. 

Мой восторг артистам, занятым в представлении:

Станислав Сухарев  Даня

Диана Шульмина   Фефюленька в двух лицах

Ольга Левитина      Фефюленька в двух лицах

Борис Романов       Отец

Екатерина Тенета  Дама первая

Мария Глянц          Дама вторая

Анна Богдан          Дама третья

Константин Тумилович   Гость первый

Василий Корсунов             Гость второй

Сергей Бесхлебнов            Гость третий

Огромная благодарность за приглашение сообществу московских блогеров moskva_lublu, а театру «Эрмитаж» за постановку.

Подробнее о жизни театра можно узнать на  сайте театра «Эрмитаж» и в группах театра в соцсетях: в Фейсбуке и ВКонтакте.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий