Поиск

Туманное возвращение на Онекотан.

Сделав небольшой променанд по Курильской гряде — туда-сюда — мы вернулись к острову Онекотан и его жемчужине — вулкану Креницина, что гордо возвышается конусом из центра острова Кольцевого, окружённого древней кальдерой. Что, в свою очередь, делает всю эту конструкцию не только невероятно красивой, но ещё и уникальной.

Вы, конечно же помните, как в первой части нашего путешествия, нам невероятно повезло с погодой. В течении двух дней и одной ночи мы могли любоваться природными красотами.
Чтобы было понятно, насколько невероятно нам повезло, стоит сказать, что на Онекотане солнечных дней примерно три-четыре штуки в году и бывает-то.
А в два моих предыдущих визита к этому месту (четыре и пять лет назад) все красоты были плотно укутаны туманом. И лишь чуть-чуть иногда приоткрывались из жалости к путешественникам, протопавшим 15 километров в одну сторону, чтобы полюбоваться на это чудо природы.

И чтобы уже окончательно напомнить о каких красотах идёт речь, покажу фотографию с первой части нашей поездки, когда мы высадились на Онекотан нашим американско-фотографическим десантом, и погода расщедрилась, понимая, что не скоро ещё мировые знаменитости из жанра фотографии доползут до этих мест.

Вероятно те, кто читал первую часть нашей Большой Курильской Эпопеи, помнят, что самые неугомонные умы давно будоражила идея найти спуск к озеру и попробовать переправиться через него к вулкану.

Как выяснилось потом, эта идея давно уже витала в воздухе. Несколько лет её удалось реализовать в рамках одной специально под это заточенной экспедиции. Но на этом как-то всё и закончилось. Ещё был зимний поход двух безбашенных экстремалов на лыжах и последующий спуск с Креницина. Но это уже совсем сумасшедшая история.

Мы же, хотя давно думали и мусолили эту идею, не имея достаточного запаса времени на полноценную её реализацию, решили попробовать на авось — взять наскоком неприступную мечту.
Для этого ещё в первый приход на Онекотан совместными усилиями затащили аж две надувные лодки на край кальдеры.
У фотографов были свои планы и задачи. Мои попытки найти быстренько спуск где-то рядом с ночёвками успехами не увенчались. В итоге мы прикопали лодки до лучших времён.

Но, как учат нас русские народные сказки, если на сцене висит ружьё, оно обязательно должно выстрелить.
Надувные лодки — это, конечно, не ружьё. Но две лодки весом по двенадцать килограмм, затащенные чёрте в какую гору, они, знаете ли, тоже могут сыграть свою роль в истории.

Впрочем, давайте не будем забегать вперёд. А вернёмся в туманно-дождливое утро первого дня последнего месяца лета.

День 12 (день 27)
С утра мы собирались выдвинуться на Креницина.
Вокруг всё было туманно, сыро и прохладно. Но у нас был план, и мы пошли. Собрали рюкзаки, взяли еду на два дня, палатки и пошли.

В прошлый раз мы шли по сухой тропе и любовались видами. В этот раз всё было в тумане и мороси. Под ногами была грязюка и мокрая трава. Видов не было

Как вы видите, наш поход на Креницина начинался очень оптимистично.

Мне кажется, некоторые участники этого мероприятия с самого начала хотели вернуться на уютный тёплый кораблик. И лишь ушедшие лодки не дали им реализовать свои желания.

В принципе, я их очень понимаю. Я бы и сама, наверное, предпочла провести время в тепле и уюте, а не идти куда-то в туман несколько часов с неясными перспективами.
Вернее, с вполне ясной перспективой — провести холодную ночь где-то в полевых условиях.

Чтобы не думать о грустном, я концентрировалась на прекрасном. Проще говоря, цветочки фотографировала. И прекрасные капли дождя на траве.

За прошедшие почти двадцать дней робкого северокурильского лета природа расцвела. Зелёные слоны вдруг вспыхнули разноцветьем. Словно стремились успеть — скорее-скорее, пока не началось…
Короткое таксебе лето. Ещё старый снег не успел до конца растаять, а скоро уже новый ляжет.

Так с шутками и прибаутками мы дошли до кальдеры вулкана, но сразу пошли на ночёвки. Не стали подниматься на кромку кальдеры, откуда открываются виды. Не сложно догадаться, почему…
Все красоты скрылись в тумане.

По крайней мере наше озеро было на месте (единственный источник питьевой воды в тех краях). И стало ещё краше.

Я сразу же сфотографировалась в пляжно-летней композиции.
Чуть позже я опубликую эту фотографию с подписью «Ах, лето. Вот ты где!», чтобы подбодрить стонущую от внезапно исчезнувшего лета далёкую Москву.

Но, как вы понимаете, с летом и у нас не очень задалось.

Мы поставили лагерь и стали шаманить. У нас же на этот случай есть проверенное годами средства — сингапурские монеты номиналом в два доллара.

В ответ на наши шаманские заклинания, нам время от времени показывали небольшие кусочки Креницина. Но в целом всё было как-то очень не очень.

У меня даже родилась теория, что на Курилах отдельно взятый объект одним и тем же туристам в хорошую погоду показывают только один раз за год.
Креницина нам уже в хорошую погоду показали, когда мы пришли с американцами. И Ушишир тоже. С американцами был восторг и красотища — наша вторая группа печально вглядывалась в туман и наши фотографии.
А вот на Симушире с американцами мы не были. Поэтому нашей второй группе выдали отличной погоды по полной. И на Столбчатом.

Озвучивать эту теорию я не стала, чтобы те, кто пришёл сюда в первый раз не побил тех нас двоих, кто урвал два дня идеально-солнечной погоды.
Потому что настроения в группе были явно так себе.
Большинство народу явно недоумевало, зачем они шли сюда четыре часа и что будут делать ещё два дня в этом неприглядном прохладном месте.

Вскоре большинству надоело рассматривать туман, и они пошли спать.

А мы с Деном пошли искать место спуска к озеру.

Перед нашим приходом на Онекотан с американцами Ден с товарищами провёл десять дней на этом острове.
По поручению ответственных лиц, решивших устроить филиал курортов Краснодарского края на восточных рубежах нашей страны, они прокладывали прекрасную тропу к кальдере вулкана.
Тогда, с американцами, мы стали первыми пользователями нового пути. Оценили по достоинству утоптанную дорожку, подрубленные ступени, выложенные брёвнышки, верёвочные перила и прочие удобства, из-за которых наши товарищи окрестили путь Ермотреком (по фамилии Дена).

Так вот, за те десять дней он затащил одну из лодок наверх. А вот разведать спуск вниз не смог — все дни кальдеру окружал плотный туман.

Мне же удалось узнать только то, что рядом с нашим лагерем спуска нет.
Ну, отрицательный результат — тоже результат. По крайней мере мы точно знали, на что не надо тратить время.

Сразу пошли к самому узкому месту озера, надеясь найти там что-нибудь хорошее.
На это место была наша главная ставка. Ведь мы хотели не просто спуститься к озеру, но и попробовать переправиться через него. А наши утлые судёнышки — двухместные надувные лодки — были, честно говоря, так себе плавательными средствами. Поэтому передвижение по воде на них хотелось минимизировать.

Из-за тумана сложно было оценить перспективы спуска «на глазок». Поэтому пришлось действовать ногами.

Следующие два часа мы шарились по склонам кальдеры, скакали вниз, пока не упирались в очередной обрыв или непроходимые заросли. Выползали наверх. Продирались по ольшанникам и родедендронникам.

Иногда всё затягивало, и почти ничего не было видно. Иногда немного растягивало. Но в любом случае было видно, что безопасного спуска к воде нет.

И тут пришло время вот о чём рассказать.
Обычно, когда я рассказываю о своих похождениях (и особенно забегах) всем становится понятно, какой я невероятный неутомимый монстр.

Но на самом деле монстр — это Ден. Я по сравнению с ним — вялая тряпочка.
Этот лось здоровущий в темпе бешеного енота неутомимо скакал. Сначала по тропам до предполагаемого места спуска. Потом по склонам кальдеры. И я скакала, стараясь не отставать от него. Я ж это — тоже ого-го.
Но вскоре всё чаще и чаще мою голову стала посещать мысль из известного анекдота: «А я-то куда полезла, я и читать-то не умею…»

Так что первые два часа я бегала с энтузиазмом, потом энтузиазм стал угасать. Видимо, по привычке организм ждал пунктов питания и прохладительных напитков.
Я постепенно начала отлынивать. Всё чаще и чаще я оставалась наверху, лишь провожая взглядом удаляющегося Дена. Типа — иди, я тебя вижу.

Поняв безнадёжность наших поисков в том месте, мы решили вернуться в лагерь.
Четыре часа скаканий и беганий не прошли бесследно. Во-первых, у нас был очередной отрицательный результат. Что, как известно, тоже результат.
Во-вторых, для более эффективной работы над улучшением погоды, я везде покидала монетки сингапурских долларов.
В-третьих, мы поняли, что последнее оставшееся место, где мы можем попытать удачу в поиске спуска — это то самое место, где пять лет назад мы разгоняли облака, кидали монетки и в итоге были вознаграждены приоткрывшимися красотами.
А в-четвёртых, на это ушли все мои силы. В лагерь я уже не очень бежала. Скорее, ползла.

Пришли в лагерь к восьми часам и застали толпу голодных, холодных людей у вяло дымящегося костра, пытающегося сжечь ботинки, носки, съесть сырые сосиски и второй час вскипятить огромный кан воды на маленькой горелке.

Мы с Деном быстро наладили жизнь. Спасли всех от голода и холода. Сварили сосиски, гречку, накипятили чаю.

И сели пить кофе и втыкать на красоты. Ден, он кроме того, что лось здоровый. Он ещё и кофеман. Везде возит с собой кофе и турку. Очень полезный человек во всех отношениях.

Благо к этому времени наконец стали что-то показывать.
Пусть не видно было вулкана. Зато было видно, как красиво облака стекают со склонов в озеро.

И всё же это было красиво и по-своему прекрасно. Мы ещё долго сидели и смотрели. И спать разошлись опять за полночь.
В эту ночь я спала наредкость крепко и сладко.
Свежий воздух, отсутствие шума мотора, отсутствие качки — после 25 дней путешествия начинаешь ценить такие малости.

Мы договорились с Деном в шесть утра встретиться у его палатки и продолжить поиски спуска к озеру.
Две лодки не давали нам покоя. olly-ru.livejournal.com