Поиск

«Сказки сироты. В ночном саду» Кэтрин М. Валенте


На Золотом Крыльце сидели

Свет был погребён под покровом тайны. Но не исчез. Во многих вещах и людях он ещё мерцает глубоко внутри. И этот свет, моя неряшливая, охочая до молочка детка, зовётся магией.

В фэнтези Кэтрин Валенте единороги не какают жемчужинами, а молодая женщина, рожающая дитя в темнице на подстилке из прелой соломы, выглядит и чувствует себя грязной голодной замухрышкой, будь она каких угодно звездных кровей. Но свет пробивается изнутри и не даст ошибиться тому, кто умеет видеть. Нынешний мой сентябрь прошел под знаком Кэтрин: начав с "Бессмертного",прочла все в переводе Владимира Беленковича, пару книг на английском и даже одну на польском (нет, не выпендриваюсь на нем оказалось проще найти, чем в оригинале). А к "Сказкам сироты" все никак не могла подступиться. Решилась и не пошло. Отложила, чуть не на месяц, попробовала снова, вот тогда магия Валенте сработала.

Если честно, впечатлил пост Беленковича о прекрасным переводе Наталии Осояну. Он, вправду, хорош. Отчего же сразу не оценила? Н-ну, там, понимаете, структура. Бесконечные рекурсии, знакомые по "Тысяче и одной ночи": шкатулка, в которую вложена шкатулка, содержащая внутри себя шкатулку со шкатулкой внутри. Ко всякого рода "Дошло до меня, о Султан", с детства не питаю большой нежности. Хотя, справедливости ради, люблю "Шайтан-Звезду" Далии Трускиновской, написанную в том же стиле в том же две тыщи шестом, что первая часть "Сказок сироты". Тоже отличная книга, хотя прошла у нас практически незамеченной. Не впервые такой дубль, с той разницей, что в англоязычном мире книга выстреливает, а в русском пространстве не находит читателей.

Но не будем о грустном, лучше об интересном. "В ночном саду" книга интересная. Зачин там такой: в огромном диком саду у королевского дворца живет брошенная родителями сиротка. Питается плодами, пьет воду из фонтанов. Люди с ней не общаются, считают демоницей, однако и убить не решаются из опасения навлечь на себя гнев ее родичей демонов. Начало несчастьям положил случай, когда малышка однажды утром проснулась с черными веками и обведенными черной линией глазами. Призрак, пока она спала, наложил на нее заклятие, чернота на веках — это очень плотно одна к другой набитые буквы, составляющие многие истории, носительницей которых стала девочка. Заклятие не снимется до тех пор, пока все истории до последнего слова не будут рассказаны и выслушаны.

Раз есть книга (девочка), значит нужен читатель. Он находится, это один из принцев (не обольщайтесь, что прямо сейчас начнется история Золушки, он один из сотни королевских сыновей от жен и наложниц, далеко не главный претендент на престол, и он безумно одинок. А дальше сирота станет рассказывать истории, которые принц примется слушать. И что это будут за сказки! Вам, дорогой Продвинутый Читатель, вспомнится "Мальчик-Звезда" Уайльда и "Звездная пыль"Геймана, потому что будет здесь о Звездах, принявших человеческий облик и истекших светом, как кровью. И "Последний единорог" с "Песней трактирщика"Питера Бигля — потому что найдется место фантастически прекрасным оборотням и рассказу трактирщика. "Обыкновенного чуда" как не вспомнить, хотя здешний Медведь, наоборот, обращен человеком.

Нормально, Кэтрин Валенте автор эпохи постмодерна, который без аллюзий и цитирования не обходится, а в ее исполнении это восхитительно и, главное — не затмевает, но оттеняет оригинальность, яркость, непохожесть идей писательницы ни на что, бывшее прежде, и виртуозность их воплощения.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий