Поиск

Концепты новых плацкартов для РЖД — интуитивный поиск новых решений.


Дублирую из своего ЖЖ.

В последние дни замгендиректора по развитию пассажирского транспорта ТМХ Александр Лошманов опять взбаламутил околотранспортный интернет, заявив, что компания разрабатывает три новых концепта плацкарта, которые планирует предоставить публики с интервалами примерно в полгода. Первую в виде полноразмерного макета представили на днях на выставке «Транспорт России» в Москве. Следующие две пока известны только по рендерам. Разберём их все по порядку.

Концепция №1. А если скрестить единорога с осьминогом советский плацкарт с австрийским.

Именно эту концепцию представили на нынешней выставке, хотя рендеры её были известны ещё полгода назад (вот тут я писал о нём), и поэтому я даже несколько удивлён, почему многие ЖД-блогеры этому плацкарту так удивились (сорри за тавтологию). В целом макет практически полностью соответствует рендерам полугодовой давности, я не увидел ничего нового, разве что уточнились некоторые детали.

Итак, планировочно это классический «советский» плацкарт с четырьмя поперечными полками и двумя боковыми.

Но отсеки в нём делятся на два типа. Первый — классика, только без багажных полок.

А во втором при таком же расположении спальных мест добавлена ещё и большая тумба с ящиками посередине между полками.

Это решение на первый взгляд кажется нелепым и абсурдным, но на самом деле логика и смысл в нём есть. Мало того, на самом деле это не изобретение ТМХ, идея взята у спального поезда NightJet Австрийских железных дорог.

Тут картинок побольше.

Зачем так сделано? А чтобы для пассажиров, ездящих в одиночку и не желающих как-либо контактировать с соседями была такая возможность. Тут человек имеет возможность уединиться в своём отсеке, и никто не сможет ему «навязать общение» (термин Сергея Болашенко). Дополнительным бонусом — шкафы для багажа, что частично компенсирует отсутствие верхних багажных полок.

А снизу тумбочка, видимо для обуви.

С общей планировкой понятно, теперь рассмотрим детали. Начнём с «классики».

В целом исполнение и эргономика вышли гораздо лучше, чем у «Иппарта». Вот, например, верхние полки. Обратите внимание, никаких лишних перегородок, ничто не мешает на них вытянуться в полный рост и смотреть в окно.

Сравните с тем, что сделала год назад студия «Иппарт». Бортики с трёх сторон съели и без того закритичную длину и ширину полки, а заодно практически полностью закрыли вид в окно.

(источник)

Также убраны багажные полки, зато наверху есть возможность полноценно сидеть и даже имеются откидные столики.

Опять же, такое расположение куда удобней и продуманней, чем у «Иппарта». Тут можно полноценно по турецки, либо вытянув ноги сидеть и работать, или пить чай. Стакан с такого столика даже если и случайно упадёт, то хотя бы не вниз на соседа.
Но сразу же видна и серьёзная недоработка в эргономике. Где у сидячего на полке пассажира окажутся розетки, светильник и вентиляция? Правильно, прямо за спиной, что неудобно и совершенно бесполезно. Логично, что розетки и освещение нужно перенести на боковую стенку рядом со столиком, а вентиляцию — на потолок.

Ну и разумеется, на каждой полке можно отгородиться от внешнего мира шторками:

А вот эта «фишка» для меня оказалась сюрпризом. Между отсеками теперь имеются сдвижные двери (на верхних и нижних полках).

Разработчики говорят, что это сделано на тот случай, если вместе едут более четырёх человек, тогда они смогут общаться между собой через дверцу. Замок на ней двухсторонний, поэтому против воли пассажира открыть её невозможно. Не знаю, насколько есть в этом реальная потребность, на мой взгляд решение очень спорное. К тому же видно противоречие тенденции: с одной стороны места делаются более персонализированными и изолированными, с другой — вот такие окошки к соседям. Хотя дети, безусловно, такую лазилку очень оценят.

И ещё одно принципиальное новшество, которое можно видеть на предыдущих снимках — под нижними полками опять появились закрытые рундуки. А ведь их не делают уже более десяти лет, причём, их отказ обосновывался антитеррористическими требованиями и повышением технологичности уборки. На мой взгляд возврат к ним — совершенно необъяснимая глупость. Без них намного лучше. Нет, не потому, что я страдаю антитеррористической паранойей, просто объективно рундуки накапливают грязь и существенно снижают объём багажного места. Так-то под нижней полкой имеется 300 литров пространства, но рундук не позволяет его использовать полноценно. Иногда даже относительно небольшая вещь не влазит в рундук из-за того, что не хватает буквально пары сантиметров. Эти сантиметры, если бы даже чуть выпирали из под полки, никаких существенных неудобств не создали бы. А так вещь просто может не влезть. При отказе от верхних багажных полок это становится особо критичным.
Некоторые считают, что рундуки защищают вещи от кражи. Но на самом деле, боязнь того, что в наше время кто-то украдёт сумку — паранойя сравни антитеррористической. При наличии камер (а они сейчас есть) человек, укравший сумку вычисляется быстро. Да и красть чью-то сумку наугад просто бессмысленно, с вероятностью свыше 90% там не будет ничего ценного. Ну и вообще, кражи сейчас большая редкость, я ни раз видел, как люди в поездах бросали смартфоны на столах, либо оставляли на зарядке в коридорах (в старых купейниках, где нет розеток в купе) — «бери — не хочу». Но никто не трогал. Хотя как раз для смартфонов, а также кошельков, фотоаппаратов и прочей ценной мелочёвки небольшие закрываемые на замок сейфы были бы полезны.

Теперь подробно рассмотрим соседний отсек с тумбой.
Здесь каждый пассажир имеет индивидуальную капсулу-ячейку, которая закрыта с пяти сторон, а с шестой закрывается шторкой. Капсулы подразумевают полную автономию для каждного, т.н. «персональное пространство». Но эргономика опять же хромает сильно. Вот, например, как организован на нижней полке стол:

Мало того, что пробираться к такому столу не очень удобно, что сам стол какой-то уж совсем маленький (ноутбук на него не поставишь), так ещё и опять же розетки и подсветка спрятаны за спиной. Вроде бы очевидная вещь, но не предусмотрели.

Впрочем, возможность попить чай традиционным способом всё же оставили, сделав на дверце тумбы откидной столик.

Наверху всё аналогично отсеку без тумб — откидной столик и светильники в спину. Только вот одно НО. Если этот столик откинуть, то пробраться через него к выходу невозможно. То есть процесс чаепития на нём будет выглядеть примерно так:
1. ставим чай и вкусности на полку;
2. пробираемся мимо этого всего к окну, разворачиваемся и садимся (и не дай бог при этом зацепите стакан!!!);
3. откидываем столик и ставим на него кружку с чаем и прочее.

А затем тоже самое в обратном порядке. Как видим, мало того, что муторно, так ещё и с очень большим риском облить себя и постель чаем. На мой взгляд, нужно уменьшить высоту тумбы и сделать на ней стационарный столик. Так, чтобы до него можно было бы дотянуться с прохода. Откидной стол оставить, но только как дополнение.

Да, фото пространства со стороны окна не нашёл (хотя где-то было, потерял ссылку), но там сплошная перегородка и шкафчик для мелочёвки. То есть с соседом по отсеку общаться не получится (в отличие от отсека по соседству, куда ведёт дверца).

Ну а теперь о боковых местах.

На первый взгляд, там ничего не изменилось, только добавились полуперегородки по краям и размер столика существенно уменьшился (раньше он был шире сантиметров на 15 — 20).

Но самый сюрприз оказался именно за перегородкой. Опа, шкаф!

На верхней полке аналогично.

Вот он изнутри:

Первоначально я воспринял этот шкаф, как какое-то издевательство. Ведь сидеть теперь с ним станет дико неудобно — очень тесно и дверца будет давить в спину. Но немного подумав, слегка смягчил своё мнение. Сама задумка разумна, один из недостатков боковых мест в существующем плацкарте — совершенно некуда складывать разную мелочёвку. Я ставил её на багажную полку сверху, но в этом плацкарте её нет, поэтому нужна какая-то альтернатива. И шкафчик тут неплохое решение, тем более место позволяет. Но показанная реализация просто отвратительна. Как нужно было сделать по-хорошему:
1. Разместить трансформируемый столик не по центру, а немного сместить от шкафа, так чтобы между ним и шкафом было примерно 55 см (место под это есть).
2. На дверце шкафа сделать мягкую обивку, а ручки спрятать под низ (или, наоборот, сверху). Тогда на дверцу можно будет с комфортом опираться спиной.

Ну и опять же совершенно непродуманная эргономика верхнего места. Вот насколько удобно будет пользоваться столиком, расположенным так? Или это не столик, а такой подлокотник?

В целом отношение у меня к этому варианту достаточно сложное. С одной стороны — это лучшее и всего, что было предложено ранее, есть ряд интересных решений, а указанные многочисленные огрехи вполне можно доработать исправить.
Но вообще, разрабатывать вагон, в котором на полки заведомо не помещается подавляющее большинство пассажиров (длина поперечных полок в нём 166,5 см, а средний рост мужчин в России уже достиг 178 см, даже даже для половины женщин эти полки коротковаты), это на мой взгляд абсурдное решение. Такое может быть оправданным только если рассматривать это как КВР ранее выпущенных вагонов, где технически невозможно кардинально менять планировку (да и то стоит рассмотреть вариант с трёхярусным размещением полок вместо боковушек). А производить такие вагоны новыми (да ещё и со сроком службы в 40 лет!) — это какой то сюрр! Через 40 лет люди станут ещё выше и у некоторых ноги будут не просто высовываться в проход, а перекрывать его как шлагбаум.

Видимо, сами разработчики это поняли, поэтому предложили ещё два варианта концепций с более длинными полками. Пока только на рендерах и без подробностей. Итак,

Концепция №2. Плацкарт «ёлочкой».

В данном концепте коридор расположен по центру, а по бокам от него спальные полки, расположенные под острым углом к проходу.

Вот вид на боковые отсеки (ячейки, капсулы). Они почти полностью замкнутые имеют сдвижную дверцу (скорее всего тканевую).

Крупнее:

Внутри каждой капсулы небольшой стационарный столик, большой откидной, а также традиционные сеточка и вешалка для вещей.

Ну и разумеется, индивидуальное освещение, кондиционирование, а главное, у каждого своё окно! Теперь конфликты из-за шторок полностью исчезнут, а снаружи вагон будет выглядеть как двухэтажный. Кстати, окна весьма большие, что не может не радовать.

Ещё вид.

А это, похоже, в торце вагона. Интересно, для кого этот мини-стульчик и столик?

В целом, конечно, без подробностей и размеров сделать окончательные выводы сложно. Лично мне кажется, что конструкторы всё же переборщили с замкнутостью, опять же приём пищи в таких ячейках превращается в рискованный квест (просто поставить чай со стороны прохода некуда). Также совершенно не решён вопрос с местами для багажа «верхних» пассажиров (на мой взгляд, можно было бы сделать багажную полку над проходом). Но то, что полки стали длиннее (вопрос — насколько?), безусловно радует. К слову, перед «шахматной» компоновкой (см. ниже) есть такой небольшой плюс, как возможность высунуть ноги в проход, причём за счёт острого угла они даже не сильно мешать будут. То есть в нём поместятся не только высокие люди, но и аномально высокие.

Вживую эту планировку обещают показать в первой половине следующего 2020-го года. Предположу, что где-нибудь в мае.

Концепция №3. «Шахматный» или «китайский» плацкарт.

О том, что пора бы подобное сделать и у нас, стали говорить с того дня, как поезд с подобной планировкой вышел на маршрут Пекин-Шанхай летом 2017 года (вот здесь можно посмотреть его фотографии). И вот наконец-то ТМХ отреагировал на это запрос. Пока есть только несколько не очень внятных рендеров, продемонстрировать полноразмерный макет обещают через год.

Вот так выглядит коридор:

Вид на спальные места.

По сравнению с китайским стенки более мощные, также отсутствуют тумбы для ног, которые одновременно являются столиком у соседа. Странно, что не переняли это решение, ведь это позволяет достаточно существенно выиграть по длине спального места без потери вместимости. И побочный минус — места, расположенные у окна не имеют стационарных столиков.

Вид на спальное место. Даже догадались сделать какое-то подобие спинки, молодцы. В предыдущих концепциях об этом как-то не подумали совсем.

Но в целом пока китайский «оригинал» мне кажется более продуманным, а ТМХашный весьма сырым. Но посмотрим, может доведут…

Итого, мы имеем три концепции. Одну из которых можно сейчас посмотреть вживую (на выставке «Транспорт России»), а две остальных — только на картинках. Какая вам больше всего импонирует?

Опрос!

View Poll: #2097059

В целом мне нравятся «шахматные» и «ёлочные» концепции, но и к ним много вопросов. Главная проблема, на мой взгляд в том, что создаётся впечатление, что поиск новых вариантов происходит на интуиции (которая часто подводит), без строго научного и инженерного подхода (возможно, ошибаюсь, но со стороны это выглядит именно так). На мой взгляд нужно было начать с анализа различных внешних данных: статистики перевозок, распределения поездок по продолжительности, распределения пассажиров по росту и возрасту, сколько едет группами, сколько с детьми, а сколько по одиночке, какой у пассажиров багаж и т.п. Учесть изменения этих факторов обозримой перспективе. Из обработки и анализа этих данных вычислить предельные параметры: длину полки, минимальный объём багажа на одного пассажира и т.п. После этого выбирать варианты размещения спальных и багажных мест. С таким подходом ряд вариантов просто отвалится автоматически и, возможно, кстати, что придётся разделить плацкартные вагоны на два типа — для дальних и ближних поездок. Хотя вряд ли это потребуется, для «дальних» можно будет использовать ранее выпущенные «классические» плацкарты, до середины 21-го века их точно хватит, а дальше видно будет.

В посте использованы фотографии:

РБК
Российская Газета
Ведомости
Скрины из передачи канала 808 «Это плацкарт РЖД 2020 — со шкафом!»
ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий