Поиск

Музей Горьковского автозавода


Сегодня у нас — День автомобилиста, с чем всех и поздравляю. И по сему поводу — давно планировавшийся фотоотчёт о музее Горьковского автозавода, точнее, о представленной там коллекции техники, производившейся на ГАЗе.

ГАЗ-АА — первая модель завода, знаменитая "полуторка", лицензионная копия одноимённой модели Форда, в производство пошла с 1932 года. В 1938 году автомобиль прошёл модернизацию и получил индекс ГАЗ-ММ. Простая и ремонтопригодная конструкция дали грузовику долгую жизнь — такие машины активно эксплуатировались до 1970-х, достаточно много их сохранилось в виде памятников или музейных экспонатов, а отдельные экземпляры до сих пор продолжают эксплуатироваться своими хозяевами по основному назначению!

В 1936 году в производство был запущен трёхосный вариант "полуторки" — ГАЗ-ААА. Выпущено их было немного, до наших дней дошли считанные экземпляры.

Послевоенная классика — ГАЗ-51А.

Его полноприводный собрат — ГАЗ-63. На его базе выпускались различные армейские спецмашины, в том числе БТР-40, увы, его в музее нет.

ГАЗ-53 сменил "полста-первую" модель, его жизнь также оказалась долгой. В музее представлена модификация ГАЗ-53-12.

А на смену ГАЗ-63 пришёл ГАЗ-66, массово использовавшийся как в армии, так и на гражданке.

Современная "полуторка" — ГАЗ-3302 "ГАЗель" стала самой популярной моделью завода в наше время. Этот потрёпанный экземпляр — один из первых опытных машин, эта "ГАЗель" прошла программу стендовых и дорожных испытаний с общим пробегом 270 тыс. км.

Вариант грузовой "ГАЗели" со сдвоенной кабиной — ГАЗ-33023. Ещё со старой светотехникой.

Выпускались на ГАЗе и гусеничные вездеходы, и один из них есть в коллекции — ГАЗ-3403. Ранее эта модель носила индекс ГАЗ-71.

Переходим к легковым моделям завода. Первой из них стал ГАЗ-А, унифицированный с "полуторкой".

В 1936 году начался выпуск более современной модели — ГАЗ-М1.

А в годы войны был разработан полноприводный армейский внедорожник ГАЗ-67. Первая версия начала выпускаться в 1943 году, а уже в следующем году появился модернизированный вариант, получивший индекс ГАЗ-67Б и выпускавшийся до 1950-х, он и стоит в музее.

С 1953 года на ГАЗе пошёл в серию новый внедорожник — ГАЗ-69. Впоследствии его производство было передано на УАЗ.

Первая послевоенная легковая модель завода — ГАЗ-М20 "Победа".

А этот небольшой автомобиль в серию, увы, не пошёл. Предназначался он для инвалидов и носил индекс ГАЗ-18.

В 1949 году стал выпускаться представительский "ЗИМ" — ГАЗ-12. Кроме базовой версии, производились модификации такси и "скорой помощи".

На смену "Победе" в середине 1950-х пришла "Волга" ГАЗ-21. Принято делить "Волги" выпусков разных лет на три серии. Первая имела характерную звезду на облицовке радиатора.

Второй серии в музее нет, а вот третья присутствует. Её облицовка радиатора получила прозвище "китовый ус".

Пошла в производство и новая представительская модель — ГАЗ-13 "Чайка".

Прошло ещё некоторое количество времени, и появилась новая "Волга" — ГАЗ-24, вот она прячется за колонной.

Новая "Чайка", ГАЗ-14, была запущена в серию во второй половине 70-х.

У неё был специальный открытый вариант для военных парадов — фаэтон ГАЗ-14-05.

И опять "Волги". Почему-то в музее нет строгой ГАЗ-3102, зато есть в некотором роде гибрид ГАЗ-24-10 и ГАЗ-3102: ГАЗ-31029, получивший в народе несколько прозвищ, одним из которых было нелестное "ослобык".

ГАЗ-3105 — попытка запустить качественно новую модель "Волги", разработка началась во второй половине 1980-х. На этом фото — опытный вариант с низкой линией стёкол.

А это уже версия, предназначавшаяся для серийного производства. Но новая "Волга" по множеству причин так не пошла в нормальную серию, с 1992 по 1996 год было выпущено всего около 50 машин.

Примерно такая же судьба постигла следующую модель — ГАЗ-3111, эту модель пытались начать производить в начале 2000-х. Но опять не взлетело, было произведено немногим более 400 машин.

А массовой серией до 2005 года производился "наследник" 24-й "Волги" — ГАЗ-3110.

Окончательно история легковых авто на ГАЗе закончилась вот на этом авто — Chrysler Sebring русского разлива, со слегка изменённой мордой, которому постеснялись даже русское название дать, и выпускался он под именем Volga Siber. Впрочем, недолго выпускался.

В музее можно увидеть и необычные экспериментальные автомобили, например, вот этот ГАЗ-16 (точнее, его сохранившуюся часть), который кроме обычного колёсного хода, мог передвигаться на воздушной подушке.

А это — фрагмент кузова гоночного автомобиля с турбореактивным(!) двигателем.

Военная техника производства ГАЗ представлена всего двумя экспонатами. Первый — корпус лёгкого танка Т-70, выпускавшегося на заводе в военное время.

А второй — БТР-80, имеющий также заводской индекс ГАЗ-5903.

В общем, коллекция весьма неплоха, жаль, что в ней не хватает других интересных машин, выпускавшихся на ГАЗе, например, пикапов на базе ГАЗ-А и ГАЗ-М1, автобуса ГАЗ-03-30, а из более современного — экспериментальных ГАЗелей, которых было довольно много.
mib55.livejournal.com

Добавить комментарий