Поиск

Памяти Марка Захарова


Когда умирает художник, смерть наступает словно бы не до конца, особенно в сознании тех людей, кто не знал его лично, а только через произведения. Потому что их жизнь, продолжение их истории – есть и продолжение жизни автора. Марк Анатольевич Захаров… Взгляд его спокойных умных глаз знали в нашей стране даже те, кто никогда не бывал в Ленкоме.

Наше счастье в том, что сейчас, после его ухода, у нас остались его фильмы, в которых так много красоты, юмора и простой необходимой человеку мудрости. Можно много говорить о театральности его кино, об интерпретации известных сюжетах, об игре с известными литературными образами. Но замирая перед экраном с первых кадров, заученных досконально, мы не думаем об этом. Какой-то восторг от сопричастности к прекрасному окутывает нас и погружает в обостренное созерцание.

Именно он, Марк Захаров, объяснил нам формулу чуда и обыкновенную любовь. Его актеры всегда были немного из сказки, он создавал их с любовью к герою, к артисту и к своей мечте об идеальном человеке: любящем, смелом, прямом и не боящемся мечтать. Поэтому его положительные герои всегда такие живые и настоящие, а отрицательные – обаятельные и неотразимые. Кто еще смог бы сделать из Евгения Леонова злого короля, из Андрея Миронова – беспринципного министра-администратора, а из Леонида Броневого – посредственного провинциального доктора? Кто еще мог бы заново придумать барона Мюнхгаузена, графа Калиостро и Джонатана Свифта? Только он, художественный руководитель театра Ленком (даже слова «ленинский комсомол» он смог придумать заново), всегда оставался верен театру и не боялся привнести его в кино.

В его фильмах, кажется, пространство расширяется и становится пластичным – декорации перетекают друг в друга и постоянно меняют очертания, и время течет по собственным законам. И для зрителя, и для героев, и для самого действия. Кажется, мы проживаем столько жизней в течение тех минут, что длится кино, и герои проживают не только свою судьбу, но становятся нашими современниками, соратниками, друзьями и вдохновителями. Они находят для нас самые важные слова: «Я зналась за вами три дня, чтобы сказать, как вы мне безразличны», «Мне ухаживать некогда. Вы привлекательны, я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?», «Я вернусь к тебе. Я обязательно вернусь к тебе. Только другим», «Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны… Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!».

Многие уроки преподнес нам Марк Анатольевич, уроки без дидактики и скучной зубрежки. Уроки, которые ты сам готов бежать, потому что художник умеет рассказать обо всем так, словно ты все это уже знал, а он просто помог тебе вспомнить. И главный его урок звучит так: формула любви заключается в том, что никакой формулы нет. Есть только любовь – самое обыкновенное из человеческих чудес. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий