Поиск

Училка-2: Последнее Испытание


Год — 2018
Режиссёр — А. Петрухин
В гл.ролях — Андрей Мерзликин, Ирина Купченко, Ирина Алфёрова.

Несколько лет назад небезызвестный трешедел Алексей «ААААА!» Петрухин попытался сплагиатить заграничный фильм «Последний Урок», нашёл деньги на нескольких известных артистов и произвёл на свет ебучий трешак под названием «Училка». Фильм не возымел успеха, получил много негативной критики, и даже у нас, на Кинопотрошителях, о нём вспомнили как минимум дважды — Военком, разобрав подробно, и я, разобрав фильм на тему смотрибельности и посылов. И уже тогда мы знали — Петрухин готовил продолжение этого фильма, взяв в этот за основу не чужой фильм, а реальное событие, да притом трагическое, чёрное, страшное, в котором до сих пор не могут разобраться, о котором до сих пор идут споры — трагедия в Норд-Осте. Насколько я знаю, тогда идея заглохла — Петрухина бы просто не поняли, выкати он такое напрямую, с большой рекламой и помпой; и разнесли бы, как режиссёра, на куски. Но сейчас у Петрухина работа над Вием-2, и срачи о нём идут со всех сторон, а пока срачи громки и не утихают, под этими радарами протащен его другой фильм, таки вышедший — «Последнее Испытание», а по простому — «Училка-2».

По сюжету, Алла Николаевна, героиня первого фильма (легендарная Ирина Купченко), приглашена учениками из прошлого фильма (актёры те же) на спектакль по «Ромео и Джульетте». Там она пересекается со своей бывшей коллегой (Ирина Алфёрова), которая как раз сейчас в том состоянии, что А.Н. в первой части — ученики с похожими типажами (и новая готесса тоже) не ставят её ни во что, в открытую оскорбляют и так далее (по сюжету это будет важно и даже очень). Спецназовец Мерзликин из первой части женился на гламурной директрисе оттуда же, но внезапно опоздал… И тут здание захватывают террористы, причём те, что спонсировали это мероприятие. В здании, помимо детей и иностранцев, находится некий олигарх. Все в ужасе, но Училка решается на переговоры с террористами — и у неё начинает получаться.

Это мог быть охрененный фильм, честно. Когда я садился смотреть его, я уже держал в голове то, как буду разносить этот фильм здесь всяко разно, придумывая камедиклабовские словообороты про его создателей, но внезапно увидел, что Петрухин провёл над фильмом огромную работу, которая заслуживает пусть не уважения, но одобрительного кивка головой с «хм, а ведь пытался». Получилось очень неоднозначное кино, которому с ходу трудно было дать оценку, но всё же много было косяков, много лажи, много имхонавтики, потому дальше я буду говорить перечислением, по плюсам и минусам.

Что получилось?

* Петрухин провёл огромную работу, как я уже сказал. Первое — фильм снят так, что первую «Училку» можно вообще не смотреть, забить на неё, и не знать о существовании — но если смотрел, то пересечений и отсылов будет хватать, здесь Петрухин молодец, говорю серьёзно. О событиях первой части никто не вспоминает, но всем всё понятно: гламурную директрису ученики тихо ненавидят, готесса держится особняком, либераст всё такой же мудак (и снова будет страдать жёсткой хернёй, но времени на экране у него мало), и клоун не сильно отстаёт, но видно — дети повзрослели, это прогресс. В сценарии будет сделано множество прямых подтекстов, так и хитрых, на первый взгляд непонятных.

* Фильм качественно снят, начинается он неплохой сценой одним планом, содержащим отсыл к первой части, только с обратным настроем — Училку любят и уважают. Нормальная, адекватная боёвка — поединки сняты хорошо, благо опыт у Петрухина в этом есть, мельтешни не так много, движения читаются, есть некая техничность. Актёры? Могли бы и лучше, но очень стараются, все остальные огрехи в игре на совести сценариста (тоже Петрухин). Музыка в тему, атмосфера гнетущая, кровь есть, но в меру; фильм пытается в непредсказуемость, Петрухин пытается в мультижанр. Более того, все подтексты, заданные режиссёром, достаточно интересны, главным из которых была ответственность за ошибки прошлого, и эти ошибки, прямо здесь и сейчас, бьют тебя по лицу и пытаются убить твоих близких.

* Есть некоторое количество сильных сцен, особенно в финале. Например, поступок чеченских парней; сцена, где террор высказывает «плохой» Алфёровой и её ученикам, попытки защитить близких и спасти их.

* В целом, позитивный финал. Серьёзно, из «добрых» персонажей погибнет, насколько помню, всего один человек, а все кто был ранен, останутся живы.

Что НЕ получилось?

Не получился сценарий второй половины фильма и самые главные посылы.

* Первые проблемы идут тогда, когда начинают тупить заложники. Они орут, кидаются на автоматы, пытаются их вырвать (даже получается!), террористы же в ответ бьют их, толкают, слегонца заламывают, а стреляют всего пару раз. Особенно меня позабавил момент, крайне ебанутый, где либераст начинает неконтролируемо ржать, а следом за ним — все остальные. Терроры, вместо того, чтобы демонстративно кого-то пристрелить каждый раз после таких демаршей, отделываются пинком в живот и прикладом по горбу.

* Вторые проблемы начинаются тогда, когда тупят уже террористы. Точнее, тупит в основном зам.главаря, который начинает задушевные беседы с училкой и пачками отпускает заложников, проникаясь как её словами, так и, внимание, словами пацана, закосившего под мусульманина (что характерно, помощник его предупредил). В реальности училку заткнули бы ударом приклада по тыкве (и это произошло в фильме, но слишком потом), пацана бы послали на три буквы или пристрелили бы, потому что наверняка свои своих бы отличили. Да и под шумок можно было и обмануть терроров, обозвавшись беременной — и уйти.

* Снова карикатурно дебильные дети, один в один как в первой части, но уже у другой учительницы, и ведут себя не лучше, оскорбляя мало того что в открытую, да ещё и при людях. Далее, они обвиняют учительницу в том, что «она заманила их сюда». Это слышит террорист и задвигает ей неплохую тираду на эту тему. Тут Петрухин выводов не сделал, и этот минус вполне может угробить все его потуги.

* Мерзликин крут, но во многом крут за кадром. Ряд терроров он вырубил за пределами экрана, а ведь это можно было показать, раз в трейлере обозначили фильм полубоевиком. Мерзликин делает много действий, но от этих действий мало толку: он предупреждает своих, разминирует бомбы — но без особого смысла, бомбы минируются обратно, а с террорами в итоге он справился сам, и справился, к слову, под конец слишком глупо и опасно для заложников, выйдя прямо в зал и начав по ним палить, не дождавшись спецназа.

* Фильм становится нудным к середине. Конец оправдывает ожидания, но можно было бы сократить на полчаса.

* Большие косяки монтажа и сюжета — как новостники узнали, что Мерзликин попал внутрь? Откуда террор узнал, что Училка ведёт историю? Зачем к театру подогнали эту игрушечную машинку?

* Слитая в унитаз линия с персонажем Евланова. Идея была очень классная — показать, что обиженный ученик стал бандитом, но этой линии было уделено мало времени, и развязка её была тупа: как он убил своего друга? Что там произошло? Почему он стрелял именно в Аллу Николаевну, а не в Алфёрову? Почему терроры не начали палить по его приказу, когда все встали на их защиту? Да и само соперничество Училок можно было раскрыть, у Петрухина было 2 часа на это, хотя многие старые фильмы (да и короткометражки, что уж там) справляются лучше. И если Алфёрова была такой плохой учительницей, как она вообще доработала до такого возраста в школе? Ах да, другой мир, точно.

* Наконец, главная проблема — очень спорные, местами тупые диалоги. Училка откровенно провоцирует террористов, говоря им об Исламе и его истории, о войне (в тч Второй Мировой), и даже о Сталине, но трактовка её слишком спорная, чтобы применять её в таком фильме. Да, есть умные мысли, но остальное зрителю, ещё помнившему те годы и имеющему свою версию событий, они не понравятся. Очень тупо выглядел переговорщик Тактаров (персонаж, а не актёр), начавший ебануто шутить в достаточно напряжённый момент.
—————————-

И повесить бы ярлык «проходное кино», и сказать бы, «всем мир и пока», да назвать эту работу лучшей Петрухинской (на фоне остальных, пусть не надеется — его фильм не шедевр и во второй раз я его смотреть не буду), «у наших попытка удалась»… Но господин Петрухин, это так не работает.

Да, люди, которые верят в сказки, фильм, возможно, и одобрят — но не я. Мы понимаем, что вы хотели показать хороших чеченцев. Но я не верю, что те два парня, которые в реале бы этого пухлого либероида из прошлой части после конфликта в столовой воткнули бы в пол с прогиба или посадили бы его на перо (и речь не только о нации, русские гопники и украинские, равно как и другие, тоже на перо сажают и в точно таких же ситуациях), вот так поступили бы — потому не стоило показывать этот конфликт перед их хорошим поступком, да и девушка уж больно глупая, глазки начала им строить — зачем это было? Хороший чеченец был неоднократно исполнен Вячеславом Разбегаевым в ряде боевиков («Личный номер», например) — берите пример. И террористы в жизни не такие добрые, как вам кажется, и вне зависимости от нации, вероисповедания и чего бы то было ещё, не стали бы они говорить с училкой, успокаивать парой пинков внезапно ополоумевших людей (в реале люди вжимают голову в плечи под дулом автомата, а не пытаются снести злодеев пузом), а банально бы прирезали (и это стоило показать в фильме, чтобы зритель понял, что бандит и террорист суть опасный для людей дегенерат, который тебя видит куском мяса, и для которого ты никто, что хорошо показали даже в лубочном «Спецназе» (серия про школу, например) и отпускать его после раскаяния, как это сделал Мерзликин в конце — выглядело крайне ебануто. И более того, память о терактах, по мотивам которых фильм, ещё жива, и было там всё не так радужно. Когда тот же Сарик Адреасян осмелился снять о трагедии в Ленинакане, он тоже пытался показать трагичность, дружбу народов на фоне беды — и, несмотря на неважнецкие детали и дилетантизм, я ему поверил, а здесь — нет. Слишком сказочная победа — да, любителям сказок зайдёт, но не нам. Если мы хотим посмотреть сказку, мы включаем Александра Роу или Марвелы, кому что заходит, здесь — не тот случай. Несмотря на качество картины, многократно возросшее после первой Училки, видно — Петрухин по прежнему живёт в другом мире, где культурные на вид дети на людях хамят старшим и никто, кроме ЗЛОДЕЕВ их не осаживает.

Мы видели благородных урок, но благородные терроры — большая редкость. И если урок ещё в Штрафбатах как то натягивают с криком и матами на сюжет, то здесь это получилось безобразно — когда правда жизни, хорошие порой слова звучат из уст человека, собравшегося убить кучу народа, в основном детей, и следом выходит его перековка — мерзко выходит. Да, вижу работу, да, научились в качественную картинку; но в сценарии, полагаю, научимся через лет 20, когда люди совсем перестанут верить в отечественное кино. movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий