Поиск

Лючия ди Ламмермур. Новая опера.


Опера Гаэтано Доницетти «Лючия ди Ламмермур», как и большинство опер, имеет в своей основе трагический сюжет. Идешь в оперу — жди нечеловеческих страстей и трупов. Все красиво умирают на сцене.

События, действительно, как написано в программке, слегка напоминают  тему Ромео и Джульетты, хотя в основу либретто положен сюжет романа Вальтера Скотта «Ламмермурская невеста». Но сам Скотт взял для своего романа историю итальянских хроник и перенес ее на англо-шотландскую территорию. Поэтому фэнтезийная смесь в оформлении спектакля: ворота баптистерия Флорентиского собора и клетчатые накидки солдат войска Энрико Эштона — воспринимаются романтическими образами, которые отдают историей, но не территориальными привязками.

Вот и от имен героев: Энрико, Эдгаро, Артуро —  веет чем-то итальянским, но фамилии Эштон, Равенсвуд, Бэклоу, вне всякого сомнения, представляют нам жителей туманного Альбиона.

Так же как с именами и фамилиями, так и с соответствием сюжета и музыки. Это я о том, что при всей трагичности событий, музыка абсолютно не патетична. И мне это импонировало. Музыка давала надежду, романтизировала события, а не ложилась дополнительным гнетом на происходящее на сцене. Легкая она у Доницетти.

Пели все прекрасно. И главный злодей лорд Энрико Эштон (баритон Анджей Белецкий), и его сестра Лючия (сопрано Ирина Костина), которую из корыстных политических соображений брат намерен выдать замуж за лорда Артуро Бэклоу (тенор Михаил Новиков). Энрико строит козни, чтобы разрушить привязанность сестры к давнему врагу своей семьи — Эдгардо Равенсвуду (тенор Дмитрий Бобров). В ход идет обман, подложные письма. Но зло оборачивается против самого Энрико: Лючия теряет рассудок и убивает навязанного ей братом мужа, а позже умирает сама. Обманутый Эдгардо, узнав истинное положение дел и о смерти возлюбленной, кончает с собой. Энрико остается один, без родственников и каких либо сторонников. Звучит обличительный голос священника наставника Лючии —  Раймонда Бидебенда (бас Сергей Артамонов).

Особенно сильным для меня было второе действие. Сцена сумасшествия Лючии полна страсти, невыразимой тоски и боли. 

Опера по праву считается одним из образцов высших достижений романтического бельканто. Переливы голоса каждого из исполнителей наполняют пространство зала. Мелодичная итальянская речь льется со сцены. Все в соответствии с международными оперными традициями: Доницетти —  итальянец, бельканто — итальянский стиль, исполнение на языке оригинала.

Внешние данные артистов прекрасно соответствуют исполняемым образам. Очень красивая постановка с замечательными голосами.

А еще из интересного: в фильме Люка Бессона «Пятый элемент» Дива Плавалагуна исполняет обработанную версию арии Лучии «Il dolce suono». Если собираетесь смотреть вещь впервые, послушайте кинематографический вариант арии, а затем прочувствуйте его в живом исполнении на сцене. Любопытный опыт.

Огромная благодарность солистам и оркестру театра Новая Опера за постановку. Спасибо за приглашение проекту Москультура, сообществу moscultura и блогу tushinetc

Фото мои на телефон с постановки 09.10.2019

ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий