Поиск

Классик советского фоторепортажа, вечный бунтарь и нарушитель предписаний — Виктор Руйкович



Автопортрет. 1979

Виктор Авксеньтьевич Руйкович (1907 — 2003) родился в Москве. Большую часть жизни он прожил на Остоженке, рядом с домом, в котором до революции находилась булочная Чуевых. Теперь в бывшей булочной расположился Московский Дом фотографии (МДФ). В 8 лет впервые взял в руки фотоаппарат Kodak Braun. Еще не зная, что держит в руках свое будущее. Уже потом, но на всю жизнь полюбил легендарную «Лейку». В 1917 году поступил в зна­менитую Первую мужскую гимназию, доучиваться пришлось уже в советской школе — грянула Революция. Его отец был коммерсантом (дед был польским шляхтичем, участником восстания 1863 года) , но накоплений и оснований к отъезду не было, и семья осталась в Москве. В 1925 году Руй­кович всерьез заинтересовался фотографией. Ему необыкновенно повезло: он познакомился с Александром Родченко, Дмитрием Дебабовым, Максимом Альпертом, Василием Живаго, Владимиром Шаховским, Анатолием Егоровым и Аркадием Шайхетом. У них он учился искусству светописи.

Затем Руйкович увлекся кино — это было время Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Пудовкина. В 1927 году устроился работать в Госвоенкино помощником кинооператора. В 1929 году со своим другом Юлием Фогельманом снимал фильм о жизни ев­реев на земле в Крыму и на Украине для американской организации Agro-Joint в 1930 году работал кинооператором хро­ники в Новосибирске, а в 1931 году — в Таджикистане. Вернувшись в Москву, поступил на киностудию «Межрабпомфильм». К этому времени Руйкович уже не расставался с камерой «Leica», а в 1934 году решил полностью посвятить себя фотожур­налистике, начав сотрудничать с «Рабочей Москвой», «Вечеркой», «Правдой», «Известиями», «Огоньком», «Moscow news», «Revue de Moscou», «Сменой». В 1934 году снимал 1-й съезд Стахановского движения в Москве. Летом 1936 года поехал на Кавказ делать альпинистскую газету «Школа мужества», увлекся альпинизмом и полюбил горы.

Война застала Виктора Авксентьевича в Латвии. Возвратившись в Москву, он был поставлен на учет в Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а в ноябре 1941 года получил назначение фотокорреспондентом в газету «За честь Родины» 20-ой армии,в числе других армий Западного фронта остановившей наступление немцев на Москву. За оборону столицы генерал Власов, командовавший 20-й Армией, получил от Сталина свой второй орден Ленина, а Руй­кович был награжден медалью «За оборону Москвы». Позже Руйкович был назначен фотокорреспондентом газеты «Вперед на врага» 1-го Прибал­тийского фронта под командованием маршала Ивана Баграмяна, фронта, участвовавшего во взятии опоры немцев в Вос­точной Пруссии — Кениксберга.

Руйкович много путешествовал, делал замечательные снимки. Но в 1958 случился страшный скандал. Его командировали в станицу Вешенскую на репортаж о Михаиле Шолохове. Руйкович снимал гения советской литературы на рыбалке, за сто­лом, за разговорами с односельчанами, на пикнике, трезвого и похмельного. Репортаж был опубликован. И разразилась большая буча: Секретариат ЦК КПСС даже принял специальное постановление о том, что «великий писатель и гордость со­ветского народа» был сфотографирован в недопустимой натуралистической манере, искажающей его облик. Но уладилось.

С 50-х годов до 91-го работал в журнале «Советский Союз» — органе ЦК КПСС.

— Когда я работал в «Советском Союзе», у нас были огромные возможности. Журнал выходил на 16 языках, и такого количества изданий, как сейчас, конечно, не было. В 50 — 60-х годах у нас был один из самых сильных в стране коллективов фотографов. Гаранин, Халип, Шаховской.

В 71-м Руйковича командировали в Эстонию. Как принимают «на местах» журналиста центральной прессы, да еще органа ЦК КПСС? В Грузии — застолье, длинные тосты и песни. В Эстонии — застолье, тосты покороче и банька. После баньки Руйкович снял свой впоследствии знаменитый снимок «Три нимфы в озере». Эротической фотографией он никог­да не занимался — «кадр был уж очень красивый». А потом московский корреспондент издававшегося в ГДР журнала «Freie Welt» увидел его и опубликовал у себя. Как и «Советский Союз», «Freie Welt» был пропагандистским органом. Но, видно, в ГДР социалистический образ жизни позволял фотографирование обнаженных женщин.

После очередного скандала Руйковича выгнали из журнала "Советский Союз", однако так и не смогли заставить уйти из фотожурналистики. Помогли друзья — устроили фотокорреспондентом в тот же "Freie Welt", фотокором которого в Москве он и проработал четыре года. Скандал забылся, его снова приняли в "Советский Союз".

Почти все работы мастера сделаны в черно-белом варианте. Цветные фотографии он так и не полюбил. Снимки делал на своем любимом фотоаппарате – "Лейке".

Добытчик пьезокварца. Памир. 1957

Обеденный перерыв на заводе "Электросила". г. Ленинград. 1963

Докеры Новороссийска. 1952

Концерт в парке Мтацминда. Грузинская ССР, г. Тбилиси. 1967

Утро в семье Шолохова. Ростовская обл., станица Вешенская. 1958

Марк Донской и Одиль Версуа

День рождения Егора Кончаловского

Свечи зажигает актриса Наталья Аринбасарова, ее схватил за руку виновник торжества – Егор Кончаловский.

В гостях у автора «Тихого Дона». 1958

Михаил Шолохов, его жена и Юрий Лукин. Ростовская обл., станица Вешенская. 1958

Актеры Жан Маре, Ирина Скобцева и Элина Быстрицкая

Попойка. В гостях у автора «Тихого Дона». 1958

Писатель Вилис Лацис. Рига. 1949 год

Михаил Шолохов на рыбалке. Ростовская обл., станица Вешенская. 1958

Михаил Шолохов

Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат…" (Встречи с композитором Василием Соловьевым-Седым) 1958 год

Съемки фильма «Судьба человека»

«Судьба человека» – экранизация одноименного рассказа Михаила Шолохова 1959 года, режиссерский дебют Сергея Бондарчука. Картина собрала множество призов на фестивалях в СССР и за рубежом.

Рабочие порта. 1952

Первая «Spidola». Рижское взморье. 1960е

Артистка Лидия Смирнова. 1950

Парашютистка Муза Малиновская / 1936

Виктор Руйкович. Человек и горы. Симфония гор. 1959

Андре Мальро, Всеволод Мейерхольд и Борис Пастернак

Борис Пастернак и Всеволод Мейерхольд

«Три нимфы в озере»

Тишина. 1958

Юрий Гагарин и Павел Попович

3-й Космонавт Андриян Николаев и Лев Кербель

Космонавты в Крыму

Павел Попович.

Юрий Гагарин на рыбалке. Крым. 1962

Галя Карпинская

Актриса Наталья Аринбасарова. 1967 год

Дама в шляпе

Зима. Карелия АССР

1930е

Олег Ефремов

Художник Херлуф Бидструп.

Херлуф Бидструп (Herluf Bidstrup; 10 сентября 1912, Берлин — 26 декабря 1988, Аллерёд, Дания) — датский художник-карикатурист и общественный деятель, коммунист. Автор свыше 5 тысяч рисунков.

Книги с рисунками Бидструпа издавали в СССР огромными тиражами — Бидструп был убеждённым коммунистом и считался в СССР прогрессивным художником. С 1945 года работал в газете Компартии Дании «Ланд ог фольк». Много раз посещал СССР. Почётный член Академии художеств СССР.

Писатель Илья Эренбург

Роды в барокамере. 1972 год.

Роды у тяжелобольной с сердечной недостаточностью в барокамере. В этом был риск, но была и надежда.

Рабочий Львовского автозавода. Украинская ССР, г. Львов. 1962

Актриса Виктория Я́ковлевна Фёдорова

«Пионерская флотилия». Будущая радистка Комольцева Галина

Елена Образцова в студенческие годы

Актриса Людмила Чурсина

Актриса Елена Коренева

Петер. Королевство Дания. 1960

Цам. Бурятская АССР

Латвийская ССР, г. Даугавпилс. 1980

Виктор Руйкович. Коллеги В. Шустов и В. Саак. Бельгия, г. Антверпен. 1960е

Швеция, г. Стокгольм. 1985

День рождения в семье барона Владимира фон Витте. 1960е

Житель гор. Грузинская ССР. 1967

Завод в Рустави

Кавказ 1938 год

Путь к вершине. Человек и горы.1938 год.

Последний шарманщик. Грузинская ССР. 1964

Школьники. Киргизская ССР, Алайская долина

Индира Ганди. 1970

Долорес Ибаррури

Врач Евгений Чазов

Соревнования пожарников

Скульптор Коненков

Мальчик с обложки журнала «Советский Союз» 1980

Рейх повержен

Маршал Георгий Жуков. 1970

(с)

См.также:

Малоизвестный летописец СССР. Фотограф Сергей Коршунов / 1930 — 1960е

Роберт (Иосиф-Рафаил Львович) Диамент (1907, Киев — 1987) — советский фотограф-документалист.

Фотограф Валерий Щеколдин и его СССР 1970-80х гг.

Фотограф Майя Стефановна Окушко. 1960 -1970. «Посмотрите на меня с любовью»

Васин Сергей Иванович (1912-1979 гг.) — классик советской фотопублицистики

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий