Поиск

«Звездные войны: эпизод VIII. Последние джедаи». Попытка починить провальное кино


В преддверии девятого эпизода «Звездных войн» сам Лукас велел сделать «починку» восьмого.

Хочу сразу сказать: я не считаю восьмой эпизод плохим. Более того, это даже не худший фильм во франшизе. Но разобрать мне хочется именно его, потому что он имел все шансы стать очень крутым, но ряд спорных решений знатно подпортил впечатление от просмотра.

Нужно отметить, что часть проблем восьмой части перекочевала в нее из седьмого эпизода, и с этим поделать уже ничего было нельзя. Главная беда новых фильмов – они обнуляют достижения оригинальной трилогии, откатывая расклад сил назад. Все старания героев победить Империю и Палпатина были зря: вместо Империи пришел Первый Орден, вместо Палпатина – Сноук, вместо Дарта Вейдера – Кайло Рен. Хан Соло прошел путь от эгоистичного контрабандиста до героя войны, чтобы снова стать эгоистичным контрабандистом. Люк перебрался с задворков галактики на роль главного героя битвы добра со злом, чтобы потом обратно уйти на задворки галактики.


Кроме того, седьмой эпизод, помимо почти полного копирования «Новой надежды», отметился несколькими спорными решениями: сын Леи и Хана стал злодеем, а в будущем даже убил своего отца, а новая главная героиня страдает синдромом Мэри Сью. Рэй вышла слишком уж идеальной: все-то у нее получается, со всеми-то она приветлива, и язык вуки знает, и тысячелетним соколом управляет, и только почувствовав силу, управляется с ней не хуже магистра Йоды.
Однако, несмотря на сложный расклад, в который вступил восьмой эпизод, у него были все шансы исправить часть ошибок предшественника, а заодно ответить на новые заданные вопросы и развить перспективные идеи. Увы, сделать «Последним джедаям» это не удалось. Лента вышла скомканной, ответы на вопросы либо не последовали, либо вышли очень уж странными, а помимо ошибок седьмого эпизода восьмой наделал еще своих.

И чтобы исправить главные недостатки фильма, нужно их сперва выявить

1. Новые герои

Первым и главным недостатком я считаю развитие новых героев. Старая гвардия уходит на покой, и на авансцену выходят Рэй, По, Финн и другие. Но если вы строите трилогию вокруг новых героев героев, то просто обязаны бросить все силы на проработку их образов. Любой шаг в неверном направлении может напрочь запороть характер героя и симпатию к нему. И в случае с новыми персонажами сложилось впечатление, что создатели фильма пытаются добавить их образом какой-то неоднозначности, но идут по совершенно неверному пути.

1.1. Рэй

Предположим, Рэй сделали слишком идеальной в «Пробуждении силы». Ну так у вас есть все возможности исправить это в следующем эпизоде! Добавьте ей слабостей, негативных черт характера. Сделайте так, чтобы она хоть ненадолго, но поддалась темной стороне. Не метафорично, в видении, а по-настоящему! В итоге авторы фильма по большому счету ограничились лишь комичной сценой, где Рэй не понимает метафоры Люка и в ответ на призыв тянуться к Силе вытягивает руку вперед. Кстати, сцена реально смешная, я прям от души поржал.

Да, сам молодой Люк в оригинальной трилогии тоже был чисто положительным героем, теряющимся на фоне образа раздолбая и весельчака Хана Соло. Но у него были свои слабости. Страх, сомнения, ошибки, горячность…

1.2. По

Однако случай с Рэй просто меркнет на фоне фатальных ошибок в образе По Дэмерона. В седьмом эпизоде у него почти не было времени на раскрытие образа, и «Последние джедаи» давали шанс исправить эту ошибку. Образ-то они раскрыли, но ей-богу, лучше бы они этого не делали. При попытке показать эмоционального и запальчивого, но благородного пилота Райан Джонсон и компания создали упрямого наглеца, которому, к тому же, все сходит с рук.
Да еще и представили его очень спорно. Дэмерон появляется в первой же сцене, во время переговоров с генералом Хаксом. Да, эти попытки поиздеваться над врагом были вполне в духе По, но шутка про мамку? Серьезно? Звездные войны всегда подкупали своей атмосферой чего-то отдаленного и загадочного. Красочные миры, разнообразные персонажи и запутанная мифология – все говорило, что действие происходит «давным-давно в далекой-далекой галактике». И тут По произносит такую приземленную и бытовую шутку, упоминая мать Хакса. Мы за звездной баталией следим или за версус-баттлом?

Впрочем, шутка про мамку – еще куда ни шло. Гораздо хуже обстоят дела у По с поступками.

Сперва из-за его выходки и неподчинения приказу Сопротивление лишается множества людей и почти всех бомбардировщиков. Да, герои могут и должны допускать ошибки (иначе получится вторая Рэй). Но ошибки не должны быть такими фатальными, чтобы мы продолжали сопереживать герою. Как можно симпатизировать персонажу, из-за горячности которого добро лишилось огромных людских и военных ресурсов? И все, что он за это получает, не трибунал и тюрьма, а пощечина и выволочка от Леи. Да, она его понижает в звании, но это ни на что толком не влияет – уже через несколько секунд после удара по лицу Лея разрешает ему вернуться за штурвал и даже подбадривает оскандалившегося пилота.
И ладно бы По вынес какие-то уроки из своей выходки. Но в дальнейшем он снова не доверяет командованию, устраивает мятеж, не разобравшись в тактике и планах Эмилин Холдо и ставя под угрозу всю спасательную миссию. Да, она также ведет себя странно, упрямо отказываясь посвятить По в свои планы. Но она и не обязана была этого делать! Она вице-адмирал и она на корабле главная, пока Лея находится в коме. В результате выходки По и команда мятежников только чудом не убивают несколько своих соратников и не проваливают эвакуацию бойцов сопротивления. Впрочем, эвакуация все равно оказывается провалена, но уже из-за Финна и Роуз.

1.3. Финн

Ну вот мы и подобрались к главной беде восьмого эпизода – своеобразному сайдквесту, надуманной химии и очень спорным образам Финна и Роуз.
С образом Финна все еще куда ни шло: он немного нелепый, чуть комедийный, в общем, далеко не идеальный, но при этом отважный и самоотверженный герой. С ним, мне кажется, создатели выдержали правильный баланс комедии, не сделав из него второго Джа-Джа Бинкса. Да, в седьмом эпизоде он предает своих боевых товарищей, с некоторыми из которых наверняка рос и проходил обучение, но делает он это не из корысти, а по внутренним убеждениям, считая, что действия Первого Ордена противоречат его нормам морали. И его развитие шло к кульминационному моменту, когда в концовке восьмого эпизода он летел на верную погибель на плавящемся корабле, чтобы уничтожить часть войск врага, дать товарищам хотя бы небольшую надежду на спасение. И, казалось бы, это кульминация развития героя… но все портит Роуз.

1.4. Роуз

Да, вот уж с кем авторы напортачили по полной. Особенно в этой связи жалко актрису Келли Мэри Трэн. После выхода восьмого эпизода некоторые обиженные фанаты устроили ей травлю в сети, оскорбляя в том числе на расовой почве. Как будто в образе Роуз виновата она, а не сценаристы и режиссер.
Уже с самой первой сцены со своим участием Роуз начинает раздражать. У создателей был прекрасный шанс показать трагичный образ девушки в депрессии из-за гибели родной сестры. Но вместо этого перед нами предстает неуравновешенная истеричка, бьющая всех шокерами без разбора. Финн пытается ей объяснить свои планы, не атакует ее, не пытается сбежать, но вместо того, чтобы его выслушать, она сразу же применяет оружие.
Затем по совершенно непонятным и необоснованным причинам Роуз влюбляется в Финна во время их короткой и бесполезной миссии на Кантонике. И в конце фильма совершает невероятно идиотский поступок, сбивая космолет Финна, идущего на таран. Ну предположим, она действительно успела в него влюбиться, стандартная киношная условность. Но какой смысл был его в такой ситуации спасать? Все шло к тому, что Первый орден перебьет все сопротивление. До единого. То есть Финн в любом случае должен был погибнуть, но не в качестве камикадзе, а просто от бластеров Первого ордена. А глядишь, еще и после каких-нибудь мучительных пыток. И Роуз своим нелепым поступком лишила сопротивление последних шансов выжить. Вряд ли она могла предположить, что на помощь в последний момент придет голограмма Люка.

И раз уж мы неоднократно упомянули путешествие Финна и Роуз, давайте же остановимся на нем подробнее. Как мы помним, они отправились на планету-казино Кантонику за взломщиком, который бы помог им проникнуть на корабль Первого ордена и отключить их отслеживающий трекер. Однако вся их самоволка заканчивается тем, что взломщик в исполнении Бенисио дель Торо сдает планы Первому Ордену, и те расстреливают спасательные капсулы Сопротивления. И опять, как и в случае с По, самовольные действия героя, которому мы вроде как должны сопереживать, приводят к массовой гибели хороших людей.

Повторюсь: герои могут и должны ошибаться. Но не такой ценой, как По и Финн, чтобы мы могли им сопереживать. Из-за ошибки героя может, например, погибнуть его друг. А не большая часть бойцов и флота Леи.

Кстати, образ взломщика тоже получился очень странным. Вроде нам его пытаются позиционировать как эдакого Джека Воробья («капитана! Капитана Джека Воробья) – преступника-раздолбая, который все равно поступит в конце по совести. Очень крутой получилась сцена с медальоном Роуз, который герой дель Торо сперва запросил якобы как предоплату, а впоследствии выяснилось, что он нужен был ему как инструмент для взлома. Но внезапно авторы делают резкий скачок в сторону, и небрежный, но обаятельный персонаж оказывается предателем, по вине которого гибнут повстанцы. Нет, так глубина образа в кино не прописывается.

В итоге единственная польза миссии Финна и Роуз – попытка социального комментария. Нам говорят, что некоторым людям война экономически выгодна, и не все в галактике поддерживают только одну сторону. Однако произносится это настолько вскользь и настолько не вяжется с остальным сюжетом старого как мир противостояния добра со злом, что попросту выглядит инородным телом в фильме.

2. Старые герои
К сожалению, проблемы образов были не только у новых героев. Для олдфагов гораздо тяжелее было воспринять новый вид старых персонажей. Хан Соло уже погиб в прошлом фильме, так что хотя бы его образу не досталось от команды восьмого эпизода.

2.1. Лея

Что касается Леи, то с ней в целом все нормально. Кроме чересчур мягкого отношения к По и той самой сцены полета в космосе. Множество людей говорили, что эта сцена одновременно и крутая, и идиотская. С одной стороны, здорово, что нам наконец-то показали джедайские способности Леи Скайуокер. С другой – бабушка, летящая с вытянутой рукой в космосе, – это, пожалуй, уже слишком. И проблема эта решается совсем просто и элементарно: демонстрацией сил Леи другим образом. Например, она могла с помощью Силы вывести из строя несколько вражеских короблей или отклонить лазерный луч, который должен был разнести ее корабль. Такое напряжение также могло отобрать у нее силы и отправить в кому. Впрочем, если исправлять поведение По, то и кома, возможно, не понадобилась бы.

2.2. Люк

И если с Леей сценаристы обошлись достаточно мягко, то кто уж пострадал сильнее всех, так это Люк. Итак, какая судьба была у героя Марка Хэмилла? Он не смог уберечь своего племянника от темной стороны и даже сам подтолкнул его к ней, поддавшись слабости и едва не попытавшись его убить. После того, как Люк напортачил, он не попытался исправить положение и стать флагманом в борьбе с Первым орденом, он сбежал на остров джедаев, чтобы валять дурака и хлестать голубое молоко. Главный герой саги, дамы и господа.
Справедливости ради, бегство Йоды в конце третьего эпизода тоже не выглядело как образец для подражания. Но мы сейчас говорим о новых фильмах.
Кроме того, при своем первом появлении в «Последних джедаях» Люк совершает смачный плевок в лицо фанатам серии, небрежно выбрасывая свой световой меч. Тот самый световой меч, который играл столь важную роль в оригинальных фильмах серии. Да, его скептический настрой по отношению к джедайскому учению был обусловлен попыткой авторов по-новому взглянуть на концепцию Силы.

И это было еще одной ошибкой. Изначально Сила была своеобразным элитарным даром, которым могли обладать только избранные, а овладеть ей можно было лишь посредством долгих и упорных тренировок. Затем сам Лукас перелопатил концепцию Силы и внес идею мидихлориан – наночастиц, которые и порождают сверхспособности некоторых персонажей. Как вы помните, идея зрителям, мягко говоря, не понравилась.

В новой трилогии о мидихлорианах стыдливо умалчивается, однако стало ли лучше? Сила теперь превратилась в дар, которым может обладать совершенно случайный ребенок, а на обучение нужны не месяцы тренировок, а просто сильное желание. Эту идею тоже нужно исправлять. Ну не может Силой в совершенстве обладать обычная дочь мусорщиков.

3. Ответы на вопросы
 И так мы подходим к еще одной серьезной беде восьмого эпизода – ответы на вопросы.
Главными вопросами, которые возникли у зрителей после «Пробуждения Силы» были «кто такой Сноук» и «кто родители Рэй»? Фанаты строили массу теорий, одну безумнее другой. От идеи, что она внучка Палпатина, до фишки с реинкарнацией Энакина.

3.1. Родители Рэй

Однако те ответы, что дал фильм, не выдерживают никакой критики. Родители Рэй, которыми нас так долго дразнили, никто. Обычные мусорщики. Хотя, справедливости ради, лично меня такое решение позабавило – ведь оно посмеялось и потроллило сотни фанатов, которые едва ли не каждый день придумывали новую «правдоподобную» теорию.

Впрочем, девятый эпизод может исправить эту ситуацию. Последний трейлер, к разбору которого я приложил руку, дает надежду, что одна из фанатских теорий все же оправдается, и интерес должны вызывать не родители Рэй, а ее дедушка.

Однако не стоит забывать, что «Звездные войны» — это не телешоу, эпизоды которого выходят раз в неделю. Сага состоит из отдельных фильмов, выходящих с довольно большим интервалом. И новый фильм не должен исправлять ошибки старого. Мы не должны после просмотра восьмого эпизода говорить: «Да, это было глупо, но вот выйдет новый фильм, мы его посмотрим и изменим мнение об этом». Возьмите хотя бы Киновселенную Марвел. Да, в ней немало огрехов, однако чтобы получить удовольствие от одного фильма, не нужно ждать последующих, которые бы разжевывали предыдущий. Да даже в рамках «Звездных войн» четвертый эпизод хорош сам по себе, даже если не знать, что Лея – сестра Люка, а Дарт Вейдер – их общий отец.

Как можно исправить проблему с родителями Рэй? Да просто продолжить подогревать зрительский интерес. Намекнуть, что ее происхождение играет важную роль, но не раскрывать карты до девятого эпизода. И не говорить о родителях-мусорщиках.

3.2. Сноук

Второй вопрос – Сноук. Этот персонаж выплыл из ниоткуда и исчез в никуда. Фанаты столько гадали, кем он может быть – назывались варианты Мэйса Винду и даже самого Джа-Джа Бинкса. Но в восьмом фильме он, так кичившийся своей силой, нелепо гибнет от рук Кайло, и мы так ничего не узнаём.

Да, возможно, ответ на вопрос о происхождении Сноука также будет дан в девятом эпизоде, но повторюсь: фильм должен быть законченным самостоятельным произведением. И если уж вы решили сохранить интригу, то дайте хотя бы понять, что Сноук – это просто пешка в большой игре, и за ним может стоять какая-то более грозная и темная сила.

РЕШЕНИЕ
а) казино-квест

Итак, вычленив главные проблемы восьмого эпизода, попробуем исправить их так, чтобы кино не развалилось. Первым делом, к хренам полностью выбросим квест Финна и Роуз в казино, заодно и сократим большой хронометраж фильма. Первый орден может узнать об эвакуации повстанцев на планету не благодаря вероломству взломщика, а иным способом. Самое простое – благодаря Силе Сноука или Кайло Рена. Можно даже добавить эпизод противостояния Кайло с матерью Леей, попытка его войти в разум кого-то из повстанцев и старания Леи заблокировать сознание от сына.

б) Люк

Изгнание Люка должно было произойти совершенно иначе. Не как трусливое бегство от проблем. Предположим, ему не удалось уберечь Кайло от Темной стороны. Но уж точно не нужно было добавлять его сцену с попыткой убить своего племянника. Он должен был до последнего бороться за душу Бена, но проиграть. Люк мог даже попытаться выступить против Кайло и Сноука и потерпеть поражение. Лея бы винила брата в переходе сына на Темную сторону и отказалась бы принимать помощь Люка. Тот бы ушел на остров джедаев, чтобы лучше освоить Силу, найти способ восстановить ее баланс и вернуть племянника на сторону Света. Однако с годами он бы все больше отчаивался, и на момент прибытия Рэй был бы сломленным разочаровавшимся в себе стариком. Кстати, это бы объяснило и предыдущий фильм: зачем Люку уходить на задворки цивилизации, но при этом оставлять карту, как его найти? Вот и ответ: он оставил Лее шанс простить его и вернуть.

При появлении Рэй Люк не выбрасывает световой меч, а отдает ей его обратно со словами «Уходи, я не смогу тебе помочь». Дальнейшее ее обучение и споры о джедайском предназначении можно оставить, но немного перекроить, исходя из изменения сюжета.

На финальный бой с Кайло Люк также явился бы в виде голограммы. Этот ход можно объяснить – он психологически не может драться с родным племянником, а может лишь задержать его. Люк приходит к повстанцам, и у него происходит трогательная беседа с Леей, которая говорит что-то вроде: «Я давно простила тебя. Важнее то, простишь ли ты когда-нибудь меня».

в) Лея

Ух, с Люком разобрались, самое сложное позади. Теперь Лея. С ней, напомню, все в порядке, только сцену демонстрации ее Силы нужно изменить с полетов в открытом космосе на, к примеру, дистанционную битву с кораблями.

г) Рэй
Рэй можно немного очеловечить, добавив ей больше ошибок и слабых сторон характера.

д) По

А вот По его негативные качества, наоборот, нужно убавить. А точнее, убавить последствия его негативных качеств. При атаке в начале фильма герои бы теряли не несколько бомбардировщиков, а всего один, предположим, тот, в котором героически погибла сестра Роуз. По выносил бы из этого урок и не устраивал бы вооруженный мятеж. Напротив, у него бы происходила беседа с генералом Холдо, в результате которой По вызывался бы отвлечь внимание врага на себя, чтобы спасательные капсулы уходили максимально незаметно.

е) Финн

Финн, к сожалению для его поклонников, должен был погибнуть. В той самой кульминационной сцене самопожертвования. Это было бы самое закономерное развитие его образа. Чувства Роуз к нему могли возникнуть, например, во время отбивания атак Первого Ордена, а не при поездке на страусах в казино. И гибель второго близкого человека сделали бы ее образ не раздражающим (особенно если убрать нелепую сцену с шокером), а драматичным, что можно было бы развить в девятом эпизоде. Закаленная в боях, разозленная девушка, которую Первый орден лишил всего, что ей дорого. Не думаю, что такой персонаж вызвал бы ненависть у фанатов и желание писать актрисе гадости в соцсетях.

ё) Роуз

Убрать из знакомства с Финном всю херню с электрошокером. Положительный некомедийный персонаж себя так не ведет. Убрать ее дебильный акт спасения Финна. У нас появляется трагичный и трогательный персонаж, а не неадекватная истеричка.

ж) Ответы на вопросы

Можно оставить то, что дал фильм, но при этом дать намеки, что история еще ой как недосказана. Например, после убийства Сноука и его гвардии Кайло и Рэй могли поговорить примерно так.

— Тебе не кажется, что ты как-то легко убил верховного лидера?
— Да, меня тоже смутило, что это было просто. Но мне кажется, что это еще далеко не конец. Я всегда чувствовал, что за Сноуком стояло более древнее и могучее зло.
— Ай хэв бэд филин эбаут зис.
— Но это уже неважно. Мы победили, давай вместе править ну и блаблабла.

С родителями Рэй то же самое. Намекнуть, что последнего слова нам еще не сказали. Ну и заодно убрать того мальчика с планеты-казино, обладающего Силой. Хоть кадр с ним и метлой из самого конца фильма выглядел очень красиво.

Что ж, вот такие исправления восьмого эпизода «Звездных войн» предлагаю я. А что думаете на этот счет вы? Какие бы исправления вы предложили? Может, что-то добавить или что-то убрать?
https://paisiypchelnik.livejournal.com/305648.html

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий