NASA продемонстрировало прототипы скафандров для программы Artemis

На состоявшейся 15 октября презентации, администратор NASA Джим Брайденстайн показал публике прототипы скафандров, разрабатываемых для программы Artemis. Они будут использоваться во время полета и работы на космическом корабле, внекорабельной деятельности, а также выходов на поверхность Луны.

Семейство представлено двумя типами скафандров: OCSS (Orion Crew Survival System) и xEMU (Exploration Extravehicular Mobility Unit). OCSS относится к категории аварийно-спасательных скафандров, предназначенных для защиты экипажа от внезапной разгерметизации. Их надевают во время взлета и посадки космического корабля, а также во время некоторых операций, вроде стыковки и расстыковки. В случае необходимости астронавт сможет провести в OCSS до 6 дней. По заявлению разработчиков, в скафандре использована новая застежка, которая позволяет быстрее надевать и снимать снаряжение, а также использована более эффективная система терморегулирования.

xEMU представляет собой развитие модели скафандра, используемой американским астронавтами на МКС. Он рассчитан на работу в диапазоне температур от -157 °C до 93 °C. При создании xEMU, NASA учло опыт программы Apollo. Новый скафандр обеспечит астронавтам  большую степень свободы. В нем можно будет наклониться за образцом породы, поднять руки, в некоторых пределах поворачивать торс. В конструкции xEMU отсутствуют молнии и кабели, на которые ранее жаловались астронавты. Он также лучше защищен от радиации и лунной пыли.

Еще одна важная особенность xEMU, что он изготовлен по принципу «один размер для всех». Это должно исключить повторение недавней ситуации, когда астронавт Энн Макклейн не смогла совершить выход в открытый космос из-за отсутствия на МКС скафандра нужно размера. xEMU сможет поддерживать выходы на лунную поверхность продолжительностью до 8 часов с запасом в один час на случай возникновения нештатных ситуаций.

Материал на сайте журнала «Вселенная, пространство, время»