Поиск

Катастрофа на Piper Alpha


«Техника безопасности -это правила, написанные кровью».

Северное море, 190 километров к северо-востоку от Абердина (Шотландия), 6 июля 1988 года.

Платформу Piper Alpha, принадлежавшую американской компании Occidental Petroleum, запустили в 1976 году как нефтедобывающую, но впоследствии переделали под добычу газа.

Утро 6 июля 1988 года началось для одной из бригад с обслуживания предохранительного клапана на трубопроводе в модуле С. Затем другая команда должна была приступить к профилактике резервного конденсатного насоса. Но в тот день мужики из первой службы не управились с клапаном и на ночь заткнули его фланцевой заглушкой. В итоге к резервному насосу никто не прикасался, а богатыри, воевавшие с клапаном, никому не рассказали о результатах своей работы. Просто засунули наряд в ячейку к другим документам и пошли отдыхать.

Вечерней смене скучать не пришлось. Похолодало. От холода газовый конденсат в трубах кристаллизировался, а основной насос заглох. Без постоянной откачки конденсат быстро накапливался в аварийном резервуаре. Если бы эта емкость заполнилась, вся платформа была бы автоматически обесточена, а добыча газа прекратилась. В этом случае операторам не поздоровилось бы – за убытки надо отвечать.

Естественно, этот сценарий никого не устроил. Дежурные решили запустить резервный насос. Они даже проверили наряд, оставшийся от дневных работничков. Из него следовало, что работ никаких не велось. Искать второй наряд поленились. А зря, иначе узнали бы, что на одном из клапанов стоит временная заглушка, и запускать насос категорически нельзя. Но его запустили.

Прогремел первый взрыв. Два десятка человек из полуразрушенной диспетчерской спустились вниз по веревке и дружно сиганули в воду.

Рвануло еще раз – теперь гораздо мощнее. Это огонь добрался до цистерн с нефтью. Большая часть платформы занялась огнем.

Сотня газовиков собралась в столовой. Из нее было рукой подать до места эвакуации – вертолетной площадки. Но спасателей никто не вызывал, средства связи уничтожил первый взрыв. От густого черного дыма не было спасения. Кто-то молился, кто-то в панике пытался найти путь к краю платформы и спрыгнуть за борт.

На все это оставались минуты, потому что шарахнуло снова! Нефть, разлившаяся после второго взрыва, скапливалась на нижней палубе, откуда совершали погружения водолазы. Горючая жижа спокойно ушла бы с платформы, но нежным ныряльщикам не нравилось переодеваться на решетчатом полу, под которым плескалось море. Поэтому они застелили его матами. В один прекрасный момент нефть вспыхнула и поджарила трубы газопровода высокого давления, который проходил здесь же под потолком. После третьего взрыва обломки платформы разлетелись во все стороны почти на километр.

Но и это еще не все. Транзитом через Piper Alpha шли трубы с горючим от других платформ. Их работники заметили, что давление как-то странно упало. Более того, они видели, что Piper Alpha горит (еще бы – высота пламени превышала 100 метров, его можно было увидеть с расстояния 100 километров без всякой оптики), но все равно не решались закручивать вентиль без разрешения начальства. Таким образом, соседи подпитывали адское кострище тоннами нефти и газа, отчего бабахнуло в четвертый раз.

Это был конец. Корпус столовой вместе с еще живыми работягами ушел под воду. От платформы Piper Alpha не осталось ничего.

Из 226 работников погибли 165. Тела 30 из них так и не нашли.

Катастрофа произошла в оживленной части Северного моря, потому еще после первого взрыва к жуткому факелу направились корабли. Двое моряков, участвовавших в спасательной операции, погибли.

Оказалось, виновата та самая фланцевая заглушка, оставленная на ночь. Гении закручивали на ней болты вручную, поленившись лишний раз взять ключ. В итоге внезапное понижение температуры воздуха и деятельность рукожопов запустили цепную реакцию, которая привела к крупнейшей катастрофе в истории нефтегазовой отрасли. Ущерб составил 3,4 миллиарда долларов.

Начиная с 1998 года, профессор Дэвид Александр разыскал 36 человек, выживших на Piper Alpha. Они рассказали о трудностях с поиском работы. Большинство из них не брали на другие платформы, считая, что они приносят несчастья. Вряд ли это суеверия. Просто никто не хотел запустить к себе чудо-мастера, который не в состоянии нормально закрутить болт.

См.также:

Бомба в 10 000 тонн

Форт Стайкин — взрыв в порту Бомбея, 14 апреля 1944 года

Взрыв в Североморске. 17 мая 1984 года

520 трупов, паника и харакири

10 удивительных катастроф…

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий