Поиск

Улицы мира 70 лет назад. 1949 год


Сегодня в нашем проекте История улиц мира 1949 год.

Хотел, как обычно, начать с Пекина, но на этот раз всё же пойдём с Запада на Восток и закончим СССР.

АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ

В 1949 году на США приходилось 3/4 мирового производства автомобилей и, соответственно, 3/4 мирового автопарка. Это была единственная страна в мире, которая ещё в 1930-е годы подошла к пределу автомобилизации.
Но вот глядя на снимки даунтаунов (т.е. деловых центров крупных городов) в это трудно даже поверить! Ни диких пробок, ни парковок на тротуре в три ряда. Припаркованных на улице машин вообще видно мало. Подземные паркинги и рациональная организация трафика — и город выглядит цивильно, по-человечески!

Манхеттен к 1949 г. уже три года как распрощался со звоном трамваев.

Тайм-сквер в Нью-Йорке:
1949 New York, Manhattan, Times Square0

Война затормозила обновление модельного ряда американских авто почти на 10 лет. По какой-то невероятной причине первые послевоенные модели вышли не осенью 1945 г., и только в 1949-м!
Поэтому трафик 1949-го почти неотличим от трафика 1942-го.
Обратите внимание, знаменитое нью-йорское такси ещё не желтое, а какое-то канареечное))

1949 New York, Manhattan, Times Square1

Несмотря на победившую сверхавтомобилизацию, в 1949 году почти во всех крупных городах трамвай был ещё неприменным атрибутом уличного трафика.

Лос-Анджелес:

1949 LA

Трамваям в Чикаго оставалось ещё 9 лет жизни:

1949 Chicago State St.

А вот вашингтонский трам продержится до 1962 года.

1949 Washington Natural History Section of National Museum

Благодаря особой планировке и ограничению высотники вашингтонские улицы никогда не выглядели как серые каменные ущелья:

1949 Washington Constitution Ave

В Москве бы сейчас на этих прекрасных газонах наделали парковочных карманов для отстоя ржавых "газелей" и прочего автохлама.

Канада по уровню автомобилизации хоть и уступала США, но сильно превосходила тогдашнюю послевоенную Еевропу.

Обилие машин на улицах Старого города в Квебеке:

1949 Quebec city

Обратите внимание на древние электрические столбы, которые в крупных городах Канады задержались до 1970-х, если не позже.

По Гаване ещё бегают трамвайчики, которые ликвидируют в 1952 году по причине сверхавтомобилизации (машинам не хватало места!):

1949 Havana2

Забитые новыми американскими авто узкие улочки Старой Гаваны:

1949 Havana3

На главной площади Мехико тоже полно трамваев:

1949c Mexico by Chalmers Butterfield

ЕВРОПА

Европа к 1949 году уже немного начала оправляться от военных потрясений и восстанавливать автопром.
Производство автомобилей в Англии превзошло рекордный показатель 1937 года.
Но лондонский трафик последние 100 лет, с момента появления красных даблдеккеров, выглядел всегда примерно одинаково и узнаваемо. Степенно и консервативно.

1949 London

Но сравнить эпохи всё равно интересно.

Пикадилли в 1949 году:

1949 London Shaftesbury Avenue from Piccadilly Circus by Chalmers Butterfield01

И в наше время:

1949 London Shaftesbury Avenue from Piccadilly Circus by Chalmers Butterfield 2006

В Дублине как раз в 1949 году убрали трамвай с главной улицы города (О'Коннелл-стрит), так что это крайне редкое цветное фото запечатлело конец целой эпохи:

1949 Dublin

На главной улице Эдингбурга (Принцесс-стрит) дни трамвая тоже были сочтены, но он протянул там (как и во всём городе) до 1956 г., чтобы триумфально вернуться уже в 21 веке.

1949 Edinburgh

Улицы всех крупных и средних городов Германии в 1949 году ещё лежали в руинах, но на них постепенно возвращалась мирная жизнь, создавая причудливные контрасты.
Франкфурт:

1949 Frankfurt

Самые большие контрасты будут, конечно, в разделённом Берлине, но в 1949 году граница между двумя мирами была ещё очень зыбкой:

1949 Berlin Полиция досматривает горожан, входящих в американский сектор Берлина, 1949 год

Конечно, разрушительные вихри Второй мировой затронули не все города Европы.
Мадрид отбомбили ещё в 1930-е и внешние раны Гражданской войны спустя 10 лет уже были залечены.
Гран-виа, нечто среднее между Бродвеем и улицей Горького, с вялым трафиком и британскими даблдеккерами:

1949 Madrid Kessel

Брусчатка вся на месте. Не помню, заасфальтировали её теперь или даже не собирались?

Елисейские поля тоже никто не собирался асфальтировать:

1949 Paris Arc de Triomphe

Лицо французского автопрома будет оставаться довоенным вплоть до середины 1950-х, пока не появится "Богиня".
После принудительного велосипедизма военных лет парижские улицы вновь заполнились автомобилями и автобусами.

На плозади Оперы:

1949 Paris Opera

В 1949 г. уже стала проявляться специческая черта римского и вообще итальянского трафика — обилие мотороллеров:

1949 Rome1

Италия в 1949 г. выпустила всего 65 тыс. автомобилей, но римский трафик местами был довольно напряженный:

1949 Rome2

Амстердам в 1949 г., как нетрудно догадаться, был велосипедной столицей Европы:

1949 Amsterdam2

АЗИЯ

Азия в 1949 году переживала драматические перемены, на её просторах происходила становление новых государств, больших и малых.
В октябре в Пекине провозгласили создание Китайской Народной Республики. Её первые недели были тщательно хроникированы на цветной плёнки советских фотографом и оператором Владиславом Микошей.
Пекин предстаёт перед нами огромным средневековым городом, в который, однако, уже успели проникнуть почти все атрибуты современного урбанизма. На оживлённой привокзальной площади у древних крепостных ворот скопление пока ещё американских автомобилей:

1949 Beijing, Mikosha1

На этом снимке мы видим пекинский трафик 1949-го во всей красе:

1949 Beijing. Микоша

Совсем другим был Шанхай, в центре готорого сохранялся устоявший посреди войн островок западной цивилизации.
Микоша успел запечатлеть знаменитую набережную Бунд ещё такой, какой она была до прихода маоистов — полной современных автомобилей, грузовик, рикш, джонок и всевозможного товара:

1949 Shanghai. Микоша9

Через несколько лет там будет пустота с редкими троллейбусами и велосипедистами. Автомобили исчезнут из этого великого города на десятилетия.
На память о былой интенсивности трафика останется будка регулировщика и первый в Китае светофор:

1949 Shanghai. Микоша3

Чуть в стороне от небоскрёбов Бунда трафик местами довольно сильно походил на пекинский, если не считать троллейбусов (это старейшая в мире система, непрерывно действующая с 1914 г.!):

1949 Shanghai. Микоша5f

После Шанхая Гонконг 1949 г. смотрелся довольно скромно, но у этого города уже совсем скоро будет невероятный взлёт:

1949 Hong Kong

А вот Сеул 1949 г. отделяли от будущего взлёта страшные годы войны и разрухи. Таким был город за год до начало бомбёжек:

1949 Seoul8

Сеульская маршрутка 70-летней давности:

1949 Seoul12

А это уже знаменитая манильская маршрутка-джипни. Даже не верится, что она была такой в 1949 году:

1949 Manila

Не менее колоритный транспорт старой Манилы:

1949 Manila2

Потрясающая экзотика колониальной Батавии, которая как раз в 1949 г. станет столицей независимой Индонезии под названием Джакарта.
Снимки конца 1940-х.

1949с Java Old Batavia Djakarta

Найти бы современный вид этих уголков города для сравнения!

1949с Java Old Batavia Djakarta Street Scene Traffic

На одной из главных улиц Батавии-Джакарты:

1945-49 Jakarta

Сингапур около 1949 г.:

1945-49 Singapore

Сингапур около 1949 г.:

1949c Singapore

СССР

По выпуску легковых автомобилей в 1949 г. СССР сохранял седьмое место в мире после США (5120 тысяч), Англии (412 тысяч), Канады (194 тысячи), Франции (188 тысяч), ФРГ (104 тысячи) и Италии (65 тысяч).

Но на одной из главных транспортных артерий "советского Детройта" (Горького) в кадр 1949 года попали лишь трамваи:

1949 Зеленский съезд. Храмцов В.А.2

Не густа с автомобилями и в Свердловске из кинохроники 1949 года:

1949 кадры из фильма 1949 года

Но на проспект Ленина всё же можно заметить несколько черных "эмок" (лицензионный Форд 1934 г.) и, возможно, чего-то трофейного:

1949 кадры из фильма 1949 года1

Зато какое прекрасное благоустройство улиц! И никакой буржуазной брусчатки, всю один идеологически чистый асфальт.

На кадре кинохронике Ленинграда 1949 года также нет легковушек, зато можно увидеть кое-какую экзотику вроде автобуса-барбухайки и американского армейского внедорожника:

1949 Исаакиевски

По Невскому проспекту в 49-м ещё ходили трамваи, их уберут уже в следующем, 1950-м году:

1949 Невский проспект0

На красивых журнальных снимках советский трафик того времени представлен более насыщенным и разнообразным.
Тот же Невский с обложки журнала 1949 г.:

1949 Невский3

А это "кишащий автомобилями" сибирский город Сталинск (Новокузнецк) из журнала "Советский Союз" за 1949 год:

1949_10а Новокузнецк

Красивый голубой трамвай М-38 смотрится не хуже своих собратьев где-нибудь в Вашингтоне, но был он на весь город всего один…

Все серии проекта "Сравнительная история улиц мира":
1934-36, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947, 1948, 1949, 1950, 1951, 1952, 1953, 1954, 1955, 1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961, 1962, 1963, 1964, 1965, 1966-улицы СССР/1966-улицы мира, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973, 1974, 1975, 1976-улицы СССР/1976-улицы мира, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981, 1982, 1983, 1984, 1985, 1986, 1987-улицы мира/1987-улицы СССР, 1988, 1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999, 2006

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий