Поиск

Разведение роз, садов и виноградников в Крыму — инициатива императорской семьи


Полное название поста:
Разведение роз, садов и виноградников  в Крыму   — инициатива императорской семьи;  создание Ливадийского парка и дворца, парка  в Массандре, озеленение Ялты

Годы царствования Александра III (1881-1894) совпали по времени с невиданным доселе в России курортным бумом в Крыму, а частые Августейшие визиты в свою летнюю резиденцию в Ливадии стимулировали интерес публики к строительству новых усадеб и имений на Южном берегу Крыма.

К. Боссоли. Вид Ялты 1856 г.:

Российская империя потерпела поражение в Крымской войне (1853-1856 гг. ).  Страна понесла территориальные потери и лишилась  полностью Черноморского флота (все черноморские  военные суда были затоплены по условиям Парижского трактата 1856 г. , заключенного между Россией и коалицей стран: Англии, Франции, Турции и Сардинского королевства).  России запрещено было иметь военный флот на Черном море.
Война привела к расстройству  финансовой системы России, для обеспечения   военных расходов  правительству пришлось прибегнуть к печатанию необеспеченных кредитных билетов, что привело более чем к двукратному  обесцениванию рубля.  Снова выйти на бездефицитный бюджет страна смогла лишь в 1870 г., то есть через 14 лет после окончания войны.

Несмотря на все эти события   продолжилось обустройство и  усилилось освоение и развитие Крыма, Россия показывала всему миру, что из Крыма она не уйдет.

Дальнейшее развитие в эти годы на полуострове получили виноградарство, виноделие, плодоводство, преобразились сады и парки. Образцом южнобережного "райского сада" для новых и старых хозяев крымских владений стал Ливадийский парк, в переустройстве которого большую  роль сыграла супруга Александра III, императрица Мария Федоровна,  в девичестве датская принцесса Мария Дагмара  (преобразования в свое время начала ее свекровь, императрица Мария Александровна) .

Любимыми цветами Марии Федоровны были розы  и на Южном берегу Крыма "царица цветов" во всем  многообразии форм и расцветок удовлетворяла цветочные пристрастия императрицы.

Большой Ливадийский дворец Сверху литография 1868 г., а под ней фотография, очевидно, что сделаны они в разное время, можно найти много различий:

Большой Ливадийский дворец, 1897 г.:

Вначале коротко о Ливадии.

В 1860 г. по распоряжению Александра II имение Ливадия, что в переводе с греческого обозначает "лужайка" или "луг",  было приобретено у дочерей известного российского дипломата графа Л. C. Потоцкого, получивших его в наследство. Дочери графа не особенно стремились его продать, но Государю отказать не смогли. Имение было приобретено для императрицы Марии Александровны. К 37-ми годам у нее появились все признаки самой беспощадной болезни XIX в. – чахотки.

Купленное имение в Ливадии было подарено Императором  жене Марии Александровне. Церемония дарения  была организована очень оригинально: на ветках ярко освещенной рождественской елки в 1860 г. были развешаны все документы, связанные с приобретением Ливадии, – акты покупки, планы имения, описания построек и т. д. Надо сказать, что на территории имения уже имелись жилые и хозяйственные постройки, кроме того, оно было окружено красивым  парком, который занимал 40 десятин земли.

В последующие два года по проекту архитектора Высочайшего двора Ипполита Антоновича Монигетти были возведены Малый дворец (назывался дворец Великих Князей, а позднее – дворец Наследника), дом садовника, дом управляющего, кухня, казарма для рабочих, свитский и фрейлинский дома, новая оранжерея, теплицы, купальни на берегу моря.

Затем был выстроен и Большой дворец, он был построен на основе дома графа Потоцкого. Одновременно со строительством зданий происходила коренная реконструкция парка и прилегающей территории. Расширялись и прокладывались пешеходные аллеи, новые дороги для проезда конных экипажей и верховой езды. Питомник от дворца перенесли и расширили, а на его месте разбили газон с вечнозелеными растениями. Руководил парком и садовыми работами  старший садовый мастер Л. Гейслер и его старший помощник Вильгельм Гуф; заведовал виноградниками и виноделием Константин  Лютц.

Австрийский живописец Рудольф Альт, приглашенный Марией Александровной в Крым в 1863 году для рисования  готовых построек, запечатлел на 20 акварелях наиболее живописные уголки имения.

Р. Альт. Оранжерея в Ливадии, акварель 1863 г.:

Р. Альт. Дворцовая Крестовоздвиженская церковь, акварель 1863 г.:

Часовня между Большим и Малым дворцом (справа), 1897 г.:

Р. Альт. Фонтан., акварель 1863 г.:

Примерно такой и увидели впервые Ливадию будущий император Александр III и Мария Федоровна, приехав  в имение 10 июня  1869 года в составе всей императорской семьи во главе с императором Александром II и императрицей Марией Александровной. Родители поселились в  Большом дворце, а Их Высочества стали жить  во вновь построенном специально для наследника дворце, который ему очень понравился и на долгие годы оставался одним из любимых мест отдыха.

Малый дворец, литография 1868 г., второе фото — открытка:

Дворец Наследника в Ливадии. Западный фасад. Фото конца XIX в.:

Здесь впервые наследник и Мария Федоровна увидели розы Ливадии. Одна только розовая пергола чего стоила! О ней следует сказать особо. По желанию императрицы Марии Александровны в первые годы преобразований в Ливадии было решено установить металлическую перголу, но выписывать ее пришлось из Франции, поскольку на месте не нашлось достаточного количества чугунных труб. Пергола была обсажена плетистыми розами, в основном дикорастущими китайскими видами. Удивительно, но пергола и часть роз посадок 1866 года сохранились до сегодняшнего дня, так что в  2016 году  исполнилось ровно 150 лет первым розам Ливадии, которые каждую весну благоухают на радость посетителям.

Пергола в Ливадии  в наше время:

Дом садовника. Акварель Р. фон Альта. Архитектор И. А. Монигетти. 1864 г. Предназначался для постоянного проживания главного садовника имения.  Экстерьер этого дома, сохранившийся до наших дней, — пример архитектурного стиля, в котором Монигетти возводил многие здания в Ливадии:

Особняк Лищинской на Екатерининской улице в Ялте: очень хорошо сохранившийся особняк, исполненный в "царском стиле," вторая половина XIX в:

Свитский дом: архитектор И. А. Монигетти, 1863 г., (сейчас корпус санатория Ливадия):

Побывала чета наследника и в соседней Ялте. Такое знаменательное событие не могло пройти мимо городских властей. Им устроили пышный прием, на котором Александр и его брат Алексей пожертвовали по 300 рублей только что учрежденному Ялтинскому Благотворительному Обществу.

Кстати, в том же году было основано "Собрание виноделов, садоводов и сельских хозяев Ялтинского уезда", целью которого было "усовершенствование местного садоводства и виноделия". Впоследствии "Ялтинское общество садоводов и виноделов", как оно стало называться с 1874 года, сыграло важную роль в развитии виноградарства на Южном берегу Крыма, что входило в круг первостепенных интересов будущего императора Александра Александровича.

До весны 1881 года наследник неоднократно бывал в Ливадии, в основном с отцом,  решая вопросы управления государством. Согласно завещанию Марии Александровны (а юридически ей принадлежало имение)  Ливадия после ее смерти должна была перейти в пожизненное распоряжение и владение Александру II (мужу), а в случае его кончины – наследнику цесаревичу. Таким образом, весной 1881 года, когда император Александр II погиб от рук террористов (а его жена, императрица Мария Александровна, умерла раньше, за год до этого события), новым владельцем Ливадии стал Александр III  и вскоре в имении начались  существенные перемены.

С 1 июля 1882 года  был назначен  главным садовником  Вильгельм Гуф (в русском написании Василий), служивший в императорском имении с 1861 года. По личному указанию Марии Федоровны он в первую очередь занялся розами. Документы свидетельствуют, что весной 1884 года в парке и возле дворца было высажено 2000 кустов, осенью того же года – еще 500 кустов. В следующем, 1885 году – 300 экземпляров, а, начиная с 1886-го, каждый год высаживалось по 1000 кустов в розовом саду, в парке и вокруг дворцов.

Главный садовник Гуф был озабочен не одними лишь розами. В 1880-х годах  были проведены значительные работы по изменению видового состава пейзажных картин в парке, немало пришлось потрудиться и по наполнению питомников. В Ливадии их было три: при оранжереях, у кладбищенской церкви и плодовый питомник при огороде. За несколько лет количество молодых саженцев хвойных и лиственных декоративных деревьев и кустарников увеличилось настолько, что имение стало  даже продавать посадочный материал на сторону. Сначала это были кипарисы, туи, орехи, затем фруктовые саженцы.

Ливадийский парк. Фото 1890-х гг.:

За 30 лет со времени приобретения имения в царскую собственность в парке было произведено огромное  количество посадок, композиционных переустройств, изменений в ассортименте растений. Если бы бывший владелец  граф Потоцкий появился в Ливадии в 1890-х годах, он  совсем не узнал бы свой парк. Пейзажные картины из лиственных и хвойных пород сменяли одна другую, цветочные клумбы и партеры блистали разноцветием, воздух был напоен благоуханием тысяч ароматных роз.

Приезды Августейшей семьи происходили почти каждый год и всегда сопровождались всевозможными иллюминациями и фейерверками. Для этого в имении находился большой запас  оборудования  – более 200 фонарей из цветной бумаги, почти 300 разноцветных стеклянных шаров (красных, зеленых, синих, белых и оранжевых), около 10 тысяч стаканов из цветного стекла. В Ялте закупались стеариновые свечи, баранье сало, нитки и вата для факелов.

Семья Александра III в Ливадии. 1893 г.:

Городские власти Ялты такое дорогостоящее удовольствие себе позволить не могли, но праздничные торжества проводили. Император и императрица непременно бывали в городе, причем прибывали из Ливадии, как правило, на яхте. В порту к их приезду развешивалось столько цветочных гирлянд и венков, что городское хозяйство не могло обеспечить требуемое количество растений, и приходилось обращаться за помощью в другие садовые хозяйства.

Главной достопримечательностью Ливадии при императоре Александре III стали не только дворцы и иные постройки, но  красавец-парк.

Здание Большого дворца  в последствии  было полностью снесено, а в 1910 г. на его месте было возведено новое здание под руководством архитектора Краснова, а здание Малого дворца, особенно любимое членами Императорской фамилии, на месте которого до недавнего времени находились теннисные корты, сгорело в 1941 г. во время паники, охватившей жителей Ливадии при известии, что на ЮБК уже наступает 11-ая армия Э. Фон Манштейна.

На территории Ливадийского парка, тем не менее, сохранился "дом садовника", также возведенный Монигетти, который может дать представление о том, как были украшены созданные Монигетти в том же стиле Большой и Малый дворцы.

Современные виды парка и  Ливадийского дворца, 4 фото:

Продолжение следует …., выйдет в ближайшие дни.

__________________

Старинные литографии,  открытки и фото того времени.

Ялтинская бухта, литография, 1868 г.:

Ялта, литография, 1868 г. :

Ялта — вид с моря, фото 1897 г.:

Ялта — Александровский сквер, 1897 г.:

Ялта с юго-западной стороны, открытка:

Ялта.  Вид с северо-восточной стороны, открытка:

Ялта. Волнение на море, открытка:

Два современных вида   Приморского парка в Ялте:

_______________

Использованы инф. источники:
1.Статья,  опубликованная   в сборнике: Гатчинский дворец в истории России.
Материалы научной конференции 1-3 декабря 2016. — Санкт-Петербург: Свое издательство,
2016. — С. 16-26. Юта Арбатская
2. Колесников А.И. Архитектура парков Кавказа и Крыма. 1949 г.
3. Путеводитель 1902 г. Одесса  "Ялта в кармане"
4.  Статья Крым, Ливадийский дворец, жизнь династии Романовых, эпоха Александра II и Марии Александровны
5. Литографии отсюда,  отсюда, открытки отсюда,  фотографии отсюда и отсюда, и из др. открытых источников, есть свои.

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий