Поиск

«21 урок для XXI века» Юваль Ной Харари


Мух от котлет

Если вас пугают опасности, с которыми сталкивается мир, и вы не знаете, что делать, – значит, вы на верном пути. Глобальные процессы стали слишком сложными, чтобы в них мог разобраться один человек.

Если он интересен мне, то и другим может показаться. К адептам израильского историка себя не причисляю, но многое из того, что Юваль Ной Харари говорил в "Sapiens…" кажется разумным и заслуживающим внимания. Его взгляды на мир и спокойная, серьезная, увлекательная манера изложения не только у меня могут найти отклик. Расскажу о книге конспективно, жаль растерять темы, дополнительно обдумать которые было бы нелишне. Заодно и себе сделаю заметки для памяти, незакрепленное имеет свойство ускользать, а перевод мыслей из области чистых идей в полуматериальное состояние, пришпиливание буквами — род действенного мнемонического приема.

Часть I Технологический вызов. 1 Крушение иллюзий: XX век предоставлял человечеству три основные концепции развития: фашистскую, коммунистическую, либеральную. Первую сокрушили в сорок пятом, вторая почила в бозе в начале девяностых, к свободе и сотрудничеству всего человечества, декларируемым третьей, мир оказался явно не готов, центробежные тенденции последнего времени яркое тому подтверждение. 2. Работа: новые технологии в стремительно меняющемся мире ведут к сокращению количества рабочих мест и прямому упразднению все большего количества специальностей. Переучиваться долго, дорого и неэффективно. 3. Свобода: алгоритм следит за тобой. Мы уже сегодня сталкиваемся с контекстной рекламой, которая реагирует, кажется, не только на запросы в поисковиках и темы личной переписки, но даже на неосторожно сказанное в непосредственной близости от смартфона слово. Развитие тенденций ведет к тому, что в недалеком будущем круг интересов человека и диапазон доступной ему информации будет полностью определяться и контролироваться искусственным интеллектом. 4. Равенство: изначальное неравенство людей сегодня усугубляется неравным доступом к информации; условиями, при которых ограниченная группа, обладающая ее полнотой, получает значительные преимущества и возможность манипуляций абсолютным большинством.

Часть II Политический вызов. 5Сообщество. Традиционные институты: семья, клан, дружеское общение заменяется и вытесняется виртуальным. 6. Цивилизация: глобализация ведет ко все большему размыванию границ, человечество тяготеет к единой цивилизации. 7. Национализм выступает своеобразной антитезой глобализации. В центростремительных тенденциях, самих по себе, ничего худого нет, но они снова актуализировали ядерную угрозу, с которой мир, казалось, покончил в конце XX века и очень затрудняют подход к решению экологических проблем, который возможен только координированными действиями. 8. Религия: самоидентификация людей серьезная историческая сила. Прекрасно, когда религия объединяет людей в стремлении к благим целям, опасно, когда становится служанкой национализма.. 9. Иммиграция: между нами сегодняшними меньше различий, чем между людьми начала прошлого века из разных стран, но возможностей встречаться и вызывать друг у друга раздражение этими различиями на порядок больше.

Часть III Отчаяние и надежда. 10. Терроризм: опасность международного терроризма искусственно преувеличена, позволяет политикам наращивать вооружения, насаждая изоляционизм; отвлекает ресурсы и внимание от действительно важных проблем (например экологии). 11. Война: нельзя недооценивать человеческой глупости, люди склонны к самоубийственным действиям, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне. 12. Скромность: абсолютное большинство сообществ насаждает у своих членов ощущение себя как центра мироздания и носителей истины в последней инстанции, перед величием которых прочие должны склониться в поклоне и принять позу подчинения, неплохо понимать, что вы, как представитель той или иной нации, религии, государства, общественной страты — не пуп Земли. 13. Бог: принимать или отрицать — дело свободы воли. .14 Секуляризм: правительства и другие источники норм права должны существовать отдельно от любого типа религий.

Часть IV Истина.15. Невежество: мы знаем гораздо меньше, чем думаем, что знаем. В современном мире знание коллективно, распределено между членами социума, к которым можно обратиться за консультацией, это создает иллюзию владения знанием. 16. Справедливость: возможно наше чувство справедливости устарело, если мирится с детским трудом на фабриках Тайланда, обеспечивающем модную недорогую одежду и технику. 17. Постправда: сегодня принято считать, что мы живем в эпоху тотальной лжи и промывания мозгов, но истина ни в какие времена небыла в числе приоритетных ценностей человечества. Что до свободы мышления, кому нужно — найдет доступ к независимым источникам. 18 Научная фантастика: люди боятся оказаться запертыми в матрице, но не понимают, что уже заперты в матрице своего сознания, которое, в свою очередь, заперто внутри еще большей матрицы – человеческого общества с его бесчисленными вымыслами.

Часть V Гибкость мышления. 19. Образование: сегодня единственная константа — это перемены, на смену институту классического образования идет необходимость гибкости мышления, умения учиться и переучиваться. Что не отменяет наличия бэкграунда, чем шире, тем лучше. 20. Смысл: кризис идентичности — кто я, зачем пришел в мир, каково мое место в нем. Большая потребность в индивидуальных мифах. .21 Медитация: неплохим подспорьем для желающего разобраться в себе и обрести внутреннее равновесие может стать практика медитаций.

Постаралась обойтись без оценок и собственных соображений по поводу прочитанного, за одним исключением. Знаю, что автора осуждают за конформизм и едва ли не оппортунизм, проявленный при редактировании русского издания 21 урока для XXI века: согласился-де на замену путинской риторики в отношении присоединения Крыма примером, в котором фигурировали предвыборные обещания Трампа — каков негодяй! Что с того? — отвечу, — Он не системный борец с системой, если за что бореться, так за права геев и защиту животных, потому что, правильно, сам веган и гей. А президенты двух великих держав ни к одной из двух категорий не относятся, следовательно, от замены одного другим смысл не изменится. Политики всегда лгут, стать примером равно достоин каждый и нечего стулья ломать.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий