Поиск

С. М. Прокудин-Горский. В горах у Симского завода. 1910 год и 106 лет спустя.


 С. М. Прокудин-Горский. В горах у Симского завода. 1910 год. В сравнении использована реставрация Сергея Прохорова

 2016 год —

Южный Урал. Челябинская область. Ашинский район. Город Сим.
 Реки Сим на фото не видно, но она есть, на старом фото виден её обрывистый берег.
Река Сим, город Сим, что бы этот Сим Сим открылся, надо похоже знать специальное заклинание. Прокудин-Горский сделал здесь много кадров, на большинстве которых, вполне узнаваемые горы вдали и абсолютно непонятный передний план. Без заклинания мне не открылась здесь ни одна из точек съёмки.
 В поисках этой точки съёмки, я обошёл все лужайки, справа за домами, пытаясь найти такую же пологую как у Горского, самая подходящая, как мне казалось —

Но при совмещении, оказалось что все снимки с лужайки, правее и выше чем надо. Попробовал снимок сделанный на всякий случай, мимоходом, с улицы, и горы настолько точно встали на свои места, что теперь я думаю, что эта улица появилась именно на той лужайке, которую фотографировал Прокудин-Горский. Даже в ФШ ни чего не подгонял, только дерево за домом спилил. Фото без зума —

 Сквозь крышу заброшенного дома, слева, видна обезглавленная церковь Дмитрия Солунского —

Снимок сделан на улице Луговой между 12 и 13  домами. Возможно улица названа как раз в честь той лужайки, которую запечатлел Прокудин-Горский. Лужайка на старом фото —

Дома на этой лужайке появились к 1940 году. 2016 год —

Позади точки съёмки, улица Луговая расстраивается, но не унывает —

 В сравнении, справа, за столбами прячется гора по которой проходит дорога Е30, М-5 «Урал», в связи с чем её не только побрили но и конкретно скапали макушку, оставшийся выступ наверху, продолжают скапывать до сих пор —

Возле белого дома находится замечательная смотровая площадка, на которой можно не выходя из машины, представить себя пилотом самолёта —

 В шестнадцатом году я решил пощекотать себе нервы и заехал на самую макушку —

В будущем оставшиеся выступы на верху исчезнут, а на получившейся площадке сделают что нибудь типа стоянки для дальнобойщиков —

На вершине меня удивило круглое пятно яркой травы, как будто здесь садилось НЛО или из под земли выходит нечто —

 Гора с ретранслятором на макушке, называется Шелывагина шишка. Она самая приметная в Симе, почти отовсюду видна. В сравнении кажется что за сто лет шишка стала меньше, это из-за того что кругом выросли деревья, а на макушке нет. На старом фото гора только-только стала обрастать, видимо в конце девятнадцатого века её брили на лысо.  Хотел узнать о ней побольше, спросил у яндекса, но на запрос "Шелывагина шишка", кроме фотографий Горского, он выдал мне одни влагалища 🙂
В 2004 году эта шишка стала памятником природы, из-за наличия на ней уникального участка произрастания дуба черешчатого —

Сады, которые оказались внутри этого памятника, пришлось бросить —

В этих садах я первый, да наверно и последний, раз в жизни увидел настоящую баньку по чёрному, с деревянной трубой —

Очаг конечно разобран, но то что как таковой трубы у него не было, понять можно —

Можно сказать что костёр горел прямо на полу, а деревянная труба лишь слегка отводила дым, что бы пламя не гасло без кислорода, для доступа воздуха, внизу у пола, сделано открывающееся окошко. Чтобы попариться и не угореть, надо было ловить момент, когда дым уже проветрится, а камни ещё не остынут.
 Дуб прогнавший садоводов —

 За заброшенными садами есть уютная полянка, на которой мы ночевали в четырнадцатом году. Вид на ночной Сим от  Шелывагиной шишки —

 Симский кот на Луговой улице —

Направление съёмки на карте —

 На Яндекс карте —
https://yandex.ru/maps/-/CGThfUzO
 На Гугл карте —
https://goo.gl/maps/j3zV3B5rbcw6gKBY9
 На Паствью карте —
https://pastvu.com/p/211111

  Симская история.

1759 — На реке Сим основан  Симский завод, симбирскими купцами-заводчиками братьями Иваном Борисовичем, Яковом Борисовичем и Петром
Борисовичем Твердышевыми, вместе с Иваном Семёновичем Мясниковым по Указу императрицы Елизаветы.
1761 — На Симском заводе получено первое железо, из чугуна привезённого с Юрюзанского и Катав-Ивановского заводов.
1762 — Построена каменная церковь Димитрия Солунского.
1774 — Завод, фабрика с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены. Отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником
Салаватом Юлаевым и его отцом Юлаем Азналиным напал на Симский завод. Было убито около 60 заводских служителей, работных людей и
крестьян.  Нападение произошло из-за того, что земли, на которых его построили, 15 годами ранее были отчуждены у семьи напавших башкир.
1777 — Завод восстановлен после пожара.
1780 — Получен первый чугун, отлитый в домне.
1821 — Капитально перестроена церковь Димитрия Солунского.
1893 — На Симском заводе начато производство стали мартеновским способом.
1895 — Начала работать первая публичная библиотека.
1898 — Открыта низшая ремесленная школа на 40 учащихся.
1897 — Построен народный дом общества трезвости с библиотекой, буфетом, драматическими кружками.
1898 — В 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара — Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до
станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога.
1903 — На Симском заводе родился Курчатов Игорь Васильевич, родоначальник советской атомной бомбы.
1903 — В поселке начали действовать первые революционные рабочие кружки.
1910 — Сим фотографировал Прокудин-Горский.
1913 — Начато производство сельскохозяйственных машин и орудий.
1914 — Завод перешёл на производство предметов вооружения.
1917 — Симский завод национализирован советской властью.
1924 — Симский завод вошёл в состав Миньярского района Уральской области.
1928 — Завод Сим переименован в рабочий посёлок.
1929 — Закрыта церковь Димитрия Солунского, венчания сломаны. Использовалась как пожарная часть, столовая.
1934 — Рабочий посёлок Сим переместился из Минньярской в Челябинскую область.
1935 — Завод переименован в Симский обозный завод. Основной продукцией завода были пароконные хода, санитарные и пулемётные двуколки,
кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы.
193? — Построена дорога  М-5 «Урал»
1941 — В Сим эвакуированы московские агрегатные заводы № 132 и 444, на базе которых образован Симский механический завод № 132. Начался
выпуск агрегатов для самолётов.
1942 — Рабочий посёлок Сим, стал городом.
1944 — Основан Симский механический техникум.
19?? — Построена кирпичная заводская труба.
19?? — Построена новая плотина, пруд отступил от завода.
19?? — Построена ретрансляторная вышка на Шелывагиной шишке.
1976 — Завод награждён орденом Трудового Красного Знамени.
19?? — Построена большая заводская труба.
1992 — Церковь Димитрия Солунского возвращена верующим.
2004 — Утверждены флаг и герб города Сима, а Шелывагина шишка стала памятником природы.


picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий