Поиск

Вечер оперетты. Театр Геннадия Чихачева.


Оперетта — жанр несерьезный, но музыка этого несерьезного жанра пользуется популярностью с середины 19 века. Родоначальниками принято считать французских композиторов Жака Оффенбаха и Флоримона Эрве, которые в 1850-х годах открыли на парижских бульварах два театра музыкально-сценической пародии и миниатюр. Именно это время считается датой рождения жанра оперетты.

Само название «оперетта» было придумано несколько позднее. Свое первое творение  Жак Оффенбах именовал оперой-феерией.  И именно с попурри на темы данного произведения начался замечательный концерт в театре Геннадия Чихачева. Уверена, что вам мелодии были бы одновременно знакомы и дарили удивительные открытия. Кто не слышал мелодию канкана? А вот, что она из этой первой оперетты с таким провокационным названием «Орфей в аду», вы знали?

Концерт чудеснейшим образом иллюстрировал строки Википедии, пунктиром отмечая самые значительные произведения, созданные за более чем вековую историю жанра. Ведущим рассказывалось о том, как формировалась структура оперетточного действия, как складывались нормы и  формат представления (наличие трех актов, обязательные хоры в финале первого и второго актов), и, конечно, давались краткие биографические данные представляемых композиторов.

Сложно фотографиями проиллюстрировать музыку. Просто перечислю, а вы вспомните: 

куплеты Бони (Вадим Поповичев) из оперетты Кальмана «Королева чардаша»(она же «Сильва», именно там поется, что…. без женщин жить нельзя на свете, нет); 

ария Адели (Тамила Делавер) из оперетты Иоганна Штрауса «Летучая мышь» («Милый маркиз, вы первый приз сумели заслужить…» . Сама история, послужившая основой для оперетты, имела не придуманный сюжет. Венские жители знают, что это про адвоката, проснувшегося после карнавала в центре города в костюме Бетмэна. Современный российский вариант либретто был написан замечательным драматургом Николаем Эрдманом. Привет от автора «Мандата» и «Самоубийцы»);

вернулись к Кальману. Песню Шандора из оперетты «Дьявольский наездник» исполнил Сергей Каныгин. С этой вещью он выступал на международном конкурсе в будапештском доме Кальмана и получил звание лауреата. А мы услышали на сцене театра Геннадия Чихачева!

не забыли про Франца Легара с его «Веселой вдовой». Из этой одной из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире был представлен дуэт Ганны (Дарья Воробьева) и графа Данилы(Роберт Гурский).

А дальше начался рассказ о революции в России и становлении советской оперетты. Рассказ занимательный. Мы старый мир разрушим: оперетта объявлена пережитком прошлого. Операм повезло чуть больше, их перелицовывают. Оперу Мейербера «Гугеноты», переписав либретто, превращают в «Декабристов»; «Богема» Пуччини становится «Борьбой за коммуну». Но мысли о народном музыкальном жанре живут, и весьма своевременно появляется  имя Исаака Дунаевского. Он начинал писать с песен, иллюстративных небольших произведений к фильмам, обозрениям, ревю, но постепенно расширял и углублял рамки творчества. Одиннадцать оперетт вышли из-под его пера, конечно это не 107, созданных Оффенбахом, но мелодии их были крайне популярны среди наших соотечественников. Да и сейчас кто-то с радостью подпевает: «Да! Я всегда была Пепита – дьяболо, Пепита – дьяболо! Я дьяболо всегда была, а дьяволам, а дьяволам, на все плевать.»

Сама устала от перечислений. А это не более трети номеров концерта. Прекрасный вечер в новом для меня месте. Театр Геннадия Чихачева расположен недалеко от метро Рязанский проспект и находится в недавно отремонтированном здании бывшего кинотеатра. Зал очень удобный, с хорошим подъемом, а, главное, что важно для музыкального театра — отличное звуковое оборудование. Артистов слышно было отлично, живой оркестр не заглушал, а замечательно дополнял голоса. 

Обидно, что среди зрителей было мало молодых людей, все больше пенсионеры. В доперестроечные годы, уверена, возрастная аудитория была бы значительно моложе.  А ведь такие чудесные вещи звучали, радовало, что исполнялись они молодыми и талантливыми людьми! Практически каждый, выступавший на сцене имел лауреатское звание международного или всероссийского конкурса. Это ли не показатель уровня. Мне очень понравилось и маме тоже.

Огромная благодарность за приглашение на представление Сообществу московских блогеров «Москва Люблю» moskva_lublu и Московскому государственному музыкальному театру под руководством Геннадия Чихачева

Подробнее о жизни театра можно узнать на его сайте и из групп театра в соцсетях в  Фейсбуке, ВКонтакте, Инстаграме, канале на YouTube.

Фото мои на телефон с вечера 25 октября 2019г.

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий