Поиск

Стратегический бомбардировщик Ту-16А (Смоленск)


Реактивный бомбардировщик Ту-16А стоит в небольшом скверике на улице Багратиона в Смоленске.
Рядом расположена бесплатная парковка.
Доступ свободный, можно трогать, лазить — высоко. Охраны нет.
Состояние памятника — нормальное.
Дата съёмки — 14 июня 2018 года.

01.


02. Памятник был установлен в апреле 1985 году в честь присвоения Смоленску звания Город-Герой.
На блоках под основными стойками две таблички.
На одной изображён бомбардировщик Ил-4 и написано:
В 1940 году в городе Смоленске был сформирован 212 отдельный бомбардировочный полк — ядро будущей авиации дальнего действия.
На второй — знак авиаторов (крылья с пропеллером) и посвящение:
Жителям города-героя Смоленска от воинов-авиаторов 46 Воздушной армии ВГК (СН)


03. Ту-16 (изделие «Н», по кодификации НАТО: Badger — «Барсук») — советский тяжёлый двухмоторный реактивный многоцелевой самолёт.
Выпускался в различных модификациях, включая ракетоносный вариант, самолёт-заправщик, самолёт РЭБ и др.
Серийно выпускался с 1953 по 1963 год тремя авиационными заводами.


04. Состоял на вооружении СССР, России и государств СНГ на протяжении около 50 лет.
Также состоял на вооружении Египта, Ирака, Сирии и Индонезии.
Производился под названием Xian H-6 в Китайской Народной Республике.
За время производства было изготовлено более полутора тысяч самолётов Ту-16.


05. Здесь стоит «атомный» вариант бомбардировщика Ту-16А.
Атомные бомбы первых поколений требовали строгого соблюдения условий по температуре и влажности окружающей среды, поэтому бомбоотсек Ту-16А был оснащён термоизоляцией.
Ту-16А был самой массовой модификацией самолёта (453 штуки из 1507 построенных).
Практически все советские атомные испытания со сбросом бомбы с самолёта были сделаны при помощи Ту-16.
Первый китайский воздушный ядерный взрыв в 1964 году был сделан бомбой, сброшенной с самолёта Ту-16 советского производства.


06. В данном ракурсе хорошо заметна одна из особенностей Ту-16 — крыло с отрицательным углом V, когда консоли крыла находятся ниже их корня.
Это было сделано для уменьшения статической устойчивости (стремления самолёта лететь прямо, несмотря на изменение положения рулевых поверхностей).


07. Хвостовое оперение и гермокабина стрелков.
У самолёта семь 23-мм пушек АМ-23.
Одна неподвижная пушка в носовой части и три двухорудийные дистанционно-управляемые башенные установки.
Одна башня находится сверху фюзеляжа за кабиной пилотов, ещё одна снизу позади крыла и одна в кормовой оконечности у кабины стрелков.
Над остеклением кабины находится антенна радиолокационного прицела.
Он нужен для обеспечения возможности оборонительной стрельбы из пушек в условиях ограниченной видимости (ночь, облачность, дым и т.п.)
Кроме того, один из стрелков ведёт наблюдение за обстановкой через остекление в верхней части кабины, а другой — наблюдает через каплевидное остекление (блистер) в нижней.
Стреляют они, соответственно, из кормовой и подфюзеляжной пушечных установок.


08. Хвостовое оперение.
Стреловидность 42°, что больше стреловидности крыла.
Это сделано для того, чтобы волновые эффекты, возникающие на трансзвуковых скоростях и препятствующие управлению самолётом, оказывали влияние на хвостовое оперение позже чем на основное крыло.


09. Крыло.
Стреловидность 35 градусов.
Крыло построено по жёсткой, не гнущейся схеме.
Несмотря на увеличение массы, такое крыло значительно долговечнее более лёгких и гибких аналогов.
В корне крыла размещены двигатели (по одному с каждой стороны фюзеляжа).
Между двигателями, в районе центра масс самолёта, расположен бомбоотсек (для девяти тонн атомных или конвенционных бомб).
Так же на крыле находятся гондолы шасси.


10. Носовая часть самолёта.
В ней находится передняя герметическая кабина экипажа.
В самой передней стекляной части место штурмана.
За ним сидят два лётчика.
За ними на верху фюзеляжа видна небольшая полусфера блистера рабочего места штурмана-оператора.
Примерно на уровне стойки шасси герметическая кабина заканчивается.
«Шапочка» на фюзеляже (ещё ближе к линии двигателей) — это верхняя башенная пушечная установка.


11. Передняя часть самолёта снизу.
Хорошо видны — передняя пушка, плоское нижнее стекло кабины штурмана (плоское, чтобы не было искажений), люк штурмана (посадочный и для катапультирования).
Большой «нарост» — обтекатель радиолокатора.
Маленькие «клювики» сбоку — датчики скорости.


12. Подфюзеляжная пушечная установка.
Повёрнута вниз на максимальный угол.


13. Стволы настоящие, с нарезами.


14. Носовая стойка шасси.
Обратите внимание, так же, и на сложную форму мотогондолы двигателя.


15. Колесо носовой стойки.
Размер 900х275. Модель 7.
Производитель — Красноярский шинный завод.
Механизм стойки включает в себя демпфер колебаний (шимми).


16. Основные стойки шасси.
Обладают патентованной кинематикой уборки.
Чтобы занимать меньше места в обтекателе, тележка шасси при уборке поворачивается на 90 градусов и прижимается к стойке.


17. Колесо тележки основной стойки.
Размер 1100х330, модель 16А.
Производитель — Красноярский шинный завод.


18. Трудно поверить, но китайская версия Ту-16 до сих пор на вооружении Китая.
И это через 67 лет после первого полёта базовой модели.

Кстати, в старом советском фильме «Случай в квадрате 36-80» есть момент, в котором детально показана процедура взлёта танкера Ту-16З, в том числе месторасположение членов экипажа и их рабочие места.
Вот этот эпизод:

Ещё из залипательного видео — очень интересный русскоязычный канал на тему атомного оружия, энергетики и околорадиоактивных тем: Radiation Hazard
Рекомендую.

Координаты:
54°46’58.28″С
32° 1’22.77″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий